Типы привязанности.

Типы привязанности    Весь окружающий мир представлен ребенку в виде лица за ним ухаживающим, поэтому тип их взаимоотношений имеет огромное значение.

Ребенок посылает нам сигналы в виде плача, мимики и т.д., ответно получает нашу реакцию и в зависимости от того, какой она была, делает определенные выводы, у него формируется определенный тип привязанности. Типы привязанности могут быть следующими:

1. Отвергающая или опасная привязанность.

Такая привязанность формируется, если мать систематически игнорирует ребенка или реагирует отвергающим образом, не дает принятия, тепла; может проявлять раздражение. У ребенка формируются четкие логические временные последовательности событий: «если мне станет плохо, я буду об этом сигналить, то мне, либо будет также плохо, помощи не будет, либо станет еще хуже». То есть ребенок не получает удовлетворения своих потребностей, безопасности, комфорта. Причем важно психологическое, эмоциональное внимание, а не просто гигиенический уход. Впоследствии у ребенка возникает чувство, что окружающий мир плохой - из него не приходит безопасность, тепло. «А может, и я плохой», думает ребенок, т.к. не могу обеспечить себе безопасность, удовлетворить свои потребности. Этот опыт негативных аффектов, опыт наказаний закрепляется и со временем дети перестают сигнализировать, что им плохо. Внешне такие дети выглядят спокойно, не плачут, они улыбчивы; они очень удобны. У ребенка формируется ложное Я. Если аффект подавлен, не значит, что его нет, он остается, уходит в бессознательное. Его Я не включает истинные чувства, которые испытывает человек, он их не понимает.

Аффект стремится выйти наружу, часто в виде психосоматики; негативный аффект может трансформироваться в позитив: радость, за которой скрывается страх, гнев, «у меня все хорошо» - чтобы не сделали еще больнее.

Со временем, к трем годам ребенок отказывается от создания отношений, которые могут приносить радость, т.к. у него нет этого опыта. Он строит свои взаимодействия на внешнем уровне, ролевом, безэмоциональном, без личностной вовлеченности.

Установка «я плохой» препятствует принятию любви от другого: «я не достоин любви», «меня любят до тех пор, пока не узнают, что я плохой»; человек не вступает в близкие отношения.

Внешне: человек не в состоянии сотрудничать, принять комплимент, не в состоянии принять помощь, т.к. эта помощь извне, а значит, может быть опасной.

Как это может проявляться у взрослого человека? При общении с ним возникает чувство ненатуральности, нет спонтанности; он строго следит за речью, нет живых эмоций, внутренне напряжен, т.к. фрустрированы базовые потребности в любви, принятии и т.д.

 2. Амбивалентная, тревожная привязанность.

 Такая привязанность формируется, если мать проявляет непостоянство: один раз подойдет, приласкает, а следующий раз проигнорирует или проявит раздражение, агрессию. При таком отношении у ребенка формируется чувство, что окружающий мир неизвестен, непонятен, отсутствуют четкие последовательные временные цепочки событий. К самому себе формируется установка: «скорее всего я плохой, т.к. не в состоянии удовлетворить свои потребности тогда, когда надо, и я не знаю, что нужно делать, чтобы получить необходимое». Для ребенка окружающий мир нестабилен и когда у него что-то не так, актуализируются множество аффектов: страх, что мать не придет; радость, что может быть, придет; гнев и амбивалентные чувства, от того, что ему неизвестно что будет на самом деле.

 Мать такого ребенка тревожна, у нее нет стабильного доверия к себе; она постоянно ищет оптимальный стиль поведения, читает книги по воспитанию, ищет рекомендации; а все ее эксперименты только усиливают нестабильность. У мамы нет внутренней связи с ребенком, она не понимает, что происходит с ним внутри, ее родительское поведение направлено лишь на внешние проявления, которые подчас противоречивы. Это еще больше усиливает ее растерянность, ей непонятно, что делать с ребенком и ее собственное поведение становится еще более непредсказуемым.

 Впоследствии ребенок научается расщеплять аффект - часть его подавляется, а часть проявляется в усиленном виде. Например, страх подавляется, а незначительная радость усиливается (наверное, вы встречали таких восторженных людей, все время живущих на позитивных настройках, но периодически выпадающих по непонятным причинам). У ребенка с тревожной привязанностью формируется искаженный образ Я. В его образе Я есть осознаваемые аффекты, но они искажены, а есть неосознаваемые; нет контакта со своими чувствами, нет полного понимания и принятия своих чувств.

Основная задача такого ребенка – сделать окружающий мир более или менее предсказуемым для себя, знать, какие сигналы к чему приводят. Представляете, сколько энергии уходит у такого ребенка на то, чтобы снять это состояние внутренней тревоги, сделать мир менее опасным? Он определенным образом организует свой мир: четко продумывает свое поведение, чтобы избежать случайностей; включает жесткий контроль и ограничения. Ему необходимо постоянно иметь достаточно информации обо всем, но зачастую не может полноценно воспользоваться полученной информацией, так как не осознает свои истинные чувства, мысли, цели и то, как эту информацию применить. В поведении такого ребенка присутствуют гиперактивность, неадекватная направленность энергии, тревожность, неуверенность в себе, амбивалентность (противоречивость) чувств. В дальнейшем это проявляется в неадекватности реакции: усиленный гнев, экзальтация (эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода). Такие дети (и взрослые) не доверяют окружающему миру, стремятся всегда держаться за то, что есть, что известно и стабильно; они боятся изменений. Взрослые создают вокруг себя определенное ограниченное пространство, могут отказаться от семьи, профессии, часто создают психологические границы - общение с узким, проверенным кругом людей; создают границы ценностей. Часто люди с тревожной (амбивалентной) привязанностью не в состоянии понять какие чувства они испытывают, не могут их описать: описывают конкретную обстановку, детали, но не могут сделать вывод, проанализировать, что он при этом чувствует, хорошо ему или плохо. Для них важно постоянство, они очень чувствительны к изменению отношений. И даже если это негативные отношения, главное, они постоянны, нет сил их прервать.

 3. Безопасная, сбалансированная привязанность.

Формируется, когда мать проявляет стабильность, постоянство в отношении к ребенку, дает ему принятие, тепло, комфорт, безопасность и конгруэнтна (внешнее проявление соответствует внутреннему).

Мать внутреннее свободна, доверяет себе, искренна, способна проявлять чувства. У ребенка формируются четкие логические последовательности, которые заключаются в том, что ребенок знает, «если мне станет плохо, я просигнализирую, и будет все хорошо». Окружающий мир хорош, оттуда приходит помощь, безопасность. «Я - хороший, я знаю, что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности». Впоследствии такие дети (и взрослые) способны формировать привязанности с другими людьми, способны осознавать, что чувствуют и сами проявляют свои чувства, их чувства не подавляются. Формируется истинное Я. В нем присутствует весь спектр чувств, способность к спонтанному проявлению чувств; человек склонен к сотрудничеству, альтруизму; у него есть опыт взаимоотношений, дающих тепло и радость, и они сами способны и будут строить близкие отношения. 

Однако, как говорится, «слишком хорошо – не есть хорошо». Если все проходит слишком гладко, и ребенок совсем не получает опыта других взаимоотношений, то это может повлечь за собой излишнюю доверчивость. Такие дети могут неадекватно реагировать на события, приняв их за безопасные.

Психологическая работа с нарушениями привязанности может проводиться в любом возрасте и включать в себя использование различных методов: арт-терапии,   игротерапии,  песочной     терапии,     релаксационных     методик, кинезиологии, медитаций, визуализаций и мн.др.

В заключении хотелось бы напомнить о том, что для ребенка важны не просто количественные (пожертвовать карьерой и целые сутки проводить с ребенком, томясь и раздражаясь), а качественные взаимоотношения,  наполненные теплотой и принятием. Что механизм установления привязанности тонок и хрупок, и что тип сформированной привязанности отразится на всей последующей жизни ребенка. И возможно, прочитав эту статью, у вас возникнет желание что-то пересмотреть в своих отношениях с ребенком, или иначе посмотреть на проблемы подросткового возраста. А возможно и возникнет желание что-то осознать и изменить в своей собственной жизни. 



Просмотров: 499
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • Как формируется совесть ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Пренатальная психология. Как формируется психика ребенка.
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Чему взрослые могут научиться у ребенка
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Какую помощь может оказать папа после рождения ребенка
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Сладкое и дети или как перевести в одной лодке ребенка, Новый Год и хорошую мать.
  • Противоречивое поведение ребенка – дезорганизованная привязанность
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь