Феномен транса в психотерапии (анализ состоянии проблемы)

Феномен транса в психотерапии

Статья посвящена проблеме феномена транса в психотерапии. Анализируются литературные источники и фрагменты стенограмм различных психотерапевтических сессий с целью демонстрации формирования, а также проявления признаков трансового опыта у пациентов. Показано, что в ходе терапевтического процесса психотерапевты используют различные речевые стратегии, которые побуждают клиента «погрузиться» в естественное трансовое состояние. Выявлено, что состояние транса связано с инсайтом, предшествует ему, а также способствует возникновению ряда других психотерапевтических эффект

 Введение

Большинство современных исследователей едины во мнении, что транс – это состояние, которое характеризуется той или иной степенью изоляции внимания обыденного сознания от восприятия внешних сигналов [1, 3, 11, 19, 20]. В первую очередь, при этом, изменяется фокусировка внимания и оно концентрируется на внутренних психических процессах (мыслях, образах, воспоминаниях, представлениях и т.п.). В то же время, к внешним стимулам оно становится расфокусированным (рассеянным), либо выборочным.

Независимо от психотерапевтического направления, терапевт может наблюдать состояние транса у пациента на любом этапе психотерапевтического процесса. Это связано с тем, что транс представляет собой естественное состояние, которое может спонтанно возникать в повседневной деятельности индивидуума [6, 17]. В исследовании А.О. Прохорова и М.Г. Юсупова (2012) показано, что трансовое состояние, возникающее в естественных условиях, менее осознаваемо и рефлексируемо. Возникновение и протекание подобного состояния характеризуется испытуемыми как «спонтанное», «самопроизвольное», связанное с погруженностью в себя, отрешенностью от внешнего воздействия, сопровождающееся искажением времени и увеличением визуальных образов [11]. Э. Росси (2008) сообщает, что человек спонтанно создает данное состояние примерно один раз в 90-120 минут. При этом исследователь считает, что естественный транс связан с одним из естественных ультрадианных (сверхкоротких) ритмов жизнедеятельности мозга [21]. В свою очередь «спонтанное» возникновение трансового состояния создает новый воспринимаемый мир, в котором пациенты могут изучить свои возможности и освободиться от привычных «блоков» и ограничений [17].

Как известно, в основе психотерапевтического процесса лежит коммуникация, где один из основных способов взаимодействия психотерапевта с пациентом является беседа. Еще Сократ считал лучшим, что может сделать учитель (психотерапевт) - это задать человеку такие вопросы, которые вызовут к жизни имеющиеся у него знания (ресурсы). Такого же мнения придерживался Ф. Перлз (1969): «… Они (вопросы) отсылают его (человека) к собственным ресурсам, дают ему почувствовать собственную ответственность, предлагают воспользоваться собственными силами и средствами опоры на себя» [12]. Психотерапевты в своей работе всегда исходят из того, что истина, до которой человек дошел сам, намного дороже того, что ему рассказали другие. В свою очередь, по мнению М. Эриксона и Э. Росси (1976), в психотерапевтической работе вопросы особенно важны как форма коммуникации. Причем, когда на них нельзя ответить осознанно, то такие вопросы активируют бессознательные процессы и инициируют автономные ответы, являющиеся сущностью трансового поведения [17]. Если у человека имеется проблема привычных ограничений, то терапевтический эффект вопроса (либо, его интерпретации) может появиться в моментальной нейтрализации этих ограничений в некой форме «психологического шока». Человек может переоценить ситуацию с помощью автономных процессов внутрипсихического поиска, а сами бессознательные процессы пациента способствуют появлению какого-либо решения или реорганизации.

Таким образом, вопрос (либо, интерпретация) психотерапевта, своевременно озвученный в ходе терапевтической встречи, побуждает клиента погрузиться в естественный, спонтанный транс, и как результат, получить необходимый материал, который может сдвинуть терапевтический процесс с «мертвой точки». По нашему мнению, благодаря спонтанному возникновению «естественного» транса, возникают «действенные инсайты» (Рождерс К., 2015), при котором происходит «личностный рост» пациента. В свою очередь, Ф. Перлз (1969) называл такое состояние «уходом в плодотворную пустоту», которое он сравнивал с трансовым [12]. По его мнению, во время «ухода» в такое состояние, может возникнуть так называемое «ага-переживание», которое является одним из мощнейших инструментов исцеления в терапии. В это время пациенту могут прийти неожиданные решения, прозрения, внезапные вспышки понимания, которых он не ожидал.

Чаще всего трансовые состояния анализировались и описывались в контексте терапевтического или экспериментального гипноза, либо измененного состояния сознания. Учитывая, что транс представляет собой естественное состояние, переживаемое каждым человеком в повседневной жизни, данное состояние может возникнуть и в ходе любого психотерапевтического процесса. Однако, исследования, посвященные феномену транса в психотерапии, единичны.

Цель исследования – провести анализ литературы, посвященной возникновения и возможностями применения феномена транса в психотерапевтическом процессе.

Материалы и методы

В ходе исследования были проанализированы литературные источники (монографии и научные статьи) и отобраны стенограммы психотерапевтический сессий различных психотерапевтических направлений (психодинамическое, экзистенциально-гуманистическое и др.). Для достижения поставленной цели были выбраны следующие критерии: 1) применение психотерапевтом такой стратегии диалога, которая была ориентирована на смещение фокуса внимания клиента «в глубь себя» (что способствовало появлению трансового состояния); 2) содержание в стенограммах сессий комментариев, в которых были описаны объективные/субъективные признаки трансового состояния у пациента; 3) содержание вышеупомянутых критериев являлось «пусковым» (или ключевым) фактором в изменении динамики психотерапевтического процесса в сторону решения проблемы или осознания причины ее появления.

 Результаты и их обсуждение

Состояние транса, возникающее естественно, может оказывать на пациента благоприятное влияние даже без какого-либо дополнительного внушения. Так, Р.Д. Тукаев (2006) сообщает, что в основе биологического эффекта трансового состояния лежит реакция эустресса, а не отдельные суггестивные формулы и приемы [15]. Другими словами, во время «чистого» нахождения пациента в трансовом состоянии происходит изменение биологического гомеостаза из дисстресса в сторону «нормального» стресса – эустресса. При этом, в основе транса лежит естественная жизненная способность – расширение, раскрытие границ восприимчивости (эмпатия, импритинг) и переживаний (экстаз, инсайт, катарсис) [7]. С. Гиллиген (1987) считает, что любой транс активизирует ресурсы личности, которые разобщены с актуальными переживаниями человека, с помощью редукции жестких когнитивных ограничений [6].

Следует отметить, что в различных психотерапевтических направлениях имеются техники, в основе которых лежит трансовое состояние. Так, М. Япко (1990) приводит фрагмент личной беседы с отцом когнитивной терапии А. Беком: «… он (А. Бек) нисколько не колеблется, когда просит своих клиентов закрыть глаза, расслабиться и представить себе, как они с успехом пользуются новыми навыками поведения, которым обучаются. Он называет это «воображаемым успехом». Однако по структуре это является индукцией на сосредоточение, во время которого он направляет человека в будущее, ассоциирует его с новым поведением или паттернами мышления в какой-то знакомой ситуации и способствует его отделению от старых неэффективных паттернов» [18]. В то же время можно обнаружить существование подобных явлений в других направлениях психотерапии, но с иными определениями и описаниями.

Как известно, состояние транса сопровождается рядом признаков, которые могут говорить, как о начале возникновения транса, так и о нахождении человека в нем. Анализ работ, посвященных исследованию и описанию транса, позволяет выявить характерные объективные и субъективные его признаки, которые не вызывают противоречия у большинства исследователей в данной области. Объективными (внешними) проявлениями являются: неподвижность взгляда (фиксация его вдаль или вблизь), изменение характера дыхания (медленное и поверхностное), ослабление двигательной активности (вплоть до неподвижности), снижение мышечного тонуса («уплощение» черт лица), изменение окраски кожных покровов (покраснение, либо бледность) и др. В свою очередь, субъективные («внутренняя картина») проявления представлены расслабленностью, погруженностью в себя (сосредоточенностью сознания на внутренних ощущениях, переживаниях и др.), отвлечённостью от внешних раздражителей, усилением яркости и интенсивности переживаний, снижением активности, интенсивности и продуктивности психических процессов (в особенности ощущения, восприятия, представления, воображения, речи и памяти), проявлением тенденции к фантазированию и др. Поскольку состояние транса высоко индивидуализировано, то эти признаки у разных людей могут проявляться в разной степени и в различных сочетаниях [1, 3, 6, 10, 15, 17].

М. Эриксон и Э. Росси (1976) описали микродинамику трансового опыта: фиксация внимания, депотенциализация привычных рамок и систем убеждений, бессознательный поиск, бессознательный процесс и трансовый отклик [17]. Несмотря на то, что данная парадигма применяется для анализа множества гипнотических подходов, вероятно, что отдельные проявления этого процесса довольно часто встречаются в различных психотерапевтических методиках. В результате, у пациента развивается трансовое состояние, в ходе которого происходит, как реорганизация внутреннего опыта, так и появление инсайта.

В ходе анализа стенограмм психотерапевтических сессий отмечается два основных способа возникновения «естественного» транса: 1) психологический «шок», замешательство, «удивляющий опыт», который прерывает или останавливает повседневную систему убеждений индивидуума; 2) целенаправленное смещения фокуса внимания вглубь себя для достижения терапевтических целей.

Психологический «шок» (замешательство) может мгновенно фиксировать внимание клиента и прерывать его привычный образ мышления. Происходит нарушение равновесия, которое депотенциализирует привычные ограничения пациента и дает возможность возникновению естественного транса. Так, для осознания пациентом «качества своего стыда» психоаналитик Р.Р. Гринсон (1994) высказал интерпретацию, которая повергла клиента в «замешательство»: «… на одном из сеансов его (клиента) ассоциации, связанные со сновидениями, показали мне, что он борется с чувствами унижения, которые мучили его, когда он был маленьким мальчиком, в возрасте 4-7 лет. На аналитическом сеансе его чувства сконцентрировались, главным образом, вокруг его ощущения стыда и замешательства, когда он был приглашен на состоявшийся недавно вечер, где произнес короткую речь, и когда его жена взглянула на него так, будто он стоит голый в ванной. Я хотел, чтобы он осознал специфическое качество стыда, который владел им во всех ситуациях. Я сказал ему: «Когда вы были введены на вечер, когда вы говорили речь и когда вы стояли обнаженным перед вашей женой в ванной, вы более не были профессором X., или даже Джоном X., вместо этого вы стали «пишер»*. Я использовал это слово потому, что его мать имела привычку так называть его, чтобы выразить свое презрение, когда его штанишки оказывались мокрыми. Этот инсайт попал в цель, пациент сначала был захвачен врасплох, но затем живо вспомнил несколько инцидентов, когда он чувствовал себя как «пишер». Это не было ни интеллектуальным упражнением, ни поверхностной уступчивостью. Пациент пережил вновь тот ужасный стыд быть «пишер», а также свою злобу на мать, которая так унижала его» [5]. На первый взгляд может показаться, что ничего необычного в этом фрагменте нет. Однако, если его анализировать с точки зрения феномена транса, то в данном наблюдении можно выделить несколько примечательных вещей. Необходимо подчеркнуть, что пациент изначально был сосредоточен на внутреннем переживании («его чувства сконцентрировались, главным образом, вокруг его ощущения стыда и замешательства»), что может говорить о готовности появления спонтанного транса. Прежде чем психоаналитик озвучил свою интерпретацию, он признал актуальность опыта клиента («когда вы были введены на вечер, когда вы говорили речь…»). Такая речевая стратегия позволяет поддерживать собственное состояние транса индивидуума [4]. В дальнейшем психотерапевт депотенциализирует сознание клиента словом «пишер», которое не только вызвало замешательство и шок у последнего, но и послужило «пусковым» фактором для бессознательного поиска и процесса, в ходе которого произошел трансовый отклик – гипермнезия («…живо вспомнил несколько инцидентов, когда он чувствовал себя как «пишер»). Таким образом, данный фрагмент наглядно демонстрирует, как за счет психологического «шока» у клиента развилось вполне «естественное» трансовое состояние в ходе психоанализа.

Известным является факт того, что поглощённость внутренними переживаниями также способствует развитию трансового состояния [6]. Во время терапевтического процесса у пациента может развиться спонтанное трансовое состояние, когда терапевт побуждает клиента направить свое внимание вовнутрь, на какое-то конкретное переживание или ощущение. Во фрагменте стенограммы демонстрационной сессии Ф. Перлза (1969) показано как можно побуждать индивидуума к развитию трансового опыта за счет смещения внимания в глубь себя.

Фриц. <…> Уйти в себя так глубоко, как возможно. Можешь даже уйти из этой комнаты, а потом вернись и снова посмотри на нас. И посмотри, что происходит, когда ты переживаешь этот ритм.

Пенни. Возвращение более приятно.

Фриц. Продолжай. Снова закрой глаза. Уходи и каждый раз говори, куда ты уходишь. На пляж? В размышления? В ощущения мышечных напряжений? Потом снова возвращайся и говори, что ты осознаешь.

Пенни. Я ощущаю себя более расслабленной. Я как будто, м-м, больше, я ухожу в себя (Пауза.) Мне это надоело.

Фриц. <…> Угу. Конечно же, это неприятно. <…> Закрой глаза. Уйди в себя (Пенни вздыхает). В последний раз, когда ты уходила, ты обнаружила, что тебе надоело. Приятно ли твое ощущение скуки?

Пенни. Неприятно.

Фриц. Побудь с ним и расскажи нам, что неприятного в скуке.

Пенни (Пауза). Я чувствую фрустрацию. Я хочу что-то сделать.

Фриц. Скажи это еще раз.

Пенни. Я хочу что-то сделать (Пауза, закрывает глаза).

Фриц. Теперь возвращайся. Что ты испытываешь, здесь и сейчас?

Пенни (оглядывается). Краски стали яркими.

Фриц. Простота?

Пенни. Краски яркие.

Фриц. Это хороший признак. Это то, что мы в гештальтерапии называем «мини-сатори». Она начинает просыпаться. Замечаете? Мир становится реальным, а краски – яркими [12].

В данном примере видно, что терапевт неоднократно просит клиентку «закрыть глаза» и «уйти» в себя, даже «уйти из этой комнаты». Такие фразы непроизвольно побуждают клиентку погрузиться в «естественный» транс. Важно отметить, что с позиции гипнотерапии терапевт «поддерживает» трансовое состояние пациента с помощью косвенных внушений. Например, составное внушение («Уходи и каждый раз говори, куда ты уходишь») или открытое внушение («На пляж? В размышления? В ощущения мышечных напряжений?»). Косвенные формы внушений инициируют бессознательный поиск и облегчают протекание бессознательных процессов у человека. Свидетельством трансового состояния пациента может являться следующее: расслабленность, самопроизвольное закрытие глаз, усиление интенсивности восприятия («краски стали яркими»), а также характерное действие после транса – это желание «оглядеться», т.е. происходила реориентация в состояние бодрствования. При этом могут наблюдаться ряд других ее признаков: потягивание, моргание, изменение позы тела, зевота, облизывание губ, приглаживание волос, прикосновение к различным частям тела и т.д., которые показывают, что клиент переживал трансовый опыт [18].

В некоторых случаях терапевты могут последовательно задавать несколько вопросов клиенту, направленных на саморефлексию. В таких случаях непроизвольно возникает «спонтанный» транс, который «открывает» доступ к глубоко значимому опыту и переживаниям. Так, из фрагмента стенограммы групповой терапии экзистенциальной ориентации были озвучены следующие вопросы одному из участников: «<…> Знаком ли Вам опыт признания со стороны других людей? Чувствовали ли Вы когда-нибудь, что вас признают? Что вы чувствует, когда получаете признание? Были ли значимые люди в вашей жизни, от которых вы не чувствовали признания или не видели, что вас признают? <…> И пока ты (терапевт) говорил, я начал погружаться очень глубоко внутрь себя, в прошлое, и я увидел маленького-маленького мальчика, постоянно чувствующего себя больным, отделенного от всего и абсолютно уверенного в том, что он не может быть признан…» [8].

При погружении индивидуума в трансовое состояние, обычно возникает ряд определённых феноменов. В их числе – регрессия в прошлое (возрастная регрессия) с наплывом воспоминаний (гипермнезия). Переживание естественного трансового опыта позволило участнику группы осуществить глубокие трансформационные изменения в ходе дальнейшего прохождения групповой психотерапии.

Возникновение «естественного» транса может возникать также при обращении к парадоксальной логике «оба/и» состояния транса [6]. Это означает, что данная логика создает неконцентуальное и невербальное состояние ощущаемого единства. В связи с этим человек в трансе может одновременно ощущать себя и «здесь» и «там», и «частью» происходящего, и «отдельно» от него и т.п. Таким образом, терапевт, побуждая клиента к диссоциации, вызывает у него спонтанный транс.

Анализируя следующий фрагмент стенограммы (работа с травмой) с точки зрения трансового опыта, необходимо также отметить, что в ходе данной терапии был сформирован соматический ресурс – ощущения тепла («поглаживание» колена), который у клиента ассоциировался с приятными детскими воспоминаниями.

Пациент (П).: У меня ощущение, что внутри меня — там черный лизун… Он пугает меня, когда он появляется, то мне очень плохо.

Терапевт (Т).: Сейчас этот лизун с вами?

П.: Да.

Т.: Попробуйте продолжать наблюдать за его образом.

(Пациентка сидит некоторое время неподвижно, постоянно поглаживая колени.)

Т.: Какое ощущение в коленях?

П.: Тепло.

Т.: Продолжайте чувствовать тепло и наблюдать, как меняется образ лизуна.

П.: Мне кажется, что он как будто становится меньше, он боится.

Т.: Как на это откликаются ваши ощущения в груди?

П.: Уже не барабанит, но боль немного осталась.

Т.: Продолжайте наблюдать за ним… он боится, когда вы наблюдаете за ним…

(Какое-то время пациентка продолжает наблюдать, закрыв глаза и поглаживая колени).

П.: Он исчез.

Т.: Какие чувства пришли к вам?

П.: В груди появилась легкость. (Она открыла глаза.) У меня ощущение, что я все вижу как-то по-другому, и вы изменились, стали как будто радостней. В груди легко [9].

Для того, чтобы отреагировать на предложение терапевта («попробуйте продолжать наблюдать за его образом»), пациент погружается в естественный транс, чтобы объединить соотносимые понятия («это» и одновременно «то»). Учитывая, что он выполняет несколько действий сразу: наблюдает за метафорой (симптом) и контактирует с соматическим ресурсом (тепло, приятные воспоминания). Можно сказать, что клиент одновременно и «здесь» (наблюдение) и «там» (ресурс). Это приводит к тому, что клиент «поддерживает» собственный транс с помощью феномена диссоциации. В то же время у клиента отмечаются как объективные проявления транса: неподвижность и стереотипное движение рукой (поглаживание), так и субъективные – изменение интенсивности восприятия («… я все вижу как-то по-другому, и вы изменились…»), хорошее самочувствие («… в груди легко»). Индивидуумы, находящиеся в состоянии транса, как правило, полностью погружены в мир ощущений, а не понятий. Причем такой чувственный способ переработки информации позволил клиенту установить более глубокие связи с собственными ресурсами.

Таким образом, по нашему мнению, пациент в ходе психотерапии может погружаться в «естественный» транс, чтобы с его помощью отказаться от некоторых ограничений своего общего повседневного взгляда на действительность, стать восприимчивыми к новому, и творчески создавать свой внутренний мир.

Отдельного рассмотрения заслуживает то, как состояние транса связано с инсайтом, возникающим в ходе терапевтического процесса. При этом необходимо дать описание предназначения трансового опыта и инсайта, чтобы показать насколько они могут быть одновременно схожи и различны. По мнению М. Эриксона и Э. России (1976) «… транс является периодом, во время которого пациенты могут вырваться из своих привычных рамок и систем убеждений, чтобы ощутить внутри себя другие паттерны поведения» [17]. В отношении инсайта К. Роджерс (2015) писал: «… инсайт означает реорганизацию поля восприятия. Это интеграция накопленного опыта. Он означает переориентацию своего «я». Все эти утверждения скорее всего являются истинными. Все они ясно подчеркивают тот факт, что инсайт, по существу, - это новый способ восприятия. Иначе говоря, возникает несколько типов восприятия, которые и объединяются нами в понятия инсайт» [13].

Таким образом, с помощью транса и инсайта индивид может обретать какое-то новое восприятие самого себя, в чем, по нашему мнению, заключается их основная схожесть. В тоже время, трансовый опыт – это «пространство», которое открывает доступ к внутреннему миру индивидуума, тогда как инсайт – это информация восприятия индивидуумом новых смыслов своего собственного опыта (бытия), возможность увидеть новые взаимосвязи причин и следствий и обрести новое понимание того значения, которое имеют возникающее симптомы.

В эмпирическом исследовании инcайта, проведенном Т.В. Семеновой (2014), приняли участие 45 студентов, которым была предложена анкета с вопросами, помогающими описать инсайт как состояние сознания. Ответы на вопросы анкеты анализировались методом сопоставления содержательных единиц. Один из вопросов в анкете звучал так: «Различны ли состояния инсайта и задумчивости? Поясните». При этом пояснения были следующие: «Задумчивость – это процесс, который предшествует инсайту», «Задумчивость – это один из факторов, который вызывает инсайт» и т.п. [14].

Как известно, задумываясь, индивидуум «погружается» в глубь себя. При этом он отключается от внешних раздражителей и сосредотачивается на внутренних ощущениях, переживаниях и других объектах. В отношении этого Ф. Перлз (1969) говорил: «Уходя в себя, мы всегда что-то обнаруживаем» [12, с. 194]. Так, в следующем фрагменте стенограммы после «ухода в себя», задумчивости, у клиента появляется инсайт, который по мнению авторов, свидетельствует о появлении «опыта бытия».

Т.: Может быть, вспомните еще подобное переживание?

К.: Да… (взгляд ее ушел в себя, лицо осветила легкая улыбка – будто что-то чудесное медленно оживало в ней). Да. Что-то подобное я переживала в раннем детстве, когда рвала цветы вдоль железной дороги. Узнав про это, бабушка отхлестала меня крапивой. Раскаяния не было никакого. Я продолжала поступать по-своему. Я не могла объяснить ей, зачем я хожу туда, но я точно знала, что мне так надо. Мне туда было надо! Было чувство, будто это место зовет меня. Сейчас-то я думаю, что влекли меня, конечно, не цветы, а сама я, вернее, то, что случалось там со мной. Я помню, как хорошо мне там было. Необычайно хорошо! И в это хотелось вновь и вновь погружаться [3].

В свою очередь в следующем фрагменте стенограммы ее автор хорошо описывает состояние клиентки, до того, как у нее возник инсайт. Так, во время терапевтического процесса (проблема лично значимого выбора) психотерапевт попросил клиентку взвесить все «за» и «против» по каждой альтернативе и озвучивать свои размышления вслух. В результате, у клиентки возникает «ценностный инсайт» (Филоник М.С., 2011). Однако, прежде чем возник инсайт, у клиентки наблюдались признаки трансового состояния. «Практически «ни с того, ни с сего» после 5-секундной паузы речь клиентки замедляется, меняется голос, выражение лица становится более задумчивым, взгляд более глубоким, как бы в себя» [16]. Таким образом, вначале клиент спонтанно погрузился в «естественный» транс, и лишь потом у него возник инсайт.

Таким образом, после описания нескольких фрагментов стенограмм сеансов различных направлений психотерапии, можно сказать, что состояние транса и инсайта неразрывно связаны между собой, где общая их цель – это мощный стимул для развития нового отношения человека. При этом, состояние транса зачастую предшествует появлению инсайта. В свою очередь, как было продемонстрировано выше, наиболее эффективны те инсайты, в результате которых, трансовое состояние возникало спонтанно и естественно. Можно сказать, что инсайт возникает из трансового состояния, которое возникает при хорошо сформированном терапевтическом альянсе. Благодаря атмосфере свободы, спонтанности и эмпатии между терапевтом и клиентом, последний может «уйти в себя», погрузиться в «естественный» транс и ясно взглянуть на себя и свои проблемы. Тогда полученный инсайт будет не только наиболее ценным для клиента, но и будет развиваться по собственной его инициативе.

Заключение

Таким образом, подводя итоги анализа феномена транса в психотерапии можно сделать следующие выводы. Во-первых, «естественный» транс может возникнуть на любом этапе психотерапевтического процесса. Об этом говорит факт того, что у клиентов наблюдаются различные признаки трансового опыта, как объективные, так и субъективные. Во-вторых, психотерапевты разных направлений используют (порой, непреднамеренно) такие речевые стратегии, как психологический «шок» (замешательство) и смещения фокуса внимания «в глубь себя», вследствие чего у клиентов может возникнуть спонтанное «погружение» в трансовое состояние. В-третьих, феномен транса зачастую взаимосвязан с инсайтом. Проведенное исследование показало, что возникновению инсайту предшествует трансовое состояние, которое выступает в роли «пространства» для возможности получения доступа к необходимой информации. При этом «естественный» транс и инсайт является для клиента ценным опытом, который играет положительную роль в разрешении или понимании проблемы в ходе психотерапии. Таким образом, феномен транса можно отнести к одному из важнейших лечебных факторов любой психотерапевтической парадигмы.

