|
Представления о домашнем насилии у женщин из АфганистанаАвтор статьи: Ирина Феткулова
Представления беженок из Афганистана, находящихся в ситуации насилия, о домашнем насилии.
Многие авторы занимающиеся проблемой домашнего насилия, изучали структуру и содержание домашнего насилия и провели множество исследований по этой теме, но в них не достаточно полно отражены представления самих женщин о домашнем насилии. В данной статье будут показаны представления женщин, находящихся в ситуации домашнего насилия, о нем, о его структуре и содержании. Анализ культурного контекста домашнего насилия важен из-за многонациональности и многоконфессиональности России. Национальные традиции, культурные особенности и взгляды могут сильно отличаться друг от друга. То, что в одной культуре является традицией, в другой культуре может быть неприемлемо. Поэтому, изучение национальных семейных традиций и представлений о структуре и содержании домашнего насилия является чрезвычайно важным как для выявления насилия в семье, так и для оказания помощи. В данной работе будут проанализированы представления женщин о домашнем насилии, которые до сих пор небыли в полной мере отражены в соответствующей литературе. В работе будет произведен анализ этих представлений у женщин, беженок из Афганистана, страдающих от домашнего насилия. Результатом данного исследования будет отражение взгляда на проблему домашнего насилия изнутри, что даст возможность сформулировать разницу между структурой и содержанием домашнего насилия и представлениями о нем. Все это покажет пути и направления для дальнейшей деятельности, позволит построить конкретно-направленную модель борьбы с насилием, так же это даст возможности эффективного консультирования и терапии пострадавших.
На основе данного исследования можно будет построить профилактическую работу, направленную на предотвращение домашнего насилия. Так же по результатам исследования будет показан взгляд на домашнее насилие со стороны женщин, находящихся в этой ситуации, что позволит выделить наиболее сложные аспекты данной проблемы. Это позволит точнее понять направление консультативной работы с пострадавшими от насилия, опираясь на их представления и понимание этой проблемы. Данные работы позволят построить информационно-просветительскую работу с молодежью, целью которой будет формирование представлений у молодежи о гендерном характере проблемы, популяризация идей прав человека, гендерного равенства и ненасилия. В исследовании принимали участие замужние женщины-беженки из Афганистана. В возрасте от 17 до 59, средний возраст 39 лет, находящиеся в ситуации домашнего насилия. Все испытуемые имеют статус беженцев или ожидают получения этого статуса, родная страна – Афганистан, вероисповедание – ислам. Образование среднее, среднее специальное и неоаконченное высшее. Социальное положение: 58% женщин работают, 42% из них работают в центре АНБО «Экилибр-солидарность», остальные безработные – домохозяйки. Род занятий – учителя, швеи, социальные работники, работницы АХО, продавщицы. Основной доход от мужей, которые работают на рынке. В основном все женщины являются единственными женами. В среднем детей в семье четверо.
Методы и методики исследования.
1.1. Методика С. Бем, направленная на измерение гендерной идентичности. Для проведения основного исследования было проведено пилотажное исследование с дальнейшим упрощением методики С. Бем. Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Методика была упрощена для выявления наиболее «мужских» и наиболее «женских» качеств, которые в последствии были отобраны для выявления изменений поло-ролевой идентичности. В пилотажном исследовании принимали участие 29 женщин, проживающих на территории России. Вероисповедание: 59% - христиаство, 37% - ислам, 4% - не верующие. В возрасте от 20 до 50 лет, средний возраст – 36,6 лет, замужем или в гражданском (незарегистрированном) браке и разведенные. Образование среднее специальное и высшее, по роду занятий: работницы фабрик, педагоги, домохозяйки, обслуживающий персонал, бухгалтера, работницы АХО (административно-хозяйственного отдела). Испытуемым предлагался бланк с 60 качествами, где следовало отметить качества присущие женщинам и присущие мужчинам. В ходе исследования было выявлено, что некоторые качества, по мнению женщин-испытуемых сугубо мужские, а некоторые сугубо женские.
Таблица 2 Распределение качеств
Остальные качества были исключены, т.к. распределения по ним не совпадали. Так же было выявлено, что к мужскими качествам большинство опрошенных относят качества, связанные с уверенностью и лидерством, а к женским – качества, связанные с межличностными отношениями и взаимопомощью. Таким образом, были выявлены и отобраны качества, которые в наибольшей степени присущи определенному полу. В дальнейшем был проведен опрос по сокращенному варианту методики. Подобное исследование проводилось в 2002 году Ельяшевич А.М., Каргапольцевым С.Е., Новочадовым В.В. в Санкт-Петербургском Государственном Политехническом Университете. По их данным у испытуемых выявлены следующие представления: наиболее «женскими» считаются такие качества как «нежность», «сострадание», «способность утешить», «уступчивость», «сердечность»; наиболее «мужскими» - «склонность к риску», «напористость», «решительность», «аналитический ум», «способность к лидерству», «властность». По результатам качественного анализа данных результаты исследования совпадают с результатами проведенного пилотажного исследования. Целью применения методики было выявление разницы в представлениях о гендере, у женщин, находящихся в домашнем насилии, в зависимости от религии.
1.2.Анкета «эгалитарность – патриархатность»
В исследовании была применена анкета разработанная и апробированная Ириной Горшковой и Ириной Шурыгиной. Анкета содержит несколько групп противоположных суждений о женских и мужских ролях в семье и обществе. Противоположность суждений заключается в том, что одно суждение выражает эгалитарную точку зрения, а другое – патриархатную. Фокус внимания сосредоточен на оценке психологических, экономических и сексуальных отношений между супругами или партнерами. Анкета использовалась для измерения уровня приверженности патриархатным идеалам Целью применения методики было определение приверженности патриархатным идеалам и определение знаний о домашнем насилии и его формах.
1.3.Анкета «мифы и факты о домашнем насилии» Эта методика была разработана для определения отношения женщин к домашнему насилию и их представлений о нем. А так же для сравнения мифологизированности российских и афганских женщин. Кризисные центры выделили наиболее распространенные мифы о домашнем насилии из которых были выделены те, которые:
2.1.Методика «Незаконченные предложения»
Так же, для исследования была адаптирована методика «незаконченные предложения». Методика предназначена для исследования различных сторон личности. Она имеет несколько блоков вопросов, которые были сокращены для данного исследования. Были выделены следующие блоки вопросов для выявления наличия домашнего насилия, отношения к нему и восприятия себя и мужа:
И были добавлены еще 3 блока, которые позволяют говорить о домашнем насилии:
Для которых специально были разработаны вопросы. Целью применения методики было определение уровня осознания ситуации насилия в семье, ее динамики и особенностей домашнего насилия. А так же выявление особенностей представлений о домашнем насилии у двух групп испытуемых.
2.2.Цветовой тест отношений (ЦТО)
Методика опирается на восьмицветовой ряд Люшера и социометрическую классификацию эмоций. Методика преднозначина для диагностики эмоционального отношения к значимым лицам и ситуациям. Стимульный материал взят из Руководства по использованию восьмицветового теста Люшера, 7-е издание, 2008 года.
Методика проводилась в 2 этапа:
Целью применения методики было выявление эмоционального отношения к мужу.
Результаты исследования
Метод опроса показал структуру представлений женщин, находящихся в ситуации домашнего насилия. Так же этот метод позволил выявить наиболее значимые аспекты домашнего насилия для этих женщин.
В таблицах представлены качества, которые имели значимые различия в ответах.
По группе беженок качества были распределены следующим образом: Таблица 3. распределение качеств по группе беженок
Таким образом, можно говорить о том, что афганские женщины к мужским качествам относят те, которые говорят о лидерстве, силе, воле и власти, к женским – качества, которые говорят об уступчивости, покладистости и мягкости.
Анкета показала, что 86,7% афганских женщин привержены патриархатному укладу и 13,3% склонны к эгалитарному укладу, в то же время они имеют патриархатные взгляды в некоторых сферах жизни. Все женщины считают, что муж – глава семьи и лучше, если он первый и единственный у женщины. Так же данные анкеты показали сферы жизни, которые наиболее актуальны для испытуемых. Было выявлено, что экономическая и сексуальная сферы для женщин из Афганистана являются наиболее значимыми и вызывают у них затруднения и эмоциональную реакцию. Результаты анкеты показали, что 70% афганских женщин считают, что лучше, когда муж работает, а жена посвящает себя дому и детям, и в то же время, лучше, если жена материально не зависит от мужа. На вопросы связанные с сексуальной сферой испытуемые часто отказывались отвечать. Данные показали, что в ответах есть тенденция к тому, что заниматься с мужем сексом нужно тогда, когда этого хочет муж и лучше ему не отказывать. 90% женщин считают, что муж должен заботиться о сексуальном удовлетворении жены, и только 43,3% сказали, что заниматься с мужем сексом нужно только тогда, когда женщина сама ожидает получить удовольствие. Было так же выявлено, что, по мнению испытуемых, в браке не может быть сексуального насилия, с этим утверждением согласились 70% женщин. 73,3% афганских женщин полагают, что нужно сохранять семью, даже если муж бьет жену и мужчины агрессивны по своей природе и к этому нужно приспосабливаться. Из 22 мусульманских женщин, которые не согласны с тем, что, если муж бьет жену, то от него нужно уйти – 21 женщина считает, что ответственность за атмосферу в доме лежит на женщине, 20 полагают, что нужно закрывать глаза на недостатки мужа, 19 считают, что можно понять тех, кто не смотря на побои мужа сохраняют семью, 18 женщин считают, что мужчина агрессивен по природе и к этому нужно приспособиться, 18 считают, что женщина не может быть счастлива, не имеет не мужа ни детей, 17 думают, что лучше, когда жена посвящает себя дому, 16 полагают, что муж может жене запретить работать, 16 полагают, что в браке невозможно сексуальное насилие, 15 уверены, что сексуальное удовлетворение для женщины не так важно, как для мужчины и не нужно отказывать мужу в сексе, 14 считают, что женщина сама виновата в изнасиловании.
Полученные данные показали, что 46,7 % испытуемых первой группы привержены патриархатному образу жизни, 40% испытуемых склонны считать такой образ жизни правильным и 13,3% придерживаются эгалитарного образа жизни.
Таблица 5. Процентное соотношение приверженности эгалитарному и патриархатному укладу жизни
Из 30 испытуемых, говорящих о том, что муж глава семьи, 4 являются приверженными эгалитарному укладу. Только женщины приверженные патриархатному образу жизни или склонные к нему считают, что муж может жене запретить работать и, что работа и профессиональный успех важны только для мужчины. 21 женщина из Афганистана, приверженная патриархатному образу жизни или стремящаяся к такому укладу считает, что если муж бьет, нужно сохранить семью, 20 женщин говорят, что не нужно отказывать мужу в сексе и изнасилование в браке не возможно, столько же говорят, что мужчина агрессивен и к этому нужно приспособиться. 24 женщины думают что за атмосферу в доме ответственна женщина. Большая часть женщин приверженных и склонных к патриархатному укладу говорят о том, что женщина сама виновата в насилии. Ни одна женщина приверженная эгалитарному строю не согласна с тем, что женщина виновата в насилии.
Данные показали, что 83,3% женщин из Афганистана считают, что детям нужен отец, каким бы он ни был, 73,3% испытуемых уверенны, что домашнее насилие не является преступлением и домашние ссоры не могут ранить серьезно. А так же 76,7% женщин считают, что причина домашнего насилия – алкоголь. 76,7% беженок считают, что в браке не может быть сексуального насилия, 70% из них считают, что женщина сама провоцирует и заслуживает домашнее насилие.
Метод проективной диагностики был обработан контент-анализом. Данный метод позволил выявить содержание представлений женщин о семье в целом, о домашнем насилии, а так же о своем положении в семье и о положении мужа. А так же метод позволил судить о принятии ответственности за ситуации.
Испытуемые в ответах показали, что они неудовлетворенны настоящим и надеются на лучшее будущее, но оно кажется неопределенным. Все женщины к нереализованным возможностям относят учебу и получение профессии и 47% из них, как следствие, материальную независимость от мужа. Так же все женщины, так или иначе, говорят о том, что хотят спокойной семейной жизни и боятся семейных конфликтов. Испытуемые говорят о том, что они боятся сделать что-то не так и, что муж может уйти или взять вторую (третью) жену. 87,2% женщин из Афганистана говорят, что им не нравиться или они боятся, когда мужчина злиться и начинает унижать женщину и может ее ударить. Все женщины боятся потерять семью. Мнение о мужчинах у этой группы женщин разделилось. Одни считают, что мужчины хорошие, любящие семьянины, которые заботятся о жене и детях. Другие сказали, что мужчины самоуверенные, агрессивные и плохо относятся к семье, из них все думают, что женщины несчастны и мужья их унижают, изменяют им. Одним из важных аспектов является то, что эти женщины имеют статус беженцев и в их родной стране идет война. Этот аспект так же был отражен в результатах исследования. Все женщины говорили о надежде вернуться на родину, страхе перед войной. Так же все женщины говорили о экономическом и социальном положении.
Методика показала, что 76,7% испытуемых независимо от насильственного поведения мужа ставит его на первые позиции и лишь 23,3% женщин из Афганистана ставят мужа на нижние позиции. Ни одна женщина не поставила мужа и заведомо негативного человека на одну и ту же позицию. Все женщины на одну из первых четырех позиций ставят второстепенный цвета, 70% женщин на эти позиции ставят фиолетовый цвет.
Анализ результатов исследования
По полученным данным можно судить о том, что афганские женщины считают, что мужчинам свойственны такие черты, как властность, агрессивность, лидерство, вера в себя и угрюмость, тогда, как женщине свойственны черты говорящие о покладистости, уступчивости, мягкости и жизнерадостности. Качества, которые испытуемые относят к женским присущи женщинам, которые посвящают себя дому. Данные проективного метода показали, что в трудных ситуациях испытуемые склонны терпеть и пережидать, когда эта ситуация закончится. Они так же склонны приписывать ответственность за возникновение и последствия ситуации себе. Можно сказать, что все это свидетельствует об искаженным представлениям о насильственных отношениях. 86,7% женщин привержены или имеют тенденцию к патриархатному укладу жизни и абсолютное большинство считают, что глава семьи – мужчина и за ним остается последнее слово при принятии решений, он может запретить жене работать и женщины боятся сделать что-то не так, потому, что муж может уйти или взять еще одну жену. Это говорит о том, что женщины часто или всегда берут на себя ответственность за происходящие ситуации, что характерно для жертв домашнего насилия. Еще, это говорит о том, что насилие у них оправдывается мусульманскими традициями, то есть женщина мусульманка должна слушаться своего мужа и посвящать себя дому, а насилие воспринимается как следствие непокорности. Так же женщины говорят о том, что они боятся, когда муж приходит домой «не в настроении», боятся семейных конфликтов, потому, что муж может их ударить или унизить, что свидетельствует о физическом и эмоционально-психологическом насилии со стороны мужа. В то же время все испытуемые бояться потерять семью. Они говорят о том, что они бояться остаться одинокими и что сейчас у них сложная ситуация в жизни и мужу нужно помочь, а потом это все закончится. Это говорит о том, что, как и описано в литературе, женщина не может уйти от обидчика, она полностью зависима от него и у нее есть желание спасти его. В мусульманских семьях действительно у разведенной женщины очень мало шансов выйти замуж повторно. Но это не является оправданием насилия. По этим данным можно так же говорить, что женщины не имеют целостного представления о структуре домашнего насилия, о его цикличности и непрерывности. Представления женщин, которые считают, что если муж бьет, не нужно уходить от него, детям нужен отец, каким бы он ни был и женщина сама виновата в насилии, говорит о том, что эти женщины не воспринимают насильственные действия со стороны мужа как домашнее насилие. Это может свидетельствовать о том, что у женщин мусульманок нет четкой структуры представлений о домашнем насилии. Можно говорить, что женщины считают, что то, что происходит у них в семье – это конфликт, ссора и это не может иметь серьезных последствий. То есть происходит сглаживание насилия, подмена понятий. Так же доказательством этого может служить согласие 73,3% женщин на утверждение, что домашнее насилие – это не преступление, а просто скандал, семейное дело. Что касается сексуальной сферы, женщины говорили очень сухо, а иногда вообще отказывались отвечать или говорили, что все нормально. Тем не менее, данные показали, что в большинстве случаев в афганских семьях присутствует сексуальное насилие со стороны мужа. Этому свидетельствуют показатели по анкете «Патриархатность- эгалитарность », где 66,7% женщин считают, что отказывать мужу в сексе не нужно и есть тенденция к согласию на то, что сексуальное удовлетворение для женщины не так важно, как для мужчины и женщина должна заниматься сексом с мужем, даже тогда, когда она сама этого не хочет. С другой стороны многие из этих женщин считают, что изнасилования в браке быть не может, что возможно может говорить об особенностях культуры или об отрицании этой проблемы. Данные говорящие об экономической сфере, показали следующее: с одной стороны испытуемые говорят о том, что работа для женщины не так важна, как для мужчины, лучше, когда муж работает, а жена посвящает себя дому и детям, и муж может запретить жене работать, с другой стороны подавляющее большинство женщин считают, что лучше материально не зависеть от мужа. Такие данные могут говорить, с одной стороны об особенностях менталитета, с другой, о том, что женщина находится в зависимости от мужа и это является последствием домашнего насилия. Нужно сказать, что экономическая сфера для женщин беженок является значимой из-за социального статуса. Так как у многих из испытуемых и их мужей нет документов, и они не могут устроиться на работу. Это подтверждают результаты обработки методики «Незаконченные предложения», где женщины постоянно говорят о страхе перед безработицей, надежде на устройство на хорошую работу и желании получить профессию. Такие результаты в совокупности с результатами по анкете «Патриархатность-эгалитарность», описанными выше, говорят о том, что, не смотря на социальное положение, муж может запретить жене работать и жена часто не может решать сама, работать ей или нет. Таким образом, можно говорить о том, что у женщин нет представлений о структуре домашнего насилия. Испытуемые женщины из Афганистана считают, что сексуальное принуждение не является насилием, а воспринимается ими как нормальные семейные отношения. Физическое и эмоциональное-психологическое насилие воспринимается этими женщинами как ссоры, конфликты и проходящие ситуации, обусловленные тем, что либо сама женщина виновата в случившемся, либо тем, что муж чем-то недоволен, что не связанно с семьей. Делать выводы об экономическом насилии очень трудно, учитывая социальное положение женщин беженок из Афганистана, тем не менее, можно предположить, что экономическое насилие в афганских семьях присутствует, но оно завуалировано патриархатной, традиционной семейной позицией, что женщина должна посвящать себя семье и дому. Женщины в большинстве случаев отрицают присутствие насилия в их семьях. Это можно объяснить тем, что они не знают о цикличности и непрерывности домашнего насилия, так же они являются очень мифологизированными.
Представления о содержании домашнего насилия у женщин из Афганистана, подвергающихся домашнему насилию, сильно искажены, свидетельством этого могут быть результаты опроса по анкете «Мифы и факты о домашнем насилии» и данные проективной методики «Незаконченные предложения». Результаты данных методики показывают, что женщины считают, что причиной домашнего насилия является алкоголь и внесемейные проблемы мужа и мужчины, подвергающие насилию женщин, не являются любящими мужьями. Это говорит о том, что женщины не предполагают о наличии насильственной установки у мужчин-обидчиков. Одновременно с этим женщины считают, что их мужья их любят, а вспышка насилия с их стороны – это конфликт. Что говорит о том, что у этих женщин нет четкого понятия о содержании домашнего насилия. Так же можно судить о том, что испытуемые не знают о последствиях семейного насилия, так как говорят о том, что оно, точнее – семейный скандал, по их мнению, не может ранить сильно. Из всего вышесказанного следует, что женщины беженки воспринимают акты насилия как не связанные между собой явления, которые могут быть объяснены либо неправотой самой женщины в той или иной ситуации, либо какими-то внешними обстоятельствами. Следовательно, у женщин нет представления о цикле домашнего насилия, который подробно описан в соответствующей литературе, и о насильственных установках мужчин-обидчиков. Так же можно говорить о том, что женщины объясняют все формы насилия либо религиозными представлениями, либо берут на себя ответственность за тот или иной вид насилия. Нужно сказать, что испытуемые (76,7%), не смотря на насильственное поведение мужа, ставят его на первые позиции по ЦТО. И только часть из всех женщин (23,3%) ставят мужа на последние позиции. Что может говорить о высокой для них значимости семьи, как единицы. Так же, по результатам обработки, выяснилось, что ни одна женщина не идентифицирует своего мужа как плохого человека. Проблема домашнего насилия носит не просто скрытый характер, в смысле замалчивания этой проблемы, а является той проблемой, которую ее жертвы не могут увидеть и понять, что это насилие. Таким образом, можно говорить о том, что женщины знают о таком явлении, как домашнее насилие, но у них нет четких представлений о структуре домашнего насилия. Так же они не могут дифференцировать явление насилия и конфликта или ссоры. Следует сказать, что беженки из Афганистана не знают о некоторых формах домашнего насилия, например, они считают, что в браке не может быть сексуального насилия или экономическое насилие объясняется национальными устоями, значит у этой группы испытуемых неполные представления о содержании семейного насилия.
Выводы
Проведенное исследование выявило представления об этой проблеме женщин, находящихся в этой ситуации. Эти представления во многом не соответствуют реальности. Это дает возможность, с опорой на данные результаты, построить эффективную профилактическую работу по этой проблеме. Полученные результаты говорят не только о замалчивании этой проблемы, но и о ее скрытости и завуалированности, о том, что домашнее насилие не понимается женщинами как насилие и оправдывается разными способами. Данное исследование ограничено лишь женщинами мусульманками из Афганистана. Будущие исследования могут пролить свет на вопрос разницы представлений о домашнем насилии представителей других конфессий и этнических групп. Так же в последующих исследованиях можно уточнить вопрос о том, на сколько потриархатны представления женщин находящихся в ситуации домашнего насилия и сравнить их представления с женщинами, находящимися в браке без насилия. В дальнейшем было бы интересно сравнить представления о «нормальных» супружеских отношениях у мужчин и женщин. Таким образом, главной исследовательской задачей я вижу выявление особенностей представления о насилии в обществе и у людей находящихся в ситуации домашнего насилия. Это покажет пути и направления для дальнейшей деятельности, позволит построить конкретно-направленную модель борьбы с насилием, так же это даст возможности эффективного консультирования и терапии пострадавших.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|