Перфекционизм. Как избавиться от синдрома "отличницы"?

Автор статьи: Левчинская Юлия

Перфекционизм — это стремление быть совершенным и делать все совершенно.

С одной стороны, это прекрасное стремление, оно развивает человека, заставляет его совершенствоваться. Но, как всегда, вопрос в количестве. Если это стремление набирает слишком большие обороты, то вместо развития и совершенствования у человека развивается страх недотянуть до идеального, который как раз не дает ему двигаться в сторону развития и совершенствования.

Такие люди все время чувствуют, что им чего-то не хватает. "Я закончил институт, но работать пока не могу, потому что у меня недостаточно знаний, опыта, практики и т.д." "Я работаю временно на этой работе, она мне не нравится, но, как только я выучу хорошо английский, тогда я точно буду искать новую." И не важно, что этот человек спокойно читает и смотрит фильмы на английском, все равно недостаточно. "Хочу купить кровать домой, потому что уже год сплю на неудобном раскладном диване, но не могу найти подходящую - не тех размеров (на 2 см меньше или больше), не тот цвет (недостаточно синий-пудровый-лососевый), не такое изголовье" и т.д. 

Можно сказать, что перфекционисты это люди в жизни которых присутствует либо белое, либо черное. Нет полутонов. Либо все, либо ничего. Либо после окончания института быть сразу уровня преподавателя-практика с 30-ти летним стажем, либо ничего. Либо говорить на английском, как американец, рожденный в Америке, либо ничего. И не важно, что это нереальные требования. Перфекционист стремится. 

Он тратит колоссальные усилия на то, чтобы выполнить эти нереальные требования. Он все время готовится. Вот-вот и начну, вот-вот и заживу. И очень часто так и не начинает. Ведь нужно либо "на пять", либо никак. 

Что за этим стоит? Все мы родом из детства и большинство механизмов нашего функционирования мы "обретаем" именно там. Скорее всего от ребенка требовали слишком много и не акцентировали внимание на том, что он молодец. Например, носил ребенок из школы преимущественно "пятерки", получил "четверку" и ему родители сразу: "Четверка? Почему не "пять"?" Т.е. все те предыдущие "пятерки" были как само собой разумеющееся. Акцент родители ставили не на том, что у ребенка получается, а на том, чего ему не достает. Вот и вырос такой ребенок, который все так же не концентрируется на том, что у него уже есть (например, он уже прекрасно говорит на английском), а концентрируется на том, чего ему недостает (ну и что, что я говорю уже на английском, у меня еще нет американского акцента). Он, как бы обесценивает то, что уже есть и идеализирует то, чего нет. 

Сюда же "знаменитые" сравнения в детстве. "А вот Маша молодец, она маме помогает, лучше читает, аккуратнее, симпатичнее, добрее, смелее, выше и т.д. по списку." Т.е. тоже акцент не на том, что хорошего есть в собственном ребенке, а на том, чего у него нет. Ну и что, что Маша лучше читает, зато ваш ребенок рисует красиво, или крестиком вышивает, или вкусно готовит яичницу, или плавает хорошо, или он очень вежливый, или у него реснички длинные и т.д. Но его личные качества и действия особо не замечаются - Маша всегда лучше.

Конечно, такой ребенок будет стремиться стать, как Маша, Петя, Лиза, Катя и т.д. чтобы и его тоже хвалили. Т.е. стремится стать мега-человеком, включающим в себя самое лучшее от всех людей. И ребенку невдомек, что в природе такого мега-человека не существует. Человек не может быть хорош во всем, в чем-то он хорош, в чем-то не очень, а чего-то у него вообще нет. Но ребенок неосознанно встраивает в себя механизм "стать мега-человеком" и потом тратит на это очень много сил и энергии. 

Да, еще у перфекционистов есть страх ошибиться, сделать что-то не так. Поэтому-то они и совершенствуют все до невозможности. Ведь, когда все совершенно, ошибок быть не может. Страх этот тоже корнями из детства. Если я принесу "четверку", меня будут ругать. Чтобы этого не произошло, я должен выучить все от "А" до "Я". Я не должен ошибиться. Если я не сделаю так, как Маша, Петя, Лиза, то меня снова будут сравнивать, значит я должен делать именно так и никак иначе, никаких импровизаций, никаких ошибок быть не должно.

Кстати, слово "должен" это часто употребляемое перфекционистами слово.  Оно им часто предъявлялось в детстве и стало родным. Теперь они сами прекрасно требуют от себя то, чего они "должны".

Что делать? Первое — это хорошо осознать, что вот такого "мега-человека" среди живых настоящих людей не существует. Мне понравилось сравнение Владимира Яковлева, это некий "Франкенштейн". Вы точно хотите быть таким чудовищем, собранным из частей каких-то людей? Вы точно хотите быть неживым?

Второе — это обратить свой взор на то, что вы в себе не замечаете или обесцениваете. Что в вас уже есть, чего вы уже достигли, чего вы не умели, а сейчас умеете. Это станет вашей опорой и придаст вам уверенности. Да, у вас нет опыта как у преподавателя с 30-ти летним стажем, но у вас уже есть знания, полученные в институте. Да, вы не говорите как коренной американец, но вы уже говорите достаточно для того, чтобы быть понятым. И т.д. 

Образно говоря, если вам чего-то не достает, то в этом месте пусто, на пустоту опереться нельзя, будешь падать. А вот если у вас уже есть хоть что-то, то это что-то вполне может стать хорошей опорой, чтобы не упасть (в данном случае, чтобы не падать в перфекционизм).

Третье - дайте себе право на ошибку. Любой живой человек ошибается в своей жизни и не раз. Даже компьютеры могут зависать. Спускайтесь в реальность, а она такова - мы все ошибаемся и это нормально. Также нормально, как то, что день сменяется ночью, что идет дождь или светит солнце.

Автор: Юлия Левчинская

И, как всегда, на нашем ютуб канале "Говорим о психологии" можно посмотреть видео на тему статьи. Там уже вышло видео про перфекционизм. На канале есть много других полезных и актуальных видео про пассивную агрессию, зависть, жадность, самооценку, отношения и т.д. Нас легко найти в ютубе по названию канала.



Просмотров: 344
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Я ошибка!", или "Меня не должно было быть!"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Маша, ты должна сильно стараться!" Как избавиться от "вредных" установок
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • "Маша, ты должна!" или как избавиться от "вредных" родительских установок
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь