Психосемантическое пространство маскулинности и фемининности у женщин, занимающихся проституцией

Актуальность исследования обуславливается двумя аспектами. Во-первых, сама проблема проституции уже много лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что проституция - чрезвычайно многогранное явление в истории и культуре человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями наименований.

Во-вторых, в силу определенной труднодоступности данной категории лиц для проведения психологических исследований.

В историографии данной темы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и медицинской регламентации проституции. Однако, вопрос об эмоционально-личностных особенностях женщин занимающихся проституцией на сегодняшний день в российской психологии разработан недостаточно. Этому есть ещё одно обстоятельство. Так, в СССР официально проституции просто не существовало, а в постсоветском государстве всегда были и остаются более важные или приоритетные вопросы. 

 В нашем исследовании основным методологическим инструментарием явились методы экспериментальной психосемантики, которые были применены для изучения таких гендерных категорий как маскулинность и фемининность.

Объектом исследования явились гендерные представления проституток.

Предметом исследования явилось психосемантическое пространство маскулинности и фемининности женщин занимающихся проституцией.

Цель исследования: изучить особенности гендерных представлений проституток.

Гипотеза исследования: гендерные представления проституток имеют существенные отличия от женщин, не занимающихся проституцией. 

В нашей работе исследовалась такая детерминанта индивидуально­го сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характери­зующих мужчин и женщин).

Наше исследование состояло из трёх этапов. На первом этапе были исследованы гендерные представления стереотипы методом семантического дифференциала у женщин, занимающихся проституцией. 

На втором этапе были исследованы гендерные представления у женщины такой же возрастной группы. Данная группа в нашем исследовании выступила контрольной.    

Третий этап состоял из сравнительного анализа полученных результатов между контрольной и экспериментальной группами и проведения ряда статистических обработок. Мы стремились не только определить различие по отдельным факторам, но и в соответствии с нашими гипотезами, но и исследовать паттерны представлений, которые, могут лежат в основе мотивов занятия проституции.

Экспериментальная выборка  представлена 20 женщинами, занимающимися проституцией, среди которых 3 замужем, 12 бездетных. Время занятия проституцией от 6 месяцев до 7 лет. Возраст: от 17 до 31 года.  Образование: среднее – 11 женщин, среднее специальное - 3, высшее - 6 женщин.

Контрольная выборка состояла из 20 женщин. Возраст: от 19 до 30 лет.  Образование: среднее - 7, среднее специальное - 7, высшее - 6 человек. Десять женщин состояли в браке, у 12 женщин были дети.

С помощью метода контролируемых ассоциаций – семантический дифференциал были изучены гендерные особенности психосемантического пространства. В результате чего, были получены четыре психосемантических пространства разных гендерных образов: «Я», «Идеальная женщина», «Идеальный мужчина», «Предназначение женщины». Статистически достоверные различия между гендерными  представлениями обнаружились по психосемантическому пространству всех четырёх образов.

- статистически достоверных различий между гендерными  представлениями обнаружилось по психосемантическому пространству  образа «Я». Так проститутки в своём представлении о себе ощущают себя более уверенными, смелыми, свободными, с широким кругом интересов, достаточно независимыми, способными к риску женщинами. Данное описание характерно для паттерна маскулинных черт, что и подтверждает самое большое различие по фактору маскулинности;

- идеальная женщина проституткам представляется как достаточно привлекательная, эмоционально-интуитивная, с высокой способностью к эмпатии имеющая низкие характеристики по конструкту маскулинность и значимое различие по конструкту фемининность в сравнении с женщинами не занимающиеся проституцией. Таким образом, в представлениях проституток образ идеальной женщине оказался более феминным, т.е. женственным, нежели в представлениях женщин контрольной группы;

- идеальный мужчина, женщинам, занимающимся проституцией, в большей степени, нежели женщины контрольной группы, представляется маскулинным, смелым, независимым, свободным, имеющим высокий социальный статус, успешным, образованным и раскрепощённым в сексе;

- сравнительный анализ образов «Предназначение женщины» выявил наименьшее количество статистически значимых различий между группами. В данных представлениях проститутки женщину видят как более внимательную, идущую на компромиссы, сочувствующую и, естественно менее маскулинную;

 - образ «Я» у проституток представлен тремя факторами: «слабость личности – сила личности», «современная свободная женщина», «эмпатийность»;

- образ «Я» у женщин контрольной группы выражается тремя факторами: «эмпатийность – эмоциональная сдержанность», «подчинённость», «социально успешная личность»;

- образ «идеального мужчины» у женщин, занимающихся проституцией, представлен тремя факторами: 1 – «эмпатическая экстраверсия»; 2 – «эмпатическая интроверсия»; 3 – «непривлекательность (отрицательный полюс) – высокий социальный статус (положительный полюс)»;

- образ «идеальной женщины» в экспериментальной группе представлен четырьмя факторами: 1 фактор «привлекательность – современность», 2 фактор «маскулинность», 3 фактор «эмоциональность», 4 фактор «высокий социальный статус»;

-  образ «идеальной женщины» в контрольной группе представлен тремя факторами: 1 фактор «стильность – холодность», 2 фактор «маскулинность», 3 фактор «сильная личность».

В целом, в представлениях женщин занимающихся проституцией гипотетический образ женщины выглядит более фемининным, чем в представлениях женщин контрольной группы, а представления о себе, наоборот, у проституток  выглядят более маскулинными. Образ идеального мужчины, женщинам, занимающимся проституцией, в большей степени, нежели женщины контрольной группы, представляется маскулинным,

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУЫ

  1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004. - 389 с.
  2. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005 – 458 с.

 

 



Просмотров: 260
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Как найти свой образ или познать себя (для женщин)
  • Гендерные различия. Как понять женщин
  • Не думайте, что женщины зависят от мужчин больше, чем мужчины от женщин.
  • Мужчины ,которые ненавидят женщин, и женщины,которые их любят.
  • Стратегии устройства личной жизни мужчин и женщин после развода. Опыт одного лонгитюдного исследования
  • Представления о ситуации развода у мужчин и женщин
  • Маскулинность мужчин и феминность женщин, что происходит?
  • Подслушанное у женщин... (Так вот чего хотят женщины!)
  • Ошибки женщин: 6 ошибок женщин после 1 свидания
  • Представления о ситуации развода у мужчин и женщин. Смерть или свобода
  • Женщины против женщин
  • Быть человеком: женщины, истребляющие мужчин, истребляющих женщин
  • Роль фона для мужчины женщин больше не устраивает. Нравятся ли мужчинам доминирующие женщины?
  • Представления о домашнем насилии у женщин из Афганистана
  • Замужних женщин больше нежели женатых мужчин...
  • 8 марта, праздник гендерных стереотипов или светлый день солидарности женщин в борьбе за равные права ?
  • Нет сильных и слабых мужчин и женщин,есть сильная или слабая личность.
  • Образ мужчины в представлениях современных девушек и юношей
  • Поколение женщин, выращенных женщинами
  • 5 основных различий в понимании отношений у женщин и мужчин.
  • Отличия женщин от мужчин? Гендерная идентичность.
  • 14 типов женщин, которые желают познакомиться. Тип 7. Женщина-Праздник
  • Мужчины, которые ненавидят женщин
  • Чего боится мужчина (только для женщин)
  • Каких женщин любят мужчины? | Что вообще это за вопрос такой?!
  • Исследование. Мужчины без женщин.
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Всех женщин под одну гребенку или кому должна женщина
  • Топ-10 нереальных оправданий, которые мужчины придумывают для женщин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь