«Феноменологические мостики» в технике психотерапии переживания


Феномены в поле никогда не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в тесной взаимосвязи. Более того, феноменологический полевой процесс не создается феноменами, а сам формирует их. Поэтому несмотря на то, что феномены и феноменологическая динамика суть неотъемлемые процессы, сам полевой динамический принцип первичен по отношению к отдельным феноменам. По этой причине делать ставку в процессе психотерапии на каком бы то ни было отдельном феномене является тупиковой по своей сути терапевтической тактикой. Внимание терапевта должно быть направлено на суть полевой динамики, а не на ее содержание. Я рефреном во многих работах повторяю этот тезис, поскольку он является основополагающим для понимания сущности психотерапии переживанием. 



По этой причине сам опыт, релевантный переживанию, нельзя рассматривать в качестве изолированных друг от друга феноменов. И это имеет отношение не только к принципам построения терапевтических интервенций, которые формируются не на отдельном феномене, а на целостном контексте. Несмотря на то, что суть терапевтического метода феноменологическая, в фоне у нас присутствует весь контекст или, говоря словами Мартина Хайдеггера, явление. Напомню, что по мнению Хайдеггера, феномен и явление связаны друг с другом очень тесно – по определению, феномен, это «само-по-себе-кажущее». Иначе говоря, это способ, которым демонстрирует себя в поле явление. Поэтому при построении терапевтических интервенций в терапии переживанием стоит учитывать явление, находящееся в фоне. Это, кстати говоря, еще один способ «добывания» феноменов-инноваций в процессе переживания. Так, стыд как феномен обычно не существует отдельно от образа себя как нелепого, смешного, ничтожного или пр., а также от телесных реакций в виде гиперемии, втянутой в шею головы, потоотделения, желания «провалиться сквозь землю», фантазий о том, что окружающие смеются надо мной или осуждают меня и пр. И это очень важно по нескольким причинам. Одна из основных – это возможность для появления новых феноменов-инноваций в результате «перекидывания мостиков» между одним классом феноменов и другим. В некотором смысле эти «мостики» как педали «психотерапевтического велосипеда» на которые в процессе психотерапии нажимает терапевт. Немного подробнее об этом.

Сказанное имеет огромное значение для психотерапии при одном условии – если полевая динамика определяется переживанием. При концептуальном обеспечении динамики поля мы скорее имеем дело с более или менее устойчивой структурой, в которой все феномены соответствуют друг другу и уже передали контрольный пакет своей витальности концептуальным связям. Поэтому при появлении одного из феноменов поля вместе с ним пакетом поставляется целостный устойчивый контекст, в котором вряд ли найдется место для феноменов-инноваций. Сами по себе феномены уже не обладают выраженной витальной энергией, следовательно, ожидать от них изменений просто не приходится. Совсем иное дело, когда в поле в процессе переживания прорывается феномен-инновация, обладающий собственной витальностью, сфокусированной и насыщенной психологическим присутствием и актом выбора. Он в состоянии, будучи эффективно использованным в терапии, инициировать важную психологическую динамику. Поскольку переживание это процесс витализации Жизни, разместившись в присутственном контакте, он как будто передает свою энергию как эстафету новому феномену, который под влиянием естественной валентности появляется в поле.

Условием для этого является чувствительность терапевта, высокая способность к осознаванию и любопытство «из живота»[1] к более широкому контексту поля, в котором существует актуальный для переживания феномен. Например, вам становится любопытно, каким человек видит себя и окружающих, когда переживает стыд или злость, или какие интенции возникают в его теле, когда он видит своего собеседника и чувствует отвращение и пр. Репертуар такого рода векторов, дающих возможность сделать следующий шаг в переживании если не безграничен, то, по крайней мере, огромен. В результате такого любопытства актуальный феномен, аккумулировав в себе как в фигуре большой объем витальности поля, как будто передает эстафету, а вместе с ней и большую или меньшую часть витальности новому феномену, тем самым обеспечивая динамику ситуации.

При этом если большая часть витальности передается новому феномену, он занимает место фигуры, предыдущий же феномен начинает выполнять функцию фона, придавая новому феномену его значение для процесса переживания и жизни человека. Но может быть и несколько отличная динамика – несмотря на важность появившегося в процессе переживания феномена, ему передается лишь часть витальности поля. В этом случае прежний феномен по-прежнему оказывается контекстоформирующим, оставаясь фигурой на фоне, составной частью которого становится новый феномен. И в том, и в другом случае контекст поля меняется. Соответственно меняется и смысл ситуации, что способствует рождению нового или новых феноменов-инноваций в результате все тех же актов любопытства и выбора. И этот процесс продолжается бесконечно, поскольку процесс переживания заканчивается лишь со смертью человека – смертью физической или психологической.

Для удобства сегментирования феноменологического потока можно вполне пользоваться гениальным изобретением основателей гештальт-терапии Пола Гудмена и Фрица Перлза, проявившегося в теории self. Представьте себе, что self представляет собой некий мощный поток наподобие воды в реке, текущий мощно, но непредсказуемо (в случае переживания) или совершенно предсказуемо (в случае трансформации в self-парадигму). В любом случае довольно схематично этот поток можно разделить на три сильных течения, бьющих вперед, перемешиваясь друг с другом. Лишь с условностью мы можем теперь выделить в общем потоке эти три составляющие. Но если присмотреться еще внимательнее, эти три течения – id, ego и personality – вовсе не так однородны, как могло показаться сразу.

Внутри id-потока, например, можно выделить и чувства, и телесные ощущения, и некоторые телесные интенции, которые еще не развернуты в полной мере в теле, и формирующиеся потребности, которые очень скоро мы готовы будем назвать и пр. Таким образом представлена каждая из составляющих этого феноменологического потока.  Теперь при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что видимый нами феноменологический поток поля соткан вовсе не из трех течений, но по крайней мере, из десятков небольших ручейков, создающих общее направление. Представьте теперь себе, какое количество феноменов в поле одновременно может появиться, если только модальностей десятки. Много, верно. Это именно та причина, по которой, занимаясь подготовкой терапевтов в диалогово-феноменологической психотерапии, я ориентирую участников программы на цель, согласно которой они должны стремиться осознавать до нескольких десятков феноменов одновременно. Усилием воли, разумеется, такой навык не развить. Как я уже отмечал в более ранних публикациях, развить высокую степень осознавания возможно не за счет волевого усилия, чем занимаются большинство психотерапевтов и преподавателей гештальт-терапии, а за счет способности отдаться тому процессу, который по определению больше, чем вы. И если в первом случае осознавание при применении волевого усилия лишь коллапсирует до определенных концептуальных форм, то при актуализации витального усилия жить рост способности осознавать радикально усиливается.

Теперь представьте, какое количество вариантов описанных мною мостиков в течение одной терапевтической сессии оказывается при таком положении вещей возможным. Намного больше. Прогнозировать развитие этого процесса можно даже не пытаться – все что нам остается, это апеллировать лишь к чувствительности и свободному выбору. Тем не менее динамический механизм остается прежним – передача «витальной эстафеты» феномена одного типа к феномену другого типа посредством все того же «перекидывания мостиков».

[1] Я предлагаю дифференцировать любопытство, которое появляется из текущей концепции, коих много в любой актуальной ситуации, и «чистое» любопытство, которое порой довольно неожиданным образом рождается в поле. Оно в тот или иной момент как будто захватывает вас витальностью – именно витальностью, а не сильными эмоциями, которые скорее указывали бы на концептуальный характер вашего любопытства

http://pogodin.kiev.ua/news/fenomenologicheskie-mostiki-v-tehnike-psihoterapii-perejivaniya






Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Кто автор мыслей? И какова природа гениев? Мысль как феномен поля.
  • Отказ от переживания душевной боли как феномен невротизации современного общества
  • Как находиться в отношениях десятки лет и при этом не устать друг от друга?
  • Как быть, если вы чувствуете, что являетесь для девушки лишь «синицей в руке»
  • Что происходит в процессе психотерапии или как я к психологу ходила
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.
  • Психотерапия не для всех.Мой личный опыт психотерапии эмоционального переживания.Часть 1
  • Время и пространство - это лишь абстракции ПОЛЯ! Нет никакой объективной реальности!
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Замирание, как феномен, при работе с травмой
  • Динамика переживания при утратах, кризисных ситуациях. Стадии горя.
  • Процесс психотерапии, или что и как происходит на встречах с психологом.
  • Почему мы не говорим того, что должны, или как мы делаем друг друга несчастными во взаимоотношениях …
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Как помочь себе, если вас травмировали на тренинге или на психотерапии?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • А что если беречь друг друга, не важно, на день встретились или навсегда?
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • Какой метод психотерапии лучше или феномен сравнения.
  • Ни один мужчина не перевернет ваш мир, если вы сами не в состоянии это сделать для себя!
  • Когда сердце перегружено или как помочь себе при гипертонии
  • Можно ли взрослым плакать при детях? И как делать это правильно?
  • Эмоции, чувства и переживания или как быть в ладу с самим собой.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь