Арт-терапевтические технологии в формировании зрелых мужских и женских феноменов «я»...

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В фОРМИРОВАНИИ ЗРЕЛЫХ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ФЕНОМЕНОВ
«Я» В ПРОСТРАНСТВЕ ВНУТРЕННЕЙ СКАЗКИ

Вознесенская Елена,
канд. психол. наук, с.н.с.
Института социальной и политической психологии АПН Украины,
президент ОО «Арт-терапевтическая ассоциация» (г. Киев)

На этапе перехода к новым формам социального взаимодействия в пери-
од трансформационных процессов в современном обществе остро встают
вопросы переоценки социальных ценностей и иерархии социальных ролей.
Сегодняшняя ситуация характеризуется смешением ролевых позиций женщины
и мужчины. Разрушение старой системы социальных отношений, пересмотр
устаревших моделей поведения приводят к тому, что женщина развивает в себе
маскулинные качества, выполняя мужские роли. Нарушение равновесия
мужского и женского у родителей обоих полов приводит к развитию внутри-
личностной дисгармонии у ребенка и формированию у него неконструктивных
моделей поведения, в том числе и гендерного.
В традиционных обществах полоролевая идентификация мальчиков и
девочек происходила путем определенных обрядов (инициаций «взросления»),
которые проводились при переходе детей в пубертатный возраст. Такие обряды
исчезли в период развития технократического общества. Неинициированность
поколения родителей тормозит инициацию их детей и внуков.
Именно поэтому тема «Мужского и женского в структуре личности» так
актуальна сегодня и привлекает внимание и психологов-практиков, и приводит
к разработке серьезных научных теорий в различных социальных науках: пси-
хологии, социологии, теологии (Т.Б. Василец, 2004; Т.Марез, 2001; А.Менегет-
ти, 2001; А. Уотс, 1999; Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е.А.Тихонова, 2003 и др.)
Автор также не осталась равнодушной к проблемам взаимоотношений со-
временных мужчин и женщин. Целью настоящей статьи является представле-
ние арт-терапевтических технологий работы с внутренними мужскими и женс-
кими структурами личности.
На основе теоретических и практических результатов ростовских психо-
логов (Т.Б.Василец, Н.В.Романова, 2002) была разработана программа арт-тера-
певтической работы «Мужчина и его Женщина. Женщина и ее Мужчина». Про-
грамма представляет арт-терапевтическую и аналитическую работу, направлен-
ную на психокоррекцию взаимоотношений между партнерами, формирование
зрелых личностей, гармонизацию отношений внутренних мужских и женских
структур.
Содержательно теоретической базой работы является юнгианская
аналитическая психология и исследования юнгианских аналитиков архетипи-
ческих образов, представленных в культуре каждого народа (Калшед Д., 2001;
Франц М.-Л., 1998; Джонсон Р.А., 1996; Эстес К.П., 2001; Пропп В., 1986; Ва-
силец Т., Романова Н., 2002; Василец Т., 2004; Бреусенко-Кузнецов А., 1998,
2002, 2003). В программе с помощью арт-терапевтических технологий
происходит обращение к ресурсам коллективного бессознательного,
содержащихся в архетипах славянских народных сказок, былин и сказаний,
описывающих этапы развития человеческой личности, пути достижения мужс-
кой и женской зрелости. В рамкам программы участники имеют возможность в
созданном безопасном арт-терапевтическом пространстве пройти
символические инициации зрелости мужского и женского аспектов личности.
Таким образом, программа является сочетанием использования возможностей
инициационной психотерапии (Василец Т., 2004) и арт-терапевтических
технологий.
Символический язык изобразительного искусства, как установлено, наи-
более адекватен для выражения содержаний личного и коллективного бессозна-
тельного (К.-Г.Юнг, 1998). Поэтому основным методом работы является
арт-терапия, которая связана с раскрытием творческих способностей и сущ-
ностного потенциала человека, мобилизацией внутренних механизмов саморе-
гуляции и исцеления. Являясь средством свободного самовыражения и само-
познания, художественное творчество помогает идентифицировать и оценивать
свои чувства, воспоминания, образы будущего, найти способ общения с самим
собой (Копытин А.И., 1999). Опираясь на трансцендентные свойства символов
и собственный творческий потенциал, участник способен достичь самоисцеле-
ния. Созданные символические образы заключают в себе способы разрешения
внутрипсихических конфликтов.
В результате арт-терапевтической работы создаются дополнительные воз-
можности для внутриличностной коммуникации, переход членов группы на
более глубокие уровни взаимодействия с проявлением внутренних (в том числе
неосознаваемых) механизмов организации поведения, происходит созревание и
интеграция мужского и женского аспектов личности; освобождение от вне-
дренных доминирующей культурой и идеологией паттернов поведения и освое-
ние тех ролей, которые в большей степени соответствуют их глубинной приро-
де, потребностям и направлениям развития.
Групповая форма арт-работы способствует спонтанному проявлению
творчества во внутригрупповом процессе, увеличивает ценность сотрудничества.
Творчество в группе приводит к выражению наиболее сложных содержаний
психической жизни, связанных с мифологией, поэзией, сновидениями
(А.И.Копытин, 2002). Вовлечение участников группы в эстетическую и
фантазийную активность позволяет каждому за счет взаимодействия достичь
психической целостности.
В то же время, изобразительное творчество всегда является способом
уединения и рефлексии участников арт-терапевтических групп. Это позволяет
им реализовать свою способность к саморазвитию и самогармонизации. В ходе
работы за счет активизации воображения членов группы путем направленной
визуализации, происходит спонтанный (в ряде случаев инициированный веду-
щим) переход в драматическую реальность, развивается мифотворчество
группы и формируется групповая мифо-поэтическая модель мира.
Арт-терапевтические технологии с целью личностного развития исполь-
зуются в таких формах арт-работы как открытые студийные и тематически-ори-
ентированные группы (Практикум…, 2000). Т.о., формой реализации програм-
мы, направленной на преодоление внутриличностных конфликтов мужских и
женских феноменов «Я» была выбрана тематически-ориентированная группа,
работа в которой фокусируется на решении конкретных задач. Тематический
подход, связанный с использованием определенного набора тем, способствует
сознательному отношению участников группы к психическому материалу. Со-
гласно К.Кейз и Т.Делли (Case C. And Dalley T., 1992), темы позволяют струк-
турировать хаотические переживания участников группы и направить их энер-
гию в определенное русло. Участникам тематических групп необходимо иметь
достаточную силу «Я» и развитую способность к вербализации своих
переживаний (McNeilly G., 1987).
На ранних этапах развития группы предполагается более директивный
подход к ведению работы со стороны арт-терапевта, который организует и за-
дает направление деятельности участников, используя мягкое структурирова-
ние деятельности участников группы и различные формы психотерапевтичес-
кой интервенции. Группа работает как закрытая на более поздних этапах сво-
его развития, что позволяет достичь большей откровенности участников за счет
ощущения ими своей защищенности в пространстве группы. На этом этапе арт-
терапевт снижает директивность своего воздействия, что помогает преодолеть
зависимость участников группы от ведущего. Мы считаем, вслед за Г.МакНил-
ли, что ведущий должен стремиться сформировать у членов группы активную,
равную с ним позицию, его функция – поддерживать групповую динамику
(McNeilly G., 1987).
В работе используется творческий процесс и результаты изобрази-
тельной деятельности как инструмент динамической коммуникации. Со-
вместное творчество участников позволяет использовать возможности группо-
вых процессов как основу для внутренних изменений. Таким образом, авторс-
кая работа представляется нам методологически близкой к интерактивной мо-
дели групповой арт-терапии. Системный подход предполагает рассмотрение
группы на более поздних этапах терапии как единого организма, саморазвиваю-
щейся системы, которая постоянно находится в контакте с окружающим миром
и в процессе изменений. Акцент ведущего делается на переживаниях клиента
«здесь и теперь» согласно экспериентальному подходу в психологии, обмен ли-
чным опытом участников группы как опыт группового взаимодействия, обрат-
ная связь с ведущим и другими участниками предполагает основу для измене-
ний в паттернах поведения.
В начале каждого занятия, в свою очередь, предлагается обмен личным
опытом участников группы, самоанализ их переживаний, событий, чувств, воз-
никших после предыдущего занятия, что способствует развитию рефлексии. В
задачи арт-терапевта не входит анализ и интерпретация созданных участниками
группы индивидуальных художественных образов. Возможно участие ведущего
в работе над некоторыми из предложенных группе тем. Это способствует
сопричастности к формированию культуры и мифо-поэтической картины мира
группы и, таким образом, создает эффективную среду для изменений на более
поздних этапах развития группы.
Следует отметить, что при работе с архетипическими темами в виде фе-
номена внутренней сказки предпочтительнее избегать интервенций, следуя
логике сказки и доверяя бессознательному клиента. Роль терапевта сходна с его
работой в ассоциативном методе символдрамы и сводится к поддерживающему
присутствию (Лейнер Х., 1996). Принципиальное значение имеет самостоятель-
ное творчество клиента. Помощь клиенту в ориентации в пространстве сказки
необходима только в начале работы, далее вмешательство может помешать.
Погружаясь в пространство сказочных архетипов, клиент получает доступ к ре-
сурсам коллективного бессознательного, содержание внутренней сказки часто
драматизируется, поэтому напряженные по своему содержанию образы, как
правило, завершаются гармонично, приносят клиенту удовлетворение и замет-
ные позитивные результаты, находящие отражение в реальности его жизни.
В настоящей статье мы ставим целью презентовать арт-терапевтичес-
кие технологии работы со сказочными образами, которые являются состав-
ной частью зрелых мужских и женских структур, отражением личностной
зрелости. Рассматривается работа с образами Королевы и Царя-отца.
Тема «Королева»
Королева прежде всего ассоциируется со зрелой женственностью. Работа
в группах показала (4 группы, в которых участвовало более 30 человек), что
образ Королевы описывается следующими характеристиками: в функции Коро-
левы входит способность к управлению, забота о других, материальное благо-
получие, высокий социальный статус, у Королевы развито чувство собствен-
ного достоинства, она воплощает созидающее начало.
К.-Г. Юнг считал, что в каждой женщине живет королева. По мнению
Т.Б.Василец (2004), если у женщины внутренний архетипический образ Коро-
левы развит, можно говорить о существовании встроенного защищающего му-
жского поля в структуру личности этой женщины – развитого и зрелого Ани-
муса. В сказках Королева вследствие своего высокого статуса имеет армию,
личную охрану. Зрелость Анимуса, его защищающая роль позволяет женщине
испытывать чувство собственного достоинства, что приводит к соответствую-
щему отношению к ней окружающих, в первую очередь мужчин, стремящихся
защищать и проявлять благородные качества. В одном из своих значений
архетип королевы символизирует разные планы социальной женской
успешности – высокий социальный статус, признание окружающих и чувство
женского достоинства как ощущение своей женской силы и ее власти в
социальном мире. Бессознательно готовясь к инициации женской зрелости,
проявленной Королевой, современные девочки на эдипальной стадии своего
развития рисуют принцесс.
По К.-Г.Юнгу, архетип королевы является важной составляющей жен-
ской природы. На символическом уровне он представлен образом статной и
дородной женщины, богато одетой, достойно несущей свои скипетр и державу.
Но власть и богатство – не единственные, а только частные свойства архетипа
королевы. Вечными его составляющими являются созидательная женская сила
и жизнеутверждающая природа. Образ Королевы также имеет еще один смысл:
желания Королевы осуществляются легко и естественно, без усилий и напряже-
ния, она хорошо знает, чего хочет и как это получить.
На наш взгляд, именно архетипический образ Королевы в наименьшей
степени развит в структуре личности современных женщин. Это печально, но
не удивительно, поскольку женщина сегодня, вынужденно выполняя в семье
функции кормильца, добытчика, защитника, пытается сохранить за собой и
роль хранительницы домашнего очага. Трудно ощутить себя Королевой, когда,
проработав полный рабочий день, зайдя в магазины и нагруженная сумками,
женщина выходит «во 2-ю смену» как домашняя хозяйка. «Если в женщине не-
достает энергий королевского архетипа, она во многом ограничивает себя, мно-
гого не может себе позволить, не вполне осознает свои глубинные желания и
цели, не допускает в свою жизнь необходимые блага, начиная от бытового ком-
форта, заканчивая личным счастьем» (Василец Т., 2004).
Негативный полюс архетипа королевы позволяет провести параллели с
архетипом ведьмы и гиперматеринскими структурами в личности женщины
или в области Анимы мужчины. Это – полюс подавляющего управления,
удушающей власти. Королева может быть жестокой, свергнуть неугодного ей
короля, держать его закованным в дворцовом подземелье (исторически такой
тип власти нашел свое отражение в правлении Екатерины ІІ). В современной
жизни это проявляется в манипулировании по отношению к мужу, муж
«находится под каблуком», не имеет возможности проявить индивидуальность,
взять на себя ответственность, что приводит к различным зависимостям (нарко-
тической, алкогольной), психосоматическим симптомам, как у мужчины –
слабого Короля, так и у женщины – деспотичной Королевы.
Итак, архетипический образ Королевы включает символику зрелой жен-
ственности и интуитивное восприятие – знание высших смыслов жизни. Кроме
того, зрелость характеризуется потребностью отдавать, создавать, строить,
взращивать, быть причиной событий в своей судьбе, судьбах своей семьи и ми-
ра в целом, т.е. творить. В сказках этот этап в жизни героев наступает, когда
они, преодолев испытания, пройдя путь инициации, достигают царского поло-
жения – заключая супружеский союз, сказочные жених и невеста в то же время
становятся Царем и Царицей или Королем и Королевой (Василец Т., 2004).
В программе «Мужчина и его Женщина. Женщина и ее Мужчина» в рабо-
те с образом Королевы происходит обращение к совместному творчеству
участников группы: созданию короны (с участием и интеракциями ведущего).
Используемые материалы: картон, золотая и серебряная фольга, краски,
карандаши, мелки, блестки, перья, бусинки, стразы и т.д. (материалы, которые
возможно использовать для украшения короны). Участники группы после
обсуждения образа королевской особы, осознания его функций и качеств полу-
чают задание создать корону. На выполнение задания отводится 60-90 минут.
Следующим этапом работы является упражнение «Коронация» (идея
Т.Василец). Каждому из участников группы предлагается подойти поочередно
к каждому и произнести фразу: «Я – достоин(на)». Участники произносят в от-
вет: «Да, ты – достоин(на)». Последние из участвующих берут корону, возлага-
ют ее на голову коронующемуся и подводят его к трону, на который ему пред-
лагается сесть. Участник находится на троне столько времени, сколько ему не-
обходимо. Остальные, играя роль придворных, поздравляют его аплодисмен-
тами, выражают свое почтение. После чего происходит коронация следующего
участника группы. На коронации возможна фотосъемка, что предоставляет
богатые ресурсы для использование полученных фотографий в дальнейшей
работе в качестве инструмента терапии (фототерапии). Они являются
мощным ресурсом при переживаниях участниками кризисных периодом
личностного развития.
Важным моментом в создании короны и коронации является способность
группы к выработке единого решения, что свидетельствует как о зрелости
группы, так и о зрелости мужских и женских компонентов личности каждого
участника, и мужчин, и женщин. Корона является символом единственности,
исключительности власти в каждый конкретный момент времени. Лишь
один участник группы может быть Королем (Королевой), остальные признают
это его право и достоинство. Работа с образом Королевы проводится на продви-
нутых этапах арт-терапевтической работы, активность ведущего направлена на
снижение зависимости участников и увеличение сплоченности группы, он игра-
ет роль катализатора этих групповых процессов.
Сессия завершается обменом опытом участников группы: Каково было
быть Королевой (Царем или Королем)? Что чувствовали? Что понравилось?
Что хотелось сделать? Как чувствовали себя на месте придворных?
Следующим этапом работы с образом Королевы будет упражнение «Со-
здание карты королевства». Этот этап может проводится как отдельная сес-
сия или, по договоренности с участниками группы, работа с образом Королевы
длится одну сессию в течении 5 часов.
Здесь сочетается метод направленной визуализации с последующим
созданием художественных образов. Возможно расслабление участников
семинара лежа или сидя в удобных позах, после чего им предлагается в
молчаливом образе представить себя Королевой: «Представьте себе, что Вы –
королева… Как Вы выглядите?… Как одеты?… Где живете и как?… Каковы
Ваши владения?… Какое у Вас королевство?… Где проходят границы?… Како-
вы Ваши взаимоотношения с соседями?… Какую внутреннюю политику Вы
проводите?»
Для последующего создания «Карты королевства» предлагаются следую-
щие материалы: бумага разных размеров (от А1 до А4 и рулонная) на выбор
участников, краски, карандаши, мелки. Задание: нарисовать карту своего коро-
левства. После художественного творчества следует обмен опытом в группе.
Продолжение работы с картой королевства возможно в варианте анализа сим-
волики карты (например, при индивидуальной работе или по желанию груп-
пы): рассматриваются границы королевства, их проницаемость, взаимоотноше-
ния с соседями, происходящие внутри королевства процессы как аналог внут-
рипсихических процессов человека, находящих отражение в его жизни за пре-
делами группы; возможно рассмотреть существование в королевстве водных
источников, рек, морей и символики их с точки зрения витальности, подключе-
ния к ресурсам бессознательного; интересны для анализа размеры королевства,
наличие развитой социально-экономической системы, армии, расположение на
карте гор, лесов и т.д. Дальнейшая работа с картой королевства позволяет ис-
пользовать неисчерпаемые возможности жанра «фентези» с его сюжетными хо-
дами и составлением карты пространства в котором проходят действия как
характерной особенности этого жанра.
Тема «Царь-отец»
Архетип Короля или Царя в нашем понимании – символ зрелости муж-
ской части эго, он воплощает качества зрелого мужчины. Содержательное на-
полнение этого архетипического образа – материальное и духовное богатство,
средоточие благородства и достоинства семьи и рода, абсолютная власть в виде
ответственности за судьбу жены и семьи в целом, а также – ответственность за
процветание земли (женский символ) и ее народа (символ потомства). Если
мужчина в состоянии исполнять в семье функции защитника, кормильца,
разведчика, полководца, учителя и целителя, то он уже является королем, т.к.
решать все эти задачи под силу только зрелому (царственному) эго.
Одной из мужских функций в семье является способность быть лидером,
быть главным, вести за собой. Это высокий уровень ответственности, когда
принимаемые решения имеют судьбоносный характер для семьи. Выражение
«глава семьи», подвергшееся в советском культурном пространстве и в
феминистическом подходе девальвации, имеет глубокий духовный смысл. Если
значимые для семьи решения принимает женщина, отрицается божественная
суть мужской ответственности: вести за собой, быть полководцем.
Но зрелость мужчины приходит с интеграцией в единое целое его функ-
ций мужа – главы семьи, т.е. полководца, и отца, осознанием его отцовской ро-
ли, когда он не только партнер и лидер в супружеской паре, но тогда, когда он
становится отцом. Становясь биологическим отцом, мужчина еще не является
отцом в духовном смысле этого явления, а только становится на путь развития
отцовства. Настоящим отцом своим детям мужчина может стать только, когда
он начинает ощущать отцовскую ответственность и за свою жену (Вознесенс-
кая Е.Л.; 2004-1,2). Такого рода высокий уровень ответственности исключает
расторжение брака в кризисные моменты отношений, так как ответственность
отца имеет свойство быть вечной. Верность как фундамент встроена в систему
зрелых отношений. Становясь Отцом, мужчина обретает глубинную потреб-
ность и способность быть отцом не только по отношению к своим детям, но – и
по отношению к женщине, и к миру в целом. Только тогда мужчина достигает
истинной зрелости (Т.Б.Василец, 2004; В.Н. Дружинин, 2000).
Именно поэтому вершина мужской зрелости – архетипический образ
Царя-Отца. Царь-Отец – правящая архетипическая инстанция. Его отцовская
ответственность распространяется на его детей, жену и род, который он
возглавляет в целом, на народ и весь мир. Кроме того, царь – наместник Бога
на земле. Мужчина, рождаясь с инстинктом продолжения рода, приходит в про-
цессе своего личностного развития к внутреннему отцовству – наивысшей
точке мужской зрелости.
В отечественных исследованиях психологии семьи отмечается, что при
социализме у мужчин отсутствовал естественный опыт отцовства, женщины
устремились в профессиональную карьеру, результатом чего явилось разруше-
ние эмоциональных связей между ребенком, матерью и отцом. По мнению В.Н.
Дружинина (2000), функции идеального отца в том, чтобы охранять и пере-
давать историческую память и быть первым образцом правителя.
Таким образом, Отец представляется носителем родового сознания. Он –
связующее звено поколений, ему отведена культурой роль воспитателя родо-
вого сознания, развитие которого способствует осознанию человеком своего
места в мире, формированию здоровой идентичности, целостности и силы Я.
Имея родовое сознание, дети естественным образом ощущают свою значимость
через принадлежность к своему роду, ответственность за судьбу своей земли, за
благополучие своего рода и нации. Дефицит энергий в области архетипическо-
го образа Царя-Отца в психотерапевтической работе находит отражение в дрях-
лости Царя, его болезни, смерти.
Работа с архетипическим образом Царя-отца в рамках нашей программы
проводится с помощью использования мотива «Капитан корабля, терпящего
кораблекрушение». В этом упражнении также сочетается метод направленной
визуализации с последующим созданием художественных образов. Возможно
расслабление участников семинара лежа или сидя в удобных позах, после чего
им предлагается в молчаливом образе представить себя Капитаном корабля:
«Представьте себе, что Вы – капитан корабля … Как Вы выглядите?… Как оде-
ты?… Какой у Вас корабль?… Кто составляет команду?… А теперь представь-
те себе, что Ваш корабль терпит крушение! Его засасывает в огромную ворон-
ку… Команда в панике!… Что Вы, как капитан корабля будете делать, чтобы
привести команду в чувства и спасти корабль?… Действуйте!…».
Образ Капитана корабля, терпящего кораблекрушение, выбран не случай-
но. Согласно Еве-Марии Ницше, разработавшей мотивы для направленной ви-
зуализации соответственно старшим арканам Таро, этот образ соответствует
карте «Император». Капитан корабля в море является Царем и Богом для своей
команды. Он – главный, лидер, кроме того, несет ответственность и за корабль,
и за всю команду. Он единственный волен принимать решения и его слушаются
безоговорочно, поскольку в море от этого зависит благополучие плавания, а в
кризисных ситуациях – жизнь каждого члена команды. Таким образом, образ
Капитана будет отражением зрелости мужских структур личности. Ситуация
выбрана кризисной также не случайно. Именно в кризисных ситуациях каждый
человек обращается к ресурсам бессознательного. Кроме того, вода, водная во-
ронка является воплощением базового архетипа женской сущности – Матери
Великой и Поглощающей. Капитан, справляющийся с кризисной ситуацией, по-
бедивший и не поддавшийся страху или соблазну быть поглощенным, согласно
Э.Нойману, находится на стадии зрелости развития Эго (Э.Нойман, 1998).
Таким образом, работа предоставляет широкие диагностические возмож-
ности, материал для самоанализа и анализа в группе в виде созданных на ос-
нове образа изобразительных продуктов. Участникам имеют возможность испы-
тать свои силы, получить позитивный опыт преодоления «страха быть по-
глощенным Великой Матерью», взятия на себя ответственности более вы-
сокого порядка – за команду или – в широком смысле – за семью, род, нацию.
Вызывает определенные сложности анализ результатов работы с отдель-
ными архетипическими образами программы. Однако результаты участия в
программе показывают, что участники получают возможность исследовать пу-
ти решения проблем во взаимоотношениях с противоположным полом.
Благодаря этому происходит:
• разрешение межличностных конфликтов и гармонизация отношений в семье
(особенно при участии в программе супружеской пары) за счет процессов
групповой динамики, обратной связи, формирования собственной культуры
группы;
• получение нового, гармоничного эмоционального опыта в отношениях с
представителями противоположного пола, который рождаясь как новые
паттерны поведения в межличностном взаимодействии в группе в рамках
творческого процесса переносится в реальную жизнь участников;
• усиление женского обаяния и привлекательности и мужского самосознания –
активности, инициативности, уверенности в себе и ответственности;
• развитие и осознание зрелых мужского и женского аспектов личности,
развитие рефлексии;
• коррекция психосоматических симптомов (в частности, гинекологических) и
осознание их причин.
• появление признаков родового сознания у участников (ощущение ответст-
венности за судьбу своего рода и нации).
Арт-терапевтические техники подтверждают свою адекватность в работе
с личным и коллективным бессознательным, проявленным в архетипических
сказочных образах. Интерактивный характер работы группы способствует лич-
ностному росту участников, созреванию мужского и женского аспектов личнос-
ти, развитию рефлексии, увеличению ответственности, активности, а получен-
ный опыт переносится участниками в реальную жизнь.
Литература:
• Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, Семантика-С,
2002. – 224 с.
• Бреусенко А.А. К изучению ценностно-смысловой сферы личности: волшебная сказка как
символическое выражение экзистенциального кризиса // Психологія на перетині
тисячоліть: Збірник наукових праць учасників 5-х Костюківських читань. – К.: Гнозис,
1998. – Т.1. – С. 169-181.
• Бреусенко-Кузнецов А.А. Анализ общей структуры русских народных заговоров // Вісник
Національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут».
Філософія. Психологія. Педагогіка. – 2003. – № 3 (9). – С.71-84.
• Бреусенко-Кузнєцов О.А. Екзистенціальний аспект виховного впливу чарівної казки //
Вісник Національного технічного університету України «Київський політехнічний
інститут». Філософія. Психологія. Педагогіка. – 2002. – № 2 (5). – С.61-74.
• Василец Т.Б. Мужчина и женщина – тайна сакрального брака. Очерки по инициационной
терапии. – Ростов-на-Дону, www.gineya12.narod.ru, 2004. – 150 с.
• Василец Т.Б., Романова Н.В. Мужское и женское в структуре личности. Ростов-на-Дону,
www.gineya12.narod.ru, 2002. – 72 с.
• Вознесенская Е.Л,. Арт-терапевтические тренинговые технологии как метод психоло-
гической помощи личности/ Теорія та досвід застосування тренінгових технологій у прак-
тичній психології/Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції, 22 листо-
пада 2003 року. – К.: КІВС, 2003-1. – С.131-136.
• Вознесенская Е.Л. За ним как за каменной стеной или Папа нужен всегда // Для будущих
мам. – 2004. – №4-1. – С. 50-54.
• Вознесенская Е.Л. Как становятся папами или Психология отцовства // Для будущих мам.
– 2004-2. – №3. – С. 12-17.
• Вознесенская Е.Л,. Тамакова Т.А. Арт-терапевтические технологии как инновационный
метод гендерного развития Гендер: реалії та перспективи в українському суспільстві/ Ма-
теріали Всеукраїнської науково-практичної конференції (м. Київ, 11-13 грудня 2003р.). –
К.: ПЦ “Фоліант”, 2003-2. – С. 211-213.
• Вознесенская Е.Л., Тамакова Т.А. Виховной вплив арт-терапевтичних технологій на
студентську молодь Зб. наук. праць. Педагогічні науки. Випуск 35. “Виховання дітей та
молоді в контексті розвитку громадянського суспільства”. Херсон: Вид-во ХДУ, 2003-3.–
С. 186-189.
• Вознесенская Е.Л,. Тамакова Т.А .Использование арт-терапевтических технологий в



Просмотров: 389
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Упражнение для работы с образом семьи с помощью МАК
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Из Золушек в Королевы: Как войти в Новый год с новым образом
  • Группы раннего развития – «За» и «Против»
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Терапевтические группы
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Терапевтические группы - зачем и почему?
  • Работа группы в унисон | Програмирование пространства
  • Техника работы с образом себя через МАК
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Из анализа группы Алексейчика А.Е. «Интенсивная терапевтическая жизнь».
  • Молчащий участник психотерапевтической группы
  • Шизоидный участник психотерапевтической группы
  • Работа с детьми группы риска
  • Почему мужчина зависим от женщины? (Каким образом женщина контейнирует мужчину).
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь