О том, как важно восстанавливать отношения после конфликта с ребенком

Недавно я наблюдала сцену, в которой мама двадцать минут подряд читала нотацию мальчику лет семи. Они сидели рядом со мной, и я думала, насколько это невыносимо, как зубная боль, от которой не избавиться, остается только терпеть. Затем они встали и ушли, но даже уходя мама не прекратила свою нотацию, так что неизвестно сколько еще длилась эта пытка для ребенка. Вот это «неизвестно когда закончится пытка» - самое пыточное место. Я решила написать о том, как важно не мучить ребенка такой неизвестностью, а вовремя восстанавливать отношения.


Разумеется, нас не учат быть хорошими родителями, мы все набиваем свои шишки в воспитании детей. Мне пришлось учиться долго, многое я поняла только благодаря психотерапии. Родительство – сложная работа, и осложняется она с одной стороны родительской ответственностью и властью, с другой – отношением к ребенку как к личности, с уважением к его желаниям и интересам, при том, что родитель - и сам живой человек со своими желаниями. Эти позиции часто входят в противоречие друг с другом, и уметь балансировать здесь – та еще задача. Ссоры, недопонимания, противоречия неизбежны. Такие микро-разрывы происходят в любых даже самых близких и теплых отношениях. Ребенок не хочет собирать игрушки, когда вы ему уже несколько раз сказали. Или он огрызается, бьет младшего братика, и вы его ругаете за это. Случаются более серьезные разрывы отношений, когда родитель становится чрезмерно пугающим и токсичным для ребенка, когда родитель причиняет физическую боль ребенку или унижает и оскорбляет его.


Каждый такой разрыв требует восстановления отношений, и чтобы грамотно восстановить отношения, взрослому следует разобраться в том, что произошло, как его поведение привело к разрыву. Разрывы без восстановления приводят к углубляющемуся отчуждению между родителем и ребенком. Длительное отчуждение приводит к накоплению стыда и чувства унижения у ребенка, которые токсичны для его психики и для его самоощущения. Маленький ребенок просто не может инициировать восстановления отношений без ущерба для себя, поэтому задача взрослого осознать случившееся и взять на себя ответственность за восстановление контакта. Ребенок, находящийся в состоянии длящегося разрыва отношений, не чувствует, что его понимают, любят, не чувствует себя нужным. Он остается непонятым и одиноким. Дети, не накопившие достаточного опыта опоры на себя, не могут пережить отвержение родителя без ущерба для себя.


Наиболее отравляющие для психики ребенка разрывы отношений происходят, когда родитель долго не инициирует восстановление, слишком долго выговаривает, читает нотации, наказывает молчанием, демонстративно игнорирует ребенка, бьет ребенка, хаотичен в своих реакциях (за одно и то же может не последовать никакой реакции, или может последовать чрезмерное отвержение). В такие периоды, если ребенку не на кого больше опереться, некому пожаловаться, он чувствует свое отдаление не только от родителя, но и от мира людей, переживает нарастающее одиночество, сначала с надеждой, что сейчас придет мама и утешит, и постепенно теряя надежду и доходя до отчаяния.


Почему родителям так сложно бывает восстанавливать отношения, что мешает этому? Часто мешает собственный непереработанный, непережитый детский опыт, чувства вины и стыда, возникающие в отношениях. Например, ребенок нагрубил бабушке, бабушка пожаловалась его маме (своей дочери) на грубость внука, и мать из чувства вины перед своей матерью, набрасывается на своего ребенка, воспроизводя ситуацию своего детства, когда ее мама ругала ее теми же словами и с теми же обиженными и гневными интонациями. Ее чувство вины перед матерью и чувство стыда за то, что она никудышная мать, у которой такие невоспитанные дети, мешает ей увидеть ее собственного ребенка, который в этой ситуации остался один на один со своими переживаниями, не может их понять, осознать, и поэтому интериоризирует чувства вины и стыда матери. Если мать научится замечать собственную вину и стыд, поймет откуда эти чувства берутся, научится поддерживать себя и не позволять бабушке запускать эти чувства, перестанет ругать себя, тогда она сможет быть более эмпатичной к ребенку и сможет достаточно быстро восстановить отношения после разрыва.


Научившись относиться к своим несовершенствам с сочувствием и юмором, мы можем научиться также относиться к несовершенствам наших детей, сможем не зацикливаться на них, не подгонять детей под идеал, а любить их такими, какие они есть.

Есть замечательная книжка, правда, пока не переведенная на русский язык: "Изнанка родительства" Дэниела Сигела и Мэри Хартцель (Parenting from the inside out). Она как раз о том, как наш прошлый нерешенный, непереваренный опыт мешает нам видеть своих детей и быть им достаточно хорошими родителями.



Просмотров: 432
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Как наладить отношения с матерью и избавиться от чувства вины перед ней
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • «Я мог поступить по-другому» как основание для переживания чувства вины и стыда
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Переживание чувства стыда или что происходит, когда мы испытываем стыд.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Вина. Что это за чувство? Как избавиться от чувства вины?
  • Как организовать праздник для ребенка в зависимости от его темперамента?
  • Сказочная история о том, что случается, когда любишь только себя
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Всемогущий Дед Мороз, или как порадовать ребенка без ущерба для семейного бюджета
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • "Ну съешь еще ложечку" или как убить чувства своего ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что чувствует ребёнок,когда его наказывают игнорированием.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь