|
Лекция Тьери Биссона «Оптика Лакана, работа переноса и тест Сонди в психоаналитическом кадре»Автор статьи: Великодная Марьяна Сергеевна
Предлагаю вашему вниманию краткий конспект лекции Тьери Биссона - MCF-HDR, преподавателя Университета Ниццы София-Антиполис, директора магистратуры по клинической психологии и терапевтической медиации посредством искусства, которая состоялась в Киеве на базе Международного института глубинной психологии 23 октября 2019 года. Тезисы лекции: "Лекция, которую я собираюсь изложить - это результат исследования, которое еще не окончено. Оно началось с научной работы моего студента - Флорена Моссо. Он в диссертации исследовал технику рефлексивной интерпретации к тесту Сонди. Я как раз читал эту работу Флорена и параллельно работал над оптической схемой Лакана. Потому вышло так, что эти две темы для меня соединились. Интуитивно я почувствовал, что оптическая схема как-то перекликается с рефлексивной интерпретацией, описанной Флореном. Общим важным в них является то, как терапевту понять образ Я субъекта. Сделаю небольшое вступление... Сонди - венгерский доктор, который работал руководителем в лаборатории экспериментальной психофизиологии с 1925 до 1936 года. Но затем начались гонения евреев и его депортировали. Его семья смогла с помощью денег избежать гонений, укрывшись в Швейцарии. Сегодня все еще существует Междунродное сообщество Сонди в Цюрихе. Многие исследователи продолжают развивать теорию Сонди. Он является автором не просто теста, а теории влечений. Тест очень простой, не вызывает тревоги, его можно провести очень быстро. Есть даже данные о позитивном терапевтическом влиянии теста Сонди с депрессивными пациентами. Этот тест не работает как тест Роршаха или ТАТ, которые вызывают у пациента состояние тревоги, поскольку в них предлагают человеку рассказать историю или свои мысли по поводу чего-то. На основании сказанного и увиденных механизмов защиты пытаются понять, что именно вызвало тревогу. В тесте Сонди представлены старые фотографии лиц и пациенту предлагается просто выбрать самую приятную и самую неприятную фотографию. Это производят 6 раз. Что в целом занимает 5-10 минут. Данные теста довольно информативны и после первого проведения. Но для глубокого понимания нам нужно провести тест не менее 10 раз в разные дни. Полученные результаты отсылают к 8 потребностям, которые соответствуют 4 влечениям. Это «действительные (настоящие) влечения» в том смысле, что имеют скрытую судьбу или влиять не напрямую на цель влечений: как в виде сублимации или обращения влечения на противоположность… Влечение контакта: m - потребность к привязанности (прилипанию), это архаичная потребность, поскольку есть и у других млекопитающих. Его описал I. Hermann, а затем Дж. Боулби. У маленьких животных это выглядит как поиск контакта с телом, шерстью матери или других существ. У людей это и о потребности в защите, в разделении чувств и времени и т.д. d - потребность в исследовании, к получению нового, к перемене мест, к открытию новых знаний, к смене взглядов. Это о способности оставлять что-либо, об «анальности» в психоаналитическом смысле. Сексуальное влечение: h - потребность в любви к самому себе, потребность быть любимым кем-то, получить заботу от кого-то и проявлять заботу к самому себе. s - садизм, потребность в овладении, в контроле тела другого, это стремление самоутвердиться, в отвергнутом варианте эта потребность может выражаться в мазохизме. Пароксизмальные влечения: e - потребность себя контролировать, отделяя от Оно, сдерживать. hy - истерическая позиция: потребность показывать свои эмоции. Влечения Я, существования субьекта ("иметь или быть"): k - «я существую, если я чем-то обладаю», фалличность, а в отрицательном значении - принятие собственной кастрации p - паранояльная позиция, сильное чувство бытия. Теперь вернемся к вопросу оптики... Лакан пытается понять стадию зеркала и три регистра психического во время этой стадии. Ребенок и плоское зеркало не дают понимания в этом вопросе. Перед этим Валлон проводил эксперимент и опысывал ребенка, который в зеркале видит сначала свое изображение как другого ребенка и пытается с ним грать. Но в какой-то момент ребенок узнает себя и ликует. Животным это узнавание себя тоже доступно, но реже и требует тренировки. Лакана этот опыт не удовлетворил. И тогда он использует эксперимент с вогнутым зеркалом Бовасса, в котором цветы видятся как помещенные в вазу за счет отражения в зеркале. Лакан меняет местами цветы и вазу и повторяет опыт. Стадия зеркала в таком случае происходит так: ваза - это тело ребенка, а цветы - его ощущения и его влечения. Когда ребенок себя видит в зеркале на стадии зеркала, он не может дать обьяснение этим ощущениям, но он понимает, что они обьединены в его теле. Но важно то, в какой точке находится глаз. Ликование происходит от того, что ранее разрозненные ощущения наконец обьединены. Для этого нужна мать, которая скажет ребенку, указывая на отражение, - «Это ты!». Далее Т. Биссон приводит клинический пример из работы Флорена Моссо о человеке из реабилитационного центра для наркоманов, для которого рефлексивная интерпретация теста Сонди стала чем-то сродни зеркала, которое помогло ему несколько изменить образ Я." Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|