|
Психосемантическое пространство маскулинности и фемининности у женщин, занимающихся проституциейАвтор статьи: Гавриленко Виталий Анатольевич
Актуальность исследования обуславливается двумя аспектами. Во-первых, сама проблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований. Во-вторых, в силу определенной труднодоступности данной категории лиц для проведения психологических исследований. В историографии данной темы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и медицинской регламентации проституции. Однако, вопрос об эмоционально-личностных особенностях женщин занимающихся проституцией на сегодняшний день в российской психологии разработан недостаточно. Этому есть ещё одно обстоятельство. Так, в СССР официально проституции просто не существовало, а в постсоветском государстве всегда были и остаются более важные или приоритетные вопросы. В нашем исследовании основным методологическим инструментарием явились методы экспериментальной психосемантики, которые были применены для изучения таких гендерных категорий как маскулинность и фемининность. Объектом исследования явились гендерные представления проституток. Предметом исследования явилось психосемантическое пространство маскулинности и фемининности женщин занимающихся проституцией. Цель исследования: изучить особенности гендерных представлений проституток. Гипотеза исследования: гендерные представления проституток имеют существенные отличия от женщин, не занимающихся проституцией. В нашей работе исследовалась такая детерминанта индивидуального сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характеризующих мужчин и женщин). Наше исследование состояло из трёх этапов. На первом этапе были исследованы гендерные представления стереотипы методом семантического дифференциала у женщин, занимающихся проституцией. На втором этапе были исследованы гендерные представления у женщины такой же возрастной группы. Данная группа в нашем исследовании выступила контрольной. Третий этап состоял из сравнительного анализа полученных результатов между контрольной и экспериментальной группами и проведения ряда статистических обработок. Мы стремились не только определить различие по отдельным факторам, но и в соответствии с нашими гипотезами, но и исследовать паттерны представлений, которые, могут лежат в основе мотивов занятия проституции. Экспериментальная выборка представлена 20 женщинами, занимающимися проституцией, среди которых 3 замужем, 12 бездетных. Время занятия проституцией от 6 месяцев до 7 лет. Возраст: от 17 до 31 года. Образование: среднее – 11 женщин, среднее специальное - 3, высшее - 6 женщин. Контрольная выборка состояла из 20 женщин. Возраст: от 19 до 30 лет. Образование: среднее - 7, среднее специальное - 7, высшее - 6 человек. Десять женщин состояли в браке, у 12 женщин были дети. С помощью метода контролируемых ассоциаций – семантический дифференциал были изучены гендерные особенности психосемантического пространства. В результате чего, были получены четыре психосемантических пространства разных гендерных образов: «Я», «Идеальная женщина», «Идеальный мужчина», «Предназначение женщины». Статистически достоверные различия между гендерными представлениями обнаружились по психосемантическому пространству всех четырёх образов. - статистически достоверных различий между гендерными представлениями обнаружилось по психосемантическому пространству образа «Я». Так проститутки в своём представлении о себе ощущают себя более уверенными, смелыми, свободными, с широким кругом интересов, достаточно независимыми, способными к риску женщинами. Данное описание характерно для паттерна маскулинных черт, что и подтверждает самое большое различие по фактору маскулинности; - идеальная женщина проституткам представляется как достаточно привлекательная, эмоционально-интуитивная, с высокой способностью к эмпатии имеющая низкие характеристики по конструкту маскулинность и значимое различие по конструкту фемининность в сравнении с женщинами не занимающиеся проституцией. Таким образом, в представлениях проституток образ идеальной женщине оказался более феминным, т.е. женственным, нежели в представлениях женщин контрольной группы; - идеальный мужчина, женщинам, занимающимся проституцией, в большей степени, нежели женщины контрольной группы, представляется маскулинным, смелым, независимым, свободным, имеющим высокий социальный статус, успешным, образованным и раскрепощённым в сексе; - сравнительный анализ образов «Предназначение женщины» выявил наименьшее количество статистически значимых различий между группами. В данных представлениях проститутки женщину видят как более внимательную, идущую на компромиссы, сочувствующую и, естественно менее маскулинную; - образ «Я» у проституток представлен тремя факторами: «слабость личности – сила личности», «современная свободная женщина», «эмпатийность»; - образ «Я» у женщин контрольной группы выражается тремя факторами: «эмпатийность – эмоциональная сдержанность», «подчинённость», «социально успешная личность»; - образ «идеального мужчины» у женщин, занимающихся проституцией, представлен тремя факторами: 1 – «эмпатическая экстраверсия»; 2 – «эмпатическая интроверсия»; 3 – «непривлекательность (отрицательный полюс) – высокий социальный статус (положительный полюс)»; - образ «идеальной женщины» в экспериментальной группе представлен четырьмя факторами: 1 фактор «привлекательность – современность», 2 фактор «маскулинность», 3 фактор «эмоциональность», 4 фактор «высокий социальный статус»; - образ «идеальной женщины» в контрольной группе представлен тремя факторами: 1 фактор «стильность – холодность», 2 фактор «маскулинность», 3 фактор «сильная личность». В целом, в представлениях женщин занимающихся проституцией гипотетический образ женщины выглядит более фемининным, чем в представлениях женщин контрольной группы, а представления о себе, наоборот, у проституток выглядят более маскулинными. Образ идеального мужчины, женщинам, занимающимся проституцией, в большей степени, нежели женщины контрольной группы, представляется маскулинным,
СПИСОК ЛИТЕРАТУЫ
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|