|
"От теории «межличностного взаимодействия» к невербальному участию" (1 часть)Автор статьи: Добротворский Владислав Викторович
Сегодня я намерен говорить вполне серьезно. Это похоже на намёк «заставь их вздрогнуть». Два года назад, когда я задумался о том, какое придумать название статье, у меня появились мысли, чтобы я мог сказать на этот счет, но я напрочь забыл, что именно, поэтому буду говорить исходя из того, что придет мне в голову. Проблема состоит в том, что несмотря ни на что, есть еще полмиллиона, а возможно, и миллион людей, находящихся в государственных больницах. Таким образом, возникает немалый спрос в психиатрическом исследовании одного миллиона «овощей», снующих то там, то тут, принимающих фенотиазин и убежденных в том, что еще 120 миллионов людей нуждаются в психотерапии. Проблема состоит в том - как мы собираемся лечить пациентов. И это, как раз, то, о чем я собираюсь говорить. И у меня сразу возникают вопросы – как много излеченных людей вы знаете? Вам удавалось вылечить малолетних преступников по средствам психотерапии? Как много? Вам когда-либо удавалось вылечить шизофреника? И если нет, то почему? Главное, о чем пойдет речь, это то, что психотерапевты подобны игрокам в покер – есть победители и есть проигравшие. Если у тебя есть разрешение от твоих родителей быть "победителем", ты можешь лечить пациентов. И в этом случае тебе не нужно заниматься психиатрией, больше бы тебе подошла профессия хирурга или доктора в какой-то смежной области. Возможная причина, по которой люди идут в психиатрию, это то, что они полагают, что им не нужно выкладываться на полную, кроме посещения конференций, где они могут пояснить, почему они не могут выкладываться на полную. Можно привести аналогию игры в покер, где ты можешь через три хода сказать - кто победитель, а кто проигравший, смотря по тому, как игроки реагируют на происходящее. И я думаю, что пациенты могут определить в течение трех часов – какой терапевт победитель, а какой проигравший. Но так, как большинство пациентов реально не хотят становиться лучше, они с большим удовольствием останутся с проигравшим терапевтом. Но если они захотят стать лучше, они могут найти победителя. Сейчас я хочу поговорить о том, как люди становятся "проигравшими", особенно в научной сфере, где, кажется, огромное сопротивление против познания чего-либо. Что нельзя сказать о научных конференциях, это то, что ты можешь что-то точно знать, потому, что встречная реакция не будет, вроде: «скажи нам, что ты знаешь?» Но она будет, типа: «я покажу тебе, что ты ничего не знаешь», чего нельзя сказать в отношении любой другой научной сферы деятельности. Главная тема, как вы можете догадаться, будет звучать - «войти в образ». Если ты этого не понял, ты везунчик, ты находишься "здесь и сейчас". Прочь теорию "межличностного взаимодействия" взамен на "невербальное участие". Я думаю, что мы получили все здесь, кроме одного – «направления к чему-либо». Мы могли бы опустить «направление к», заменив на «прочь» просто ради удовольствия. Появляется много статей с заголовком «направление к». Ты удивляешься - когда они только собираются попасть туда. И если ты спросишь об этом людей – кода они собираются туда попасть, они ответят: «мы не знаем, как туда добраться, и мы даже не знаем, куда мы собираемся идти». Я думаю, настоящие люди знают, куда они собираются идти. Хочу привести один пример с пилотом самолета. Однажды я оказался в самолете и один пилот громко заговорил в микрофон: «это полет в направлении Нью-Йорка». Я сказал: «позвольте мне выйти здесь, так как я собираюсь именно в Нью-Йорк». Затем я попал в больницу, так как собирался удалить миндалины, и хирург мне сказал: «я собираюсь предпринять несколько шагов по направлению удаления миндалин». Другими словами – нормальные люди не говорят: «по направлению к». Они говорят: «наконец-то, я буду, и я сделаю». Да, нужно позаботиться об этих словосочетания «по направлению к» и «прочь», и, может быть, «прочь» выглядит лучше, чем «по направлению к». По крайней мере, если ты «уходишь от», ты можешь взглянуть на происходящее более ясно. А теперь насчет теории: в теории одно из двух: либо это классная идея, типа, - я не возражаю быть особенным – что-то такое они проделывают в области психологии в «Rand Corporation», где кто-нибудь садится за маленький компьютер или очень мудреный арифмометр и, таким образом, сочиняет теорию «человеческого поведения», при этом даже не обращая внимания на человека, вероятно. Да, это настоящая теория, которая очень далека от жизненного опыта. Более тысячи пациентов, которых ты видишь, более доказательны и наглядны, чем эта теория. Или же больше часов, проведенных с одним пациентом и меньше времени, которое ты потратишь на арифмометр – окажутся более доказательными, чем эта теория. Слово «воздействие» стало очень модным. Каждый хочет повлиять. Сейчас воздействие, направленное ко мне, это не пустой звук. Клац! Клац! Это то, что бы тебе следовало сделать с твоими пациентами, не издавая пустого звука. Фраза «межличностное взаимодействие» мною воспринимаются как резкое движение. В этом выражении я не вижу никакого смысла. Напротив – "безличностное взаимоотношение", "межличностное взаимодействие" или "нарушение". Вообще-то это «пыль в глаза» и означает следующее: если я использую много мудреных слов, мне не нужно разбираться в том, что происходит и это звучит убедительно. Конечно, моя главная цель – предложить условия для транзакции. Ценность этих условий в том, что ты предрасположен к совершению чего-то. Вы говорите, что произошел взаимообмен. Таким образом, если вы вступаете во взаимодействие, вы как бы говорите: «я не знаю, я только собираюсь по направлению к чему-то». Трансакция значит: «по крайней мере, я попал на первую ступень». Я знаю, что когда люди разговаривают друг с другом, это подразумевает то, что они обмениваются чем-то, и это является причиной общения людей друг с другом. Фундаментальный вопрос социальной психологии: почему люди общаются друг с другом? Взаимодействие, по сути, означает бездействие, в большинстве случаев это только ситуации. Люди, которые, действительно, собираются что-то сделать, не используют слова для "взаимодействие". Это напоминает мне старую шутку о том, как пациенты проходят диагностику в обычной клинике. Человек, менее инициативный, нежели психотерапевт, относится к «пассивно зависимому» типу личности. Человек, обладающий большей инициативой, чем психотерапевт именуется «социопат». «Участие» обычно подразумевает разговор по моим принципам. Сейчас я продемонстрирую очень интересный пример в этой связи. Однажды утром я проснулся в очень хорошем настроении и зайдя в больничную комнату, где проходила групповая терапия, я заметил, что кто-то нагромоздил там много кофейных столиков. Вместо того, что обойти их по кругу, я перескочил через них, чем развеселил пациентов. Я подумал: «это было ловко». Они подумали то же самое. Позднее на сессии один мужчина сказал: «у меня нет никаких чувств. Я никогда не злюсь». Этот человек посетил немало терапевтических сессий. Спустя мгновение я сказал: «вы выглядите сейчас так, как будто вы себя хорошо чувствуете. Это чувство, неправда ли»? И для него это было большим удивлением, так как он никогда не думал о том, что чувствовать себя хорошо – относится именно к чувствам. Итак, это одна из проблем, касающейся темы «участия». Другое интересное наблюдение заключается в том, что смех не является выражением аффекта. На Востоке в некоторых культурно отсталых местах в 20-30-х годах, единственное чувство, которое считалось терапевтически целесообразным – это чувство ярости. Если вы посетите их большой город, вы можете заметить, что они достаточно злы друг ко другу. Если кто-нибудь проходит групповую терапию и все начинают смеяться в течение целого часа, тогда терапевты выходят с мрачным выражением лица и заключают: «никто не выразил никаких чувств». Это была неудачная терапия, так как хорошая терапия, это терапия, где хоть кто-нибудь выражает ярость». Однажды я посетил больницу и принял участие в групповой терапии, и в последствии на проходящей потом конференции сотрудников каждый говорил: «какой молодчина, это была очень хорошая групповая терапия. За исключением одной медсестры, которая выглядела угрюмой. Я спросил у нее: «вы полагаете, что эта была хорошая встреча»? Она сказала: «нет». Я спросил: «почему»? Она сказала: «я была направлена сюда медицинской службой, там пациентам становилось лучше. Я не понимаю, почему они это называют хорошей групповой терапией. Никому же не стало лучше». Я полагаю, что это было точное замечание, но очевидно она собиралась быстро «переделаться», поэтому она в будущем не будет отличаться от остальных. Играя по правилам с честными людьми, о "покере" можно сказать– это одна из жизненных реалий, подаренная миру. Вот, что я имею в виду, под «существованием». Всякий есть тот, кто он есть. Никто не будет испытывать за тебя чувство сожаления. Я сам ответственен за то, что я делаю. Однажды положив денежки в горшочек, ты на самом деле положил их в горшок. Ты не можешь за это осуждать кого-нибудь еще. Ты должен брать на себя последствия содеянного. И от этого не увильнешь. Ты не можешь говорить, что привык говорить, чтобы стать победителем или проигравшим. Все сводиться к тому, как много денег у тебя в кармане, когда ты идешь по тротуару, и поэтому можно сказать – победитель ли ты или проигравший, и никто не будет устраивать конференции на этот счет. Это очень связано с жизнью, и поэтому я думаю, что людям это нравится, много людей посвящают себя этому делу. Другое дело, что у тебя нет денег играть в "покер". Сейчас гранты хорошая штука для проведения научных исследований в области физики, где люди хотят сконструировать акселератор. Поэтому им приходится идти в магазин "запчастей", где им понадобятся деньги. В научной области изучения поведения гранты значат то, что ты что-то получаешь, не понимая, что ты делаешь. Если ты знаешь, что делаешь, тебе обычно не нужны деньги. Я никогда не мог понять – зачем людям нужны деньги, когда они проводят разного рода исследования, если они могут просто пойти в магазин "запчастей" и купить что нужно. И без помощи компьютера. Я не понимаю, зачем люди используют компьютеры в социальных исследованиях, когда они имеют дело с несколькими ситуациями, ты это можешь проделать самостоятельно за час и без помощи компьютера, который тебе будет только мешать. Терапию следует расценивать как игру в "покер". Другими словами, результат зависит от правильности просчета. Вы несете ответственность за то, что говорите. Вам не следует винить себя, идти и рыдать, повиснув у кого-то на крепком плече во время конференции. И если речь идет об игре в "покер", нужно отметить исключительные особенности этой игры. Например, если вы открытый, прямой терапевт, тогда все ваши карты вскрываются, в то время, как у пациента остается преимущество держать, по крайней мере, одну карту нераскрытой, и вы, как терапевт, будете находится в очень невыгодном для вас положении. Конечно, вы, должно быть, «профессионал», в то время как ваш клиент – «любитель», из-за чего вы можете отдать ему преимущество. Другой принцип в терапии заключается в том, что у пациента всегда на руках оказывается джокер. И независимо от того, как хорошо проходит терапия, как хорошо вы понимаете друг друга, всегда существует вероятность со стороны пациента «перевернуть тележку с яблоками», и с этим ничего нельзя поделать. У вас может сложиться самая восхитительная терапевтическая ситуация, когда-либо имевшая место, и все, что пациент должен будет сделать – это положить руку в карман, и этим самым свести к нулю всю грандиозность сложившейся терапевтической ситуации. Нет никакого направления в "покере". Ты или победил, или проиграл. Твоя теория должна поддерживаться практическими принципами. Теории «кресел», «ритма» не работают в игре «покер». Здесь нет никакого ритма. Вы уже должны знать, как действовать руками. Так же никто при игре в "покер" не заканчивает вечер словами: «определенно, мы провели восхитительное межличностное взаимодействие сегодня ночью, не правда ли?» И кто-нибудь дает ответ: «да, это была отличная игра» - при этом растягивая слова по слогам. С другой стороны, есть много невербальных взаимодействий при игре в «покер». На самом деле, многое в игре зависит от того, насколько хорошо ты знаешь тех, с кем играешь, понимая, на что они могут быть способны. Может быть то, о чем я говорю всего лишь громкие слова, скрывающие реальность происходящего между людьми. Возьмем людей из так называемых «психотерапевтических групп». Сейчас это может задеть вас. Я не понимаю психотерапевтические группы. Все они исключительно эмпирического формата. Никто не знает, чем они занимаются. Никто и не предлагает что-либо делать вообще-то. Но вы работаете, чтобы получить хорошие результаты и в этом большая заслуга психотерапии. Другими словами, большинство терапевтических групп выполнили свою миссию в этой стране (под большинством я понимаю 51%, возможно сделали свою работу очень хорошо, благодаря многомудрым скаут-матерям. Вы знаете, у всех нас накопилось немало знаний, и все же мы используем их с меньшей эффективностью, чем хороший мастер-гуру, использует свои групповые навыки. Итак, если мы пошли в колледж за подобными знаниями, мы должны в полной мере использовать их, не полагаясь на везенье или на представление - что быть вместе в одной комнате, в любом случае полезно для присутствующих. Это заставляет меня по-другому взглянуть на психотерапевтическую группу, назвав ее «группой чувств». Под этим наименованием я подразумеваю чувствительных людей, которые идут в группу для того, чтобы ранить свои чувства, и я не уверен, что это хорошо для них. Еще одно открытие по-поводу игры в «покер» - вы должны понимать, для чего вы пришли играть. Вы пришли с целью выиграть деньги – и это все, для чего вы играете. Но если вы не имеете целью выиграть деньги, вы не получите от игры удовольствия, равно как и ваши партнеры по игре. Вам следует знать кое-что. Вам нужно изучить правила игры. Вы должны знать какие ставки на кону. Эти знания напрямую касаются психотерапии. Другая фишка в игре в «покер» - ты можешь всегда утверждать, что проигравший в «покер» будет виден в первых трех ходах, поскольку он говорит: «мне следует», или «если только», или «я хочу увидеть следующую карту». «Я хочу увидеть следующую карту» - тема для обсуждения. Другими словами: «если бы я сделал это по-другому или же если бы я остался в игре, что могло бы произойти?» Итак, после того, как ты закончил с пациентом, ты идешь на встречу с коллегами, чтобы прояснить, почему он бросил посещение психолога, что можно сравнить с желанием «увидеть следующую карту», тогда другие парни скажут тебе, чтобы они сделали. Хотя они не знают, что именно. Поэтому это похоже на ситуацию взаимного поглаживания. Я могу подумать над несколькими беседами, которые я провел в последнее время. Я пригласил к себе одного очень компетентного терапевта по поводу одного клиента, вернее, он пригласил меня к себе. По какой-то причине люди, схожей профессии любят строить много гипотез по поводу того или иного клиента, когда всплывает что-нибудь о нем. Окей, что произошло, если он «видит жену пять раз в неделю», или «я вижу мужа раз в неделю», или «он расположен к продолжительной беседе». И я говорю: «мне кажется, муж выглядит несколько параноидальным, я боюсь лечить параноиков, так, как только лечение людей этого типа подходит к завершению, зачастую с ними случаются физические расстройства, типа, прободной язвы, или диабета, или ишемической болезни сердца. Когда я говорю о том, как излечить параноика, я подразумеваю то, чтобы рассказал про свои анально-садистические фантазии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|