Я — акула, черепашка или медвежонок? Или — как мне себя вести в конфликте?

Я  акула черепашка или медвежонок Или  как мне себя вести в конфликте

«Вот уже на протяжении 30 минут она воевала со своей кошкой. Причиной войны был магнит, который висел на холодильнике. Каждый раз, когда она вещала его на холодильник, кошка подпрыгивала и сбивала его, не обращая внимания на местоположение желанного ее объекта. Конечно, она могла бы спрятать магнит, убрать его с глаз долой кошки, чтобы перестать вести этот неравный бой, но из принципа, из желания того, чтобы он висел на том месте, на котором она этого хочет — она возвращала его. В очередной раз, проделав данную процедуру, она обратила внимание на свою кошку. В ее взгляде она читала «вызов» - может быть это была, конечно же, проекция, а может и призыв к конфликту...»

На протяжении существования человечества люди вступали в конфликты. Данный факт говорит о том, что это повседневный и нормальный процесс. Конфликт принято рассмаривать как нечто отрицательное и негативное, так как он вызывает большую затрату энергии, и появление соответствующих неприятных эмоций. Но благодаря конфликту у нас есть возможность отстоять себя и свои границы.

Каждый человек отвечает для себя сам — нужно ли ему отстаивать себя и свои границы. Ведь есть вариант и возможность того, что в процессе урегилирования конфликта — мы можем потерять близкого для нас человека, так как какие-то точки зрения у нас не сойдутся, а для кого-то разногласие - это принципиальный момент.

Мне хотелось бы сегодня остановиться на динамике социального конфликта, так как он очень важен для нас — психологов, людей, медиаторов. Важен тем, чтобы понимать, а где вообще сейчас находятся конфликтующие стороны.

Цикл конфликта делится на 5 стадий: предконфликт или стадия нарастающего напряжения; инцидент; сам конфликт; эскалация; завершение или приостановка конфликта.

Стадия 1 - предконфликта или нарастающего напряжения является наиболее длительной по себе. Она включает в себя следующие фазы.

Фаза 1. Определение притязаний.Притязание здесь является моими позициями, которые формируют цель. Любой конфликт начинается с ущемления потребности. Самое смешное в этом может заключаться в том, что сторона, с которой мы начинаем конфликтовать, может быть даже не в курсе того, что она как-то ущемляет наши позиции, границы. И тут во избежание ухудшения ситуации — необходимо проверять и сканировать реальность и поле.

Фаза 2. Изменение поведения.На этой фазе сторона, которая чувствует себя ущемленной, начинает демонстрировать поведенческие изменения в адрес того, кто его обижает, ущемляет. На этой фазе поведение еще не столь агрессивно и негативно. Окружающие люди — могут даже не замечать данных изменений.

Фаза 3. Изменение отношений.Тут стороны еще не находятся в открытом противостоянии. Но изменение поведения обиженной стороны начинают замечать окружающие и тот, на кого направлено это поведение. Соответственно тот кто обидел, даже, если он об этом не знает, начинает также менять свое поведение в ответку, что адекватно и логично.

Фаза 4. Выяснение отношений.Эта фаза предполагает открытое негативное взаимодействие. Особенности данной фазы: предъявление неудовлетовренности отношениями; предъявление обиды; попытка перенести ответственность на другого; манипуляции; резкое ухудшение отношений.

2 Стадия — Инцидент. Представляет собой конфликтную ситуацию. Предсказать данную стадию невозможно, она может произойти, когда угодно. Часто повод для инцидента не связан с самим конфликтом. Свои действия стороны трактуют как защитные. При этом своя агрессия оправдывается, как вынужденная мера.

3 Стадия. Конфликт. А что же вообще такое конфликт?Конфликт — это борьба сторон, отстаивающих свои интересы, стремящихся нанести друг другу ущерб. Тут другая сторона имеет образ врага. А раз есть враг — то нужна победа.

Данная стадия может быть длительной. Тут привлекаются сторонники, представляющие собой дополнительные ресурсы. При этом всегда вмешательство сторонников выводит конфликт на новый уровень — более сложный, так как добавляются новые интересы.

4 Стадия. Эскалация.Это эпогей иррациональности. Цель — уничтожить врага. Тут работает формула - «все или ничего». Тут могут быть поджоги, драки, покушения на убийство, никакая ответственность за свое поведение не пугает — главное сделать врагу плохо. Начинается обезличивание второй стороны — обращение как к животному, чудовищу и так далее. Личность другого стирается, чтобы проще было уничтожить, чтобы лишить эмоциональной привязанности, если она есть. Вариант демонизации противника — очень эффективен на этой стадии.

Если вы работаете на этой стадии с парой или человеком - необходимо врагу вернуть личность, его человеческую личину. Данная стадия долгой не бывает. Тут огромное количество негативных эмоций, которые выкидывают рациональность на помойку.

5 Стадия. Приостановка или завершение конфликта. Когда включается осознавание, что что-то не так.

Почему я заговорила о теме конфликта? Недавно я закончила прохождение обучающего курса по медиации. Не путать с медитацией. Это был насильственный курс обучения, на который меня отправили с работы, поэтому изначально никаких радостных предвкущений не было. Негативный фон добавляли преподаватели, которые утверждали, что хороший психолог - это равно плохой медиатор, поэтому, считая себя хорошим психологом, я подумала, что понятно, прилагать усилия не стоит, так как хорошим медиатором мне не стать, так что включаем режим экономии энергии. Но как только началась практика процесс медиации искренне меня увлек, так как для себя, как для психолога я смогла взять много полезного и интересного.

Медиация учит строить границы, «не влипая» в процесс клиента. Она учит некоторой доли директивности, которой порой нам, как психологам, может не хватать. Она технологична и понятна.

Ну все по порядку. Давайте изначально познакомимся, а что же такое медиация.

Медиация — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимовыгодного решения.

В самом определении кроется так много полезного. Это и про то, что «урегилирование» - это «не разрешение», то есть вы изначально не берете ту ответственность за решение, которое может не наступить. «Добровольное согласие» - это про то, что ответственность стороны на себя принимают изначально, так как впервую и основную очередь это нужно им, а не вам.

Сама по себе процедура медиации ориентирована не на конфликт (выяснение вопроса кто прав, а кто виноват), а на конструктивный поиск решение для выхода из сложившейся ситуации. То есть стороны в процессе урегулирования ищу то, что устраивало их обеих.

Медиация в какой-то степени имеет схожие черты с системным семейным консультированием, но при этом отличается тем, что чувства не трогуются — работа проводится на границе контакта, а вы при этом являетесь тем буфером, который не сталкивает стороны, а помогает понять друг друга. Это очень интересная и объемная процедура, с которой я познакомлю вас попозже.

Если отойти от рассмотрения медиативного процесса и вернуться к психологическому пространству, а как вы сами относитесь конфликту? Что это за зверь для вас? Готовы ли вы в него вступать — хотите ли бороться или готовы уйти? Какая ваша стратегия — вы кто? Черепашка, медвежонок или акула?

Я не буду предлагать вам психологические тесты, а предложу упражнение, которое называется - «Я в конфликте». Цель: выразить свое видение самого себя в сложной, конфликтной ситуации; дать возможность освободиться от накопившихся эмоций. Материалы: 2 листа А-4, ручки, цветные карандаши, гуашь. Инструкция: «Сейчас я предлагаю вам в течение 15 минут нарисовать картину, главная идея которой выражается в её названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное, чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Обратная связь: Что? (Фиксируем чувства и первые впечатления от процесса, чтобы они остались в памяти, как опыт); Ну и что? (Вопросы этого блока соответствуют задачам, которые вы наметили решить в упражнении); Дальше что? (Соотнесение с жизнью) Какие чувства вызвало это упражнение? Что дало это упражнение?

В завершение хотелось бы сказать следующее. Мы конфликтуем каждый день! Каждый из нас выбирает как ему себя вести в той или иной конфликтной ситуации. И тут нет правильной стратегии и модели поведения. Правильно это то, как наиболее комфортно вам. Помните об этом.

 



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Найти конфликт, чтобы выйти из конфликта
  • Человек не видит себя со стороны
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как поведение жертвы может спровоцировать насилие в отношении себя же?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Как посмотреть на себя со стороны
  • Почему мы не любим себя или сколько нужно зарабатывать, чтобы почувствовать себя профессионалом
  • Как вести себя в конфликтной ситуации
  • Может ли подростковый конфликт оказывать негативное воздействие на развитие Дела?
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Ломать себя, чтобы самосохраниться или сохранить себя, чтобы не сломаться?
  • Семь шагов вперед, а может быть направо. От самоуценки к принятию себя
  • Быть хозяином себя в любой сложной ситуации. Телесно-ориентированный и персональный способ обхождения
  • Как определить свои сильные стороны и разобраться в себе | за 10 минут
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как не дать втянуть себя в конфликт
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь