Теория объектных отношений между матерью и ребенком

Теория объектных отношений между матерью и ребенком

     После второй мировой войны многие психотерапевты стали обращать внимание на то, что проблемы взрослых находятся в раннем детстве - не от 2,5 до 5 лет, как считал Фрейд, а в еще более ранние годы. Психоаналитики, которые следовали за Фрейдом, прежде всего английские и американские, стали изучать более ранний возраст.  И пришли к выводу, что чем раньше ребенок получает травму, тем она сильнее сказывается на его личности во взрослом возрасте. В своих исследованиях они пришли к выводу, что если ребенок травмирован до 2,5 лет, то он развивается как пограничная личность, а если травма происходит с 2,5 до 5 лет - то как невротическая личность. Под травмами они понимают сильные переживания с которыми сталкиваются люди.

   Трудности в изучении раннего периода состоит в том, что этот период в основном довербальный, т.е. когда речь ещё не сформирована. В этот период у ребенка просто нет возможностей, чтобы выразить свои переживания. А следовательно, эти события очень трудно поддаются воспоминаниям, т.е. их просто трудно вспомнить, а соответственно и труднее устранить их влияние. Типичный пример: человек занимает высокое положение на работе, его уважают, к его мнению прислушиваются, но ощущает, что он дерьмо. И не может отделаться от этого ощущения. Если эти ощущения сформировались до появления речи, то к ним невозможно подступиться.

     Когда поняли, что травмы полученные в очень раннем возрасте ведут к такому самовосприятию, то стали подробнее изучать ранний возраст. В результате изучения появилась теория объектных отношений. В рамках этой теории рассматривается развитие отношений между матерью и ребенком, а также становление личности ребенка в рамках этих объектных отношений.

Маргарет Малер выделяет несколько фаз развития объектных отношений:

1) Нормальная аутистическая фаза (0-1 месяц).

Ребенок до месяца производит впечатление существа, которое полностью погружено в себя и почти не реагирует на внешние стимулы. Однако, в этот период есть кратковременные моменты, когда ребенок реагирует на мать. Последние исследования, которые проводились с помощью съемок показывают, что ребенок в большей степени реагирует на мать, чем предполагалось ранее. Аутистическая фаза, это некий переходный период от внутриутробного существования к внеутробному.

2) Нормальная симбиотическая фаза (1-6 месяцев).

 Ребенок начинает лучше реагировать на мать, появляется первая улыбка. Мать и ребенок вступают во взаимодействие, т.е. она разговаривает с ребенком, предугадывает всего его состояния. Психоаналитики придают очень большое значение этой фазе, т.к. в этот период закладывается базовое доверия, в т.ч. доверия к миру. Именно в этот период мать, как бы "сливается" с ребенком, испытывает с ним состояние гармонии, хорошо улавливает состояние ребенка и реагирует на него. При этом ребенок переживает здоровый нарциссизм, т.е. испытывает ощущение всемогущества: он все может, ему все легко дается.

Ошибки матерей заключаются в том, что они не достаточно хорошо обеспечивают симбиоз на этой стадии. Психоаналитики выделяют 3 вида отрицательной стимуляции ребенка: избыточная, недостаточная и чередующаяся стимуляция. Мать должна ухаживать за ребенком, делать всё необходимое, не должна "выходить из себя", не должна стремиться быть сверх-идеальной матерью, т.к. сделать это крайне сложно, все желания ребенка предугадать не возможно. Винникотт писал о том, что мать должна быть не идеальной, а "достаточно хорошей". Ребенок уже на этой стадии должен получать уроки фрустрации, когда его потребности не удовлетворяются и он должен немного поплакать. Это и есть понимание того, что есть мир.

3) фаза дифференциации / отделения (физического) и индивидуации / сепарации (психической) (5 месяцев - 2,5 года):

3.1) подфаза дифференциации (или вылупливания) (5-9 месяцев). У ребенка начинают формироваться познавательные структуры, усиливается память, внимание, восприятие. Ребенок начинает интересоваться окружающими предметами, сравнивать их между собой, он смотрит на мать, как на один из предметов. Когда находится на руках у матери, он от нее отстраняется, он разглядывает ее.

Около 7 месяцев ребенок начинает реагировать на незнакомых людей. Если ребенок остается один на один с незнакомым человеком, у него нет никакого оживления на лице, но он ведет себя спокойно (это норма). Если же ребенок начинает плакать, то для психоаналитиков это означает, что плохо пройдена симбиотическая фаза. Это означает, что у ребенка не сформировался здоровый нарциссизм, т.е. нет ощущения всемогущества. Если у ребенка нет доверия к незнакомым людям, то и отношения с матерью тоже в дальнейшем будут развиваться неправильно, т.к. у него будет много страхов перед теми начинаниями, которые ему предстоит сделать.

3.2) подфаза ранней практики (9-12 месяцев). Ребенок начинает сам отстраняться от матери. Начинает ползать. В этот период ребенок изучает мир, осваивает новые действия, т.е. он развивается и ему нужна поддержка. При этом он все-таки еще пугается и нуждается в "подпитке" матери: периодически смотрит на нее и ждет поддержки.

Отрицательные стили воспитания:

- слишком тревожная мать не дает ребенку совершать самостоятельные действия, и таким образом передает ему свою тревожность.

- мать, не приглядывающая за ребенком, не дает информации о возможной опасности. Таким образом,  ребенок себе разбивает голову и у него может сформироваться сильное чувство опасности.

- чередующаяся стимуляция, т.е. мать сначала тревожная, а затем не сморит смотрит за ребенком, что может сформировать шизофрению.

3.3) подфаза практики (12-15 месяцев). Ребенок осваивает мир, имея возможность прямохождения. В этот период всё находится в поле его досягаемости. Поскольку нет чувство страха, т.к. мать его воспитала с ощущением, что мир открыт для него, всё в его руках, он начинает активное исследование мира. Когда он активно занят исследованием мира, он в какой-то степени, как бы и не нуждается в матери.

3.4) подфаза повторного приближения / возобновления отношений (15 месяцев - 2 года). Если отношения на предыдущей фазе ослабленные, и для него более интересен окружающий мир, то на этой фазе, несколько раз сталкиваясь с трудностями, он осознает, что без мамы ему нельзя. Он начинает возвращаться к матери и как бы "заигрывать" с ней. При этом мать не понимает, что происходит, она думает, что ребенок капризничает, что он уже достаточно взрослый, чтобы быть самостоятельным. Поведенчески это проявляется в том, что ребенок постоянно просится к маме на коленки, привлекает ее к игре и т.д. В этот момент начинается борьба самолюбий, мать начинает стоить ребенка, на коленки не возьму, иди играй и т.д.

Правильное поведение матери:

- мать должна принимать ребенка, который капризничает, гладить по головке, ласкать, но в тоже время ей необходимо добиться, чтобы ребенок преодолел свои страхи и вернулся к своей исследовательской деятельности. С одной стороны, давать тепло и ласку, а с другой - стимулировать его к исследованию мира.

Со временем страх перед миром и страх потерять маму пропадает и ребенок возвращается к исследованию мира и продвигается в своем развитии.

3.5) начало развития постоянства эмоционального объекта и консолидация личности (2 - 2,5 года). По мнению психоаналитиков, до этого возраста дети воспринимают мать в двух ипостасях - "мама хорошая" и "мама плохая". Накапливаются доводы в пользу каждой из этих версий. И в итоге (в идеальном случае) должен сформироваться целостный образ матери, которая в целом хорошая, но с отдельными недостатками, но хорошего больше. На этом фоне, у ребенка формируется такая же картина мира и самого себя, т.е. если мать "хорошая", но с отдельными недостатками, значит мир такой и я такой.

     Если отрицательных доводов столько же, сколько положительных, или даже отрицательных больше, у ребенка формируется расщепленный образ матери (мама то хорошая, то плохая), а затем и расщепленный образ мира, и себя. Люди с таким расщепленным образом матери, начинают воспринимать мир и других людей, либо как идеальных, либо как очень враждебных. В мире такого человека всё очень эмоционально насыщено, так называемое черно-белое мышление, либо всё плохо, либо всё хорошо. Таким образом формируется пограничная личность. Приходя к терапевту, такой человек относится к нему с полным доверием, как к Богу, но постоянно устраивает ему проверки. Если не пройти одну из этих проверок, то он переменит мнение на прямо противоположное.



Просмотров: 690
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Если ребенок ударил мать, как реагировать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Обманутая мать или если ребенок в тягость
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Как жить, когда твоя мать ....как ребенок.
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.
  • Нежеланный ребенок и плохая мать
  • Ребенок гоняется за мамой (6 - 9 мес.). Как игры помогают в этот период?
  • как быть, если ребенок что-то украл?
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Что ребенок может "сям"?
  • "Ты же мать", или что отличает действительно хорошую маму.
  • Как ваш ребенок понимает, что вы его любите?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что делать, если ребенок капризничает? (часть 2)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь