|
Когда клиент просит советаАвтор статьи: Гамзин Юрий Сергеевич
Философия ориентированного на решение подхода не предполагает, что терапевт дает советы клиенту, даже если тот их настойчиво просит. За этим стоит уважение к индивидуальному контексту жизни клиента и уверенность в способности клиента самому найти подходящее решение проблемы. Милтон Эриксон писал, что «каждый человек сам знает решение своей проблемы, даже если думает, что он не знает». Вместе с тем, резкий отказ дать совет может негативно повлиять на прочность терапевтического альянса, даже с учетом объяснений терапевта как он/она работает и почему не дает советов. Представления клиента о том, что такое психотерапия, как она должна проходить и какова роль терапевта могут сильно отличаться от того, что предлагает ориентированный на решение подход. Более того, традиционные представления об экспертизе, о взаимоотношениях эксперта и его клиента могут предопределить желание клиента воспользоваться опытом и знаниями терапевта в решении проблем. Аналитическая психология говорит даже о существовании архетипа мудреца в коллективном бессознательном. Люди могут видеть в терапевте такого мудреца и желать, воспользоваться его мудростью. Разумеется, не будет лишним объяснить стиль работы ориентированного на решение специалиста, особенно если клиент не очень знаком с ним. Однако, этого скорее всего будет недостаточно. Курт Виззер предлагает поступать следующим образом. «Вы можете сказать клиенту «Конечно, я дам вам несколько советов. Однако, сначала я хочу задать вам несколько вопросов, чтобы побольше узнать о вашей ситуации. Тогда мои советы будут более индивидуализированы». Это почти всегда хорошо срабатывает. Далее надо провести клиента через ряд ориентированных на решение вопросов, сопутствующих терапевтическому процессу. Девять из десяти клиентов не захотят снова спрашивать совета. Я думаю, что это связано с силой собственных решений, к которым человек приходит в процессе консультирования. Когда вы сами пришли к какому-то решению, вы захотите попробовать его реализовать. При таком подходе мы сначала соглашаемся с ожиданиями клиента получить совет, не пытаясь объяснить или убедить его/ее в том, что их ожидание неверно. После ответов на вопросы терапевта ожидания в большинстве случаев меняются, поэтому необходимость в совете отпадает». Фредрик Баннинк предлагает использовать следующие вопросы в консультировании клиентов, которые хотят получить совет. «Предположим, вы получили совет от меня. Как вам это поможет?» «Предположим, существует человек с такими же проблемами как у вас. Если бы вы оказались на месте терапевта, какой совет вы бы ему дали?» «Представьте, что вы старый и мудрый человек, проживший хорошую, успешную, насыщенную позитивными событиями жизнь, какой совет вы дали бы себе сегодняшнему с высоты прожитых лет?». «Представьте, что у вашего хорошего друга такая же проблема, и он обдумывает ее решение. Что бы вы ему посоветовали?» Разумеется, могут встречаться клиенты, для которых это не сработает. Здесь терапевт может дать совет клиенту, исходя из своего собственного опыта и понимания ситуации. Также можно поделиться опытом клиентов, удачно справившихся с подобными проблемами, и поинтересоваться мнением клиента о том, насколько этот опыт может быть ему/ей полезен. В любом случае стоит пробовать предлагать клиенту самому искать решения собственных проблем и верить, что он или она способны их найти. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|