 Литература

  1. Ахметов Т.И. Гипноз: новейший справочник – Ростов н/Д: Феникс. – 2010. – 608 с.
  2. Буякас Т.М. Встреча с «опытом бытия» как случай в инициальной терапии // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. - №4. – С. 33 – 47.
  3. Гордеев М.Н. Фундаментальное руководство по эриксоновскому гипнозу. – М.: Психотерапия. – 2015. – 357 с.
  4. Гордеев М.Н., Гордеева Е.Г. НЛП в психотерапии. – 2-е изд. – М.: Психотерапия. – 2008. 272 с.
  5. Гринсон Р.Р. Техника и практика психоанализа. – Воронеж.: НПО «МОДЭК». - -491 с.
  6. Гиллиген С. Терапевтические трансы: руководство по эриксоновскому гипнозу. – М.: Психотерапия. – 2011. – 448 с.
  7. Кабрин В.И. Транскоммуникативная холодинамика психологического универсума личности («стресс-транс-формация») // Вестник томского государственного университета. – 1999. – № 268. – С. 115 – 120.
  8. Лэнгле А. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования / А. Лэнгле, Е.М. Уколова, В.Б. Шумский. – М.: Логос. – 2014. – 556 с.
  9. Мазур Е.С., Гайда Е.Я. Случай работы с психической травмой // Консультативная психология и психотерапия. – 2010. - №4. – С. 68 – 86.
  10. Прохоров А.О., Бехтерева В.Д, Киселев О.В. Состояние транса и его проявления в зависимости от специфики повседневной жизнедеятельности субъекта // Вестник мордовского университета. – 2011. – №2. – С. 90 – 96.
  11. Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Повседневное трансовое состояние: феноменология и закономерности // Психологический журнал. – 2012. – том 33. - №1. – С. 88 – 100.
  12. Перлз Ф. Гештальтподход и свидетели терапии. – М.: Академический проект; Гаудеамус. – 2015. – 207 с.
  13. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике. – М.: ИОИ. – 2015. – 200 с.
  14. Семенова Т.В. Инсайт и созерцание в социально-психологических измерениях сознания // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – № 1. – с. 82-90.
  15. Тукаев Р.Д. Механизмы и методы клинической гипнотерапии. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство». – 2006. – 448 с.
  16. Филоник М.С. Ценностные основания личностно значимого выбора: анализ случая // Консультативная психология и психотерапия. – 2011. – № 1. – с. 156-180.
  17. Эриксон М., Росси Э. Гипнотерапия: случаи из практики. – М.: Психотерапия. – 2013. – 528 с.
  18. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности: наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения. – М.: Независимая фирма «Класс». – 2012. – 352 с.
  19. Япко М. Трансовая работа: введение в практику клинического гипноза. – М.: Психотерапия. – 2013. – 720 с.
  20. Kallio S., Hyönä J., Revonsuo A., Sikka P., Nummenmaa L. (2011) The Existence of a Hypnotic State Revealed by Eye Movements. // PLoS ONE 6(10): e26374. – 2011 https://doi.org/10.1371/journal.pone.0026374.
  21. Rossi E.L. The chronobiologikcal theory of therapeutic suggestion: Towards a mathematical model of Erickdon’s naturalistic approach // Jerusalem Lectures on Hypnosis and Hypnotherapy. Hypnosis International Monographs Number 1. Munich – 1995. 63-86.


Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Гипноз и состояние транса - что это?
  • Эриксоновский гипноз. Что такое состояние транса?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Состояние генеративного транса.
  • Зачем нам состояние гипнотического транса?
  • Что такое трансовое состояние.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как же я себя ощущаю, и на что это похоже? Метафора состояния
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что может поведать о хозяине состояние шкафа (Часть 2)
  • Что может поведать о хозяине состояние шкафа (Часть 1).
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Транс и гипноз. Мифы и реальность. Часть 3. Основные идеи генеративного транса.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Ухудшения состояния после терапии. Что это такое и с чем оно связано?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь