Значение эротического переноса в психотерапии зависимостей.

Автор статьи: Фотиния Ефремова

Современная точка зрения на зависимости рассматривает их как своеобразную задержку нормальной психосоциальной динамики взросления личности .Биологические факторы начинают играть активную роль в этом процессе при наличии активного употребления алкоголя или других наркотиков. До этого в динамике развития зависимости главную роль играют психосоциальные факторы жизни, семья и микросоциальное окружение.


Высокий уровень архаичных аффективных дисфункций может быть рассмотрен как отправной пункт формирования зависимостей. Трудности раннего периода детства в установлении стабильных и эмоционально близких отношений являются предпосылкой серьезных нарушений контакта с людьми в более позднем возрасте вследствие преобладания состояния базовой тревоги, снижения стрессоустойчивости аддиктивного субъекта и формирования у него глубинной потребности в переживании ситуаций и состояний, свободных от тревоги.

 


Наиболее легким способом реализации данной потребности является установление постоянных отношений с неодушевленными объектами, веществами или процессами, а также выстраивание отношений с реальными людьми по типу и подобию предметов,т.к. отношения субъект-субъект слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют воспроизведения таких механизмов межличностной перцепции как идентификация, эмпатия, рефлексия, которые у него либо недостаточно развиты вследствие аффективной фрустрации в раннем возрасте, либо утрачены в процессе аддиктивной реализации. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, а отношения с аддиктивными агентами «одушевляются», становясь источником удовлетворения потребности в безопасности, комфорте, любви. 

 


Для аддиктивной личности характерны трудности эмпатической межличностной коммуникации с невозможностью устанавливать отношения партнерства и уважения к другому, ввиду дефицита способности переживать себя как ценного и значимого субъекта. Следствием этого является недостаточная способность к формированию интернального локуса контроля и слабая способность к творческой ретрофлексии в виде самоструктурирования, самоконтроля и самоподдержки .В психологическом портрете зависимого человека можно выделить следующие основные качества: ощущение своей неадекватности при взаимодействии с социумом, склонность к самолюбованию, самооправданию, нарушение взаимоотношений с противоположным полом, при этом выраженная потребность в признании, в любящем отношении, поклонении. 

 


Одной из из наиболее эффективных форм работы в процессе реабилитации зависимого клиента является групповая психотерапия, позволяющая одновременно реализовывать цели терапии в эпигенетическом контексте теории личности, подразделяющей развитие личности на несколько стадий и поэтапного прохождения каждой из них в пространстве терапевтических взаимоотношений, и в контексте нарушения цикла контакта, прерывании его индивидом при аддиктивной реализации. 

 


В терапевтической динамике группы выделяются два уровня терапевтической работы, а именно отношений и . Резонанс между групповой темой и индивидуальной проблемой способствует интенсификации как индивидуальных изменений,так и групповой динамики. Работа автора в течение длительного времени в психотерапевтических группах, участниками которых являлись пациенты стационара закрытого типа, проходящие программу реабилитации от химической зависимости, позволила выделить характерные особенности построения терапевтических отношений между ведущим и участниками группы на различных стадиях групповой динамики и этапах прохождения психосоциальных кризисов в индивидуальной динамике каждого пациента.

 


Первым этапом в терапии зависимых клиентов является преодоление анозогнозии. Группоая работа в данном контексте отличается значительной структурирующей активностью ведущего, поддержкой им процессов осознавания клиентами своих переживаний, формирование у клиентов чувства принятия и понимания со стороны терапевта и участников группы, поощерением к самораскрытию.

В личностном контексте у аддиктивного субъекта возникает состояние базисной тревоги, провоцируемое развалом аддиктивного Эго, отвечающего за реализацию зависимого поведения, актуализация потребности в эмоциональном принятии значимым другим, каковым в терапевтическом контексте выступает ведущий, и связанного с этой потребностью травматического опыта аффективных дисфункций в ранних объектных отношениях клиента .Стремление избежать негативные эмоциональные переживания, связанные со своей малоценностью и самоуничижением, страх отвержения со стороны близкого окружения при скрытой потребности быть принятым им, неспособность модулировать аффекты, связанные с близостью, пробуждает к жизни защитные образования, замыкающиеся в полярности по отношению к группе и ведущему. Попытка установить контроль над негативными переживаниями проявляет себя в паттернах прерывания ситуаций, потенциально несущих угрозу стыда или унижения, что может выражаться либо в патологическом слиянии по отношению к группе и ведущему, либо в постоянной конфронтации с группой и ведущим, выделением своей особенности, отличности от других.

 


На данном этапе работы могут возникать такие темы личностных проблем как сексуальные и эротические чувства по отношению к ведущему и участникам группы. Причин этому несколько, и одной из них является депривация сексуальных отношений в период активной реализации зависимого поведения. Удовольствие от половых отношений замещается аффектом удовольствия от контактирования с аддиктивным агентом. Отпадает необходимость в объектах любви, и субъект зависимости чувствует свою неуязвимость. При прохождении процесса реабилитации сексуальные потребности начинают распознаваться и приобретают субъект-субъектную направленность в виде сексуального влечения к участникам группы.

 


Проявление эротического переноса по отношению к ведущему на данном этапе терапии часто является реализацией стремления контролировать процесс терапии путем ее коррумпирования, дискредитации значимой фигуры терапевта, проявлением агрессии нарциссического регистра. Сексуальные фантазии по отношению к терапевту носят агрессивный характер, с элементами сексуального или психологического злоупотребления, ведущими темами взаимоотношений являются темы доминирования-зависимости.

 


Сексуально травмированные клиенты могут, в силу повышенной тяги к преследующему повторению, пытаться соблазнить терапевта. В данных ситуациях играет роль бессознательная идентификация с агрессором как способ избегания возможности повторения травмирующей ситуации.

 


Таким образом, проявление эротических чувств к ведущему на данном этапе работы является мощным конкурентным вызовом нарциссизму терапевта. Для позитивного прохождения данного этапа важна сохранность контакта терапевта с собственными чувствами, феноменологией клиента и осознаванием реалий терапевтического контракта и текущих характеристик контактного процесса с клиентом.

 


Следующая стадия терапевтического процесса связана с осознаванием чувства вины и ощущением зависимости собственного эмоционального состояния от значимого другого и внешнего мира. В отношениях с участниками группы актуализируется невротический вектор, часто возникают темы детско-родительских отношений, на окружающих проецируются роли, имевшие место в семейной структуре клиента. Влечение к терапевту на данном этапе имеет характеристики трансферентной любви,основанной на нереализованных эдипальных желаниях и попытке сублимировать их в актуальных отношениях терапевтического пространства. Трансферентные чувства включают в себя все компоненты процесса влюбленности: проекции на терапевта зрелых аспектов Эго-идеала, амбивалентное отношение к эдипову объекту, инфантильные сексуальные желания и борьба против них. Ослабление этих чувств в терапии обычно происходит благодаря их смещению на доступные объекты в жизни клиента. В условиях стационара, где существует запрет на реализацию сексуальных отношений, появляются запросы о проработке конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с сексуальным партнером, имевших место в жизни клиента до прихода на программу реабилитации.

 


Предрасположенность аддиктивного клиента к переживанию сексуального возбуждения и эротического желания постепенно трансформируется в способность к зрелой любви, что является показателем стремления к близости, интимности, переносимости фрустрации, умения реализовывать аффективные потребности в субъектных отношениях, взросления личности. В контексте эпигенетической модели теории личности этот этап соответствует кризису развития в решении проблемы близости-изоляции и темам способности-неспособности к любви в групповой работе, что является приближением к финальной части третьей стадии терапевтической динамики группы.

 


Для успешного прохождения стадий реализации субъект-субъектных отношений, неотъемлимой частью которых являются этапы развития и трансформации сексуально-эротического влечения, важна позиция терапевта, его способность быть в контакте с собственной сексуальностью, осознавания фактора контрпереноса, а также знание особенностей развития аддиктивной личности и этапов реабилитации.Часто у терапевта формируется фобическая позиция при возникновении эротического переноса и контрпереноса, вызванная различными проблемами личного и профессионального характера, что может выражаться в избегании темы сексуального влечения в терапии либо замещение данной проблемы иным контекстом работы, что возвращает аддиктивного клиента к манипулятивным способам взаимодействия с другими, запрету на непосредственное осознавание своих чувств и потребностей, личностному регрессу.

 


Терпимое отношение к собственным сексуальным фантазиям по поводу клиента позволяют интерпритировать перенос еще до его смещения в негативную сторону и выстроить адекватную стратегию терапевтических интервенций, а также может способствовать эмоциональному и профессиональному росту терапевта.

 

Значение эротического переноса в психотерапии зависимостей

 



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Психологическое присутствие терапевта первично по отношению к содержанию терапии
  • Что именно является лечебным элексиром для души клиента?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Влияние контрпереноса специалиста в отношении клиента на динамику супервизионной группы
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Механизмы формирования стыда и стратегии работы гештальт-терапевта по восстановлению контакта.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Слияние у терапевта и клиента
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • О значимости терапевта для клиента. Диалоги б17
  • Инструкция для клиента гештальт-терапевта.
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Работа гештальт-терапевта с отношениями (Ревизия отношений ч.3)
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Анализ вкладов терапевта и клиента в терапевтический контакт
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • 5 секретов работы с мотивационной сферой личности клиента.
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Развитие клиента в процессе гештальт-терапии
  • О работе с чувствами клиента по отношению к близким людям
  • Подробнее о процессе роста через травму развития. Работа терапевта (3 часть)
  • Особенности работы с людьми с паническими атаками Взгляд изнутри терапевтического процесса
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Параноидно-шизоидная позиция: основные тревоги и особенности отношений с объектами
  • Как происходит работа терапевта? Когда психолог отказывает в терапии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь