феномен переноса в терапии

Фрейд рассматривал перенос как постоянно повторяющиеся паттерны поведения в настоящем, взятые и прошлого. Перенос – это повсеместный процесс, происходящий в повседневной жизни, не исключающий терапевтические сеттинги или ранние отношения с парентальными фигурами. Понимание механизма переноса помогает не только увидеть паттерны транзакций клиента, но и дает возможность работать с сознательными и бессознательными селф репрезентациями, которые напрямую касаются нашей работы как терапевтов.

Перенос в ТА

Когда Берн разработал модель ТА, он перенял ряд концепций, взятых из психоанализа. Среди них была концепция «переноса». Транзактные аналитики пересматривали понятие переноса. Перенос описывает важный процесс, касающийся межличностных отношений. Гринсон (1965) предложил классическое определение переноса как: 

«проявление чувств, драйверов, отношений, фантазий и защит по отношению к другому человеку в настоящем времени, которые, по сути, неуместны и являются повторением и смещением реакций, имеющих отношение к значительным фигурам раннего детства».

Фрейд (1912/1958) первоначально описал эти смещения с прошлого как действие «стереотипной пластинки» (или нескольких пластинок), постоянно повторяющихся и переиздаваемых в ходе жизни конкретного человека. Фрейд полагал, что этот вид стереотипной пластинки создается каждым человеком за счет объединения врожденных и приобретенных характеристик, на которые можно было бы опираться в годы раннего детства. Это напоминает берновскую концепцию «протокола» (1963), термин, которым он обозначал сырой неразвитый паттерн или шаблон, возникший в бессознательном в раннем детстве со значимыми другими. Этот шаблон в дальнейшем стал обозначать «жизненный сценарий» (Корнелл и Ландайч, 2006). Другими словами, согласно концепции протокола, текущие межличностные отношения появляются из-за спутанных и сложных бессознательных отношенческих паттернов, более глубоких и ранних, чем сценарий. Это принудительные и автоматичные паттерны.

Феномен переноса имеет отношение к тому, что известно на основе прошлого опыта и имеет свои аналогии в настоящем. Подобные процессы происходят между мужем и женой, учеником и учителем, гражданином и государственной властью. Важно понимать, что перенос и контрперенос с данном смысле повсеместные и необходимые составляющие любого процесса обучения. Эти феномены происходят в ситуациях, связанные с эмоциями, восприятием и реакциями на прошлый опыт, но не имеющие отношение к ситуации «здесь и сейчас». Предмет переноса включает себя реакцию удивления, множество противоречий, двусмысленностей и коннотативных споров. 

Исследования этого феномена в контексте ТА проводились  Моисо (1985, 1988), Новеллино (1985), Гулдингов (1989). Кларксон (1992, 1995) посвятила значительное внимание в терапевтической работе с переносом и контрпереносом. Шесть лет спустя Эрскин (2001) и Харгаден (2001) снова возвратились к теме обсуждения переноса, в то время как Силлс и Харгаден (2002) разрабатывали концепцию «отношенческого подхода» в ТА. Результаты ранних исследований были собраны Корнеллом и Харгаден (2005), нашедших свое место в отношенческом ТА. 

Определение переноса

Райкрофт (1983) дал следующее определение переноса:

«это процесс, в котором чувства, идеи, пациента, которые имели отношение к фигурам из их прошлой жизни, переносятся на аналитика. По средствам этих чувств клиент воспримет аналитика как старый объект своей жизни. Клиент проецирует на аналитика объектные репрезентации, за счет ранних интроектов, по средствам которых он воспринимает аналитика как значимого другого».

Фрейд назвал переносом все психологические процессы и феномены пациента, которые обращены на аналитика, которые возникли в результате предыдущих объектных отношений. Таким образом, в одном значении перенос относится к чувствам пациента, которые он относит к психотерапевту, имеющие корни в прошлых отношениях. Феноменологическое время переноса – прошлое, проигрываемое в настоящем, как если бы это было настоящее. 

Феноменология переноса – фантазийное воплощение внутренних отношений между человеком и одним или несколькими другими. Эти другие связаны со значимыми другими в его прошлом (мама-младенец – диада, ребенок-родительская пара – триада, ребенок-семейная группа). Перенос здесь является предупреждающим отношенческим паттерном, который клиент старается повторить со значимым другим, несмотря на уникальные индивидуальные качества, которые характеризуют другого в настоящий момент. Перенос – это тот отношенческий паттерн, который человек несет с собой из одной ситуации в другую. По средствам переноса невозможна свободная встреча с другим. Здесь она происходит по средствам экрана, на котором человек проецирует свой собственный исключительный фильм.

Перенос – это один из главных механизмов, благодаря которому человек приобретает ожидание как вести себя в возможных будущих отношениях, исходя из своих прошлых связей. Для многих людей прошлые отношения были травматичными, искажающими или вызывали излишнее психологическое напряжение. Поэтому люди берут с собой изученные паттерны этих незаконченных отношений в свою настоящую и будущую жизнь, равно как и в психотерапевтические сеттинги. До тех пор, пока перенос не разрешен, ожидаемый другой остается неизменным, поскольку сценарный процесс проходит за пределами Взрослого. Прогресс в терапевтической работе с клиентом происходит тогда, когда в переносных отношениях клиент-терапевт клиент продолжает вести себя так как он это делал в прошлом, в то время как терапевт стимулирует клиента в проживании конфликтной ситуации приходить к новому решению (Рэкер, 1982). Независимо от возможных попыток терапевта показывать клиенту пустой экран, у клиента происходит продолжительный и интенсивный перенос. И это является главным условием для эффективной терапии.

Перспективы переноса

Хотя термины «конкордатный» и «комплементарный» использовали в своих работах Фрейд (1920) и Рэкер (1968), чтобы описать, скорее, феномен контрпереноса, чем переноса, авторы использовали эти термины так же с целью описать несколько других видов феномена переноса. Обсуждая концепцию «контрпереноса», Новеллино (1984) использовал термин «согласованный идентифицированный контрперенос». Это, по сути, означало то же самое, что Рэкер (1968) называл «конкордатным контрпереносом». Термины «патологичный» и «нормальный» использовал Винникотт (1975) в отношении контрпереноса. Так же веденные Левин (1963) термины «проактивный» и «реактивный» определяют - порождает ли предмет обсуждения стимул (проактивный) или реагирует на него (реактивный). Поскольку психотерапевтическое поле по существу принадлежит клиенту, терапевт стимулирует работу с клиентом, то есть, принимает проактивную форму взаимодействия, хотя иногда может и отступать от главной задачи терапии – увеличивать автономию клиента (его проактивность).

Переносные или контрпереносные стимулы могу быть вербальными или невербальными. Согласно третьему правилу коммуникации по Берну (1961) – скрытый или психологический уровень в основном всегда определяет результат. Механизм, благодаря чему это происходит, вероятно, является формой гипнотической индукции (Конвей и Кларксон, 1987). Скрытые послания (коммуникации) могут иметь силу гипнотической индукции в то время как эго-состояние Взрослого не имеет силы проявлять себя. Сценарные решения часто влияют на функционирующего и интегрированного Взрослого (хороший контакт с текущей действительностью). Кто бы то ни был – аналитик или пациент, если он не находится во Взрослом, его влияние будет проходить за пределами осознания. Поэтому его действия и чувства будут направлены на то, чтобы разделить сценарные ожидания другого. Это объясняет идею «проективной идентификации» как

«сложного клинического события, проходящего в рамках межличностных отношений, где один человек отрицает свои чувства и манипулятивно заставляет страдать другого» (Хиншелвуд, 1989).

Воткинс (1954) так же размышлял об общих чертах между трансом и переносом, перечисляя несколько путей, благодаря которым психоаналитические процедуры вызывают изменение сознания, напоминающие индукцию транса. В отличие от своих пациентов, которые скатывались до уровня игры, психоаналитики, проходя личную терапию, в сеттингах со своими клиентами могли оставаться во Взрослом. Поэтому они могли замечать проективные переносы и ожидания благодаря тому, как они реагировали на своих пациентов, используя данную информацию, чтобы принести пользу своим пациентам. Это становится возможным благодаря углубленному самоосознанию, супервизионной работе и межличностным отношениям за дверьми терапевтического кабинета.

Категории переноса

Комплементарный перенос

В этой форме переноса пациент ищет завершения симбиотических отношений. В комплементарном переносе пациент проецирует своих фантазийных или актуальных исторических родителей на терапевта (проецированный Родитель терапевта).          Например, пациент ожидает, что терапевт будет унижать его так же, как это делал его исторический родитель. С другой стороны, пациент может надеяться на своего фантазийного идеализированного родителя на основе своих детских желаний. В другом случае комплементарного переноса пациент проецирует своего Ребенка на терапевта. Например, пациент заботиться о Ребенке терапевта, защищая его (терапевта) от ярости своих исторических родителей или же, наоборот, ведя себя агрессивно, исходя из поведения, мыслей и чувств внутреннего родительского интроекта.

Проекция пациентом на Ребенка терапевта приводит к деструктивным симбиотическим отношениям в терапии. Это не функция пациента – заботиться о своем терапевте. Оправдание такой заботы касается фантазии пациента, например, о том, что терапевт нуждается в его/ее заботе, так как он очень напуган. Ослабленные терапевтические отношения могут «расти», например, когда терапевт неуместно демонстрирует уязвимость или требует от пациента такой заботы. Чтобы избежать осознанного конфликта со своими историческими родителями, пациент может сместиться в комплементарный перенос Ребенок-Родитель.

Конкордатный перенос

Эта форма переноса возникает тогда, когда пациент проецирует своего Ребенка на психотерапевта, который пытается помочь клиенту построить свою идентичность. Например, пациент представляет, что терапевт испытывает печаль и одиночество. Ребенок пациента горюет по поводу ранней сепарации с своими историческими родителями. В этой форме переноса пациент может ощущать, как себя, так и терапевта беспомощным. Люди с нарциссическим расстройством личности часто используют данную форму переноса, особенно вначале психотерапии: «Я смотрю на вас и вижу, что иногда вы становитесь таким как я». Этот перенос имеет схожесть с зеркальным или близнецовым переносами, описанными Кохутом (1977). Как комплементарный, так и конкордатный переносы могут содержать как деструктивные элементы, так и элементы фасилитирующие сценарный процесс пациента.

Деструктивный перенос

 Эта форма переноса включает деструктивные действия или фантазии пациента, связанные с его прошлым, которые проявляются в терапии. Конечно, это относится только к тем случаям, когда пациент играет в игры третьей степени, приводящие к сценарной расплате. Это относится к деструктивному поведению, идущего в разрез с терапевтическим контрактом, с которым больше невозможно работать на терапии. Такое поведение приводят к играм 2-й или 3-й степени, где пациент может убить себя или другого. Психотический перенос уничтожает терапевтический контракт и зачастую способствует сценарной расплате или сценарному завершению.

Фасилитарный перенос

Важно различать нормальный или здоровый феномен переноса от других его типов. Пациент может переносить в текущие терапевтические отношения свои темпераментные предпочтения, основанные на понимании того, что являлось для него наиболее эффективным в прошлом. Добродушный и флегматичный пациент, у которого темперамент настроен на замедленный темп (Исенк и Речмэн, (1956)), может предпочитать психотерапевта с похожим темпераментом. И это не обязательно будет патологией пациента. Фасилитарный перенос не соответствует определению сценария. На самом деле, фасилитарный перенос может репрезентовать паттерны поведения и мысли пациента из его прошлого, которые он может с успехом переносить в настоящее время. Поскольку эти паттерны не являются самоограничивающими для пациента (не имеющие отношения к сценарию), но, скорее, направлены на самореализацию и самоактуализацию (Кларксон, 1989), их не следует рассматривать как патологические, но больше как возможное основание для выбора совместимого партнера в психотерапевтическом путешествии. Технически эти отношения можно назвать переносом в том смысле, что они переносят из прошлого эмоциональные связи, сформированные не в здесь-и-сейчас.



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Ох уж этот перенос, как же сильно он может осложнять жизнь!
  • О превращении негативного переноса в позитивный и об объектных отношениях
  • Перенос и контрперенос не в терапии! А в жизни!
  • Понятие переноса в гештальт-психотерапии
  • Перенос и контрперенос в отношениях консультант-клиент, в чем опасность
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Смертельная опасность переноса на примере жизни и смерти Марии Каллас
  • Если вы подверглись насилию (или сила переноса)
  • Терапия методом переноса подсознательных характеристик значений
  • 3 способа справиться с беспокойством с помощью переноса перспективы
  • Сила переноса
  • Невроз переноса
  • Ловушка переноса
  • Сила переноса
  • Знак переноса
  • Треугольник Переноса
  • Негативный перенос или перенос негатива?...
  • Значение эротического переноса в психотерапии зависимостей.
  • Перенос чувств из одной ситуации на другую.
  • Осторожно: эксплуатация переноса!
  • Подводные течения переноса негатива
  • Гомосексуализм как частный случай переноса
  • Вне секса нет лечения (психотерапия эротического переноса)
  • Подводные камни и польза контр-переноса
  • Ты без меня - Никто. Первичная травма и невроз переноса.
  • Неосознанный перенос детско-родительского сценария на взрослые отношения отношения в паре.
  • Лекция Тьери Биссона «Оптика Лакана, работа переноса и тест Сонди в психоаналитическом кадре»
  • Эротизированный перенос в психоаналитической терапии
  • Перенос (трансфер) в гештальт-терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь