|
Феномен одиночества как объект научных исследованийАвтор статьи: Вырупаева Александра Олеговна
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к изучению феномена одиночества представителями различных научных школ и направлений. Представлены результаты эмпирического исследования семантического пространства понятия «одиночество» с использованием контент-анализа, выявлена разная реакция на состояние одиночества в зависимости от гендерной принадлежности. Ключевые слова: феномен одиночества, семантическое пространство, контент-анализ, саморефлексия, самопонимание, свобода, смысловые блоки. Феномен одиночества обстоятельно исследуется в современной научной литературе, где представлены и исторические обзоры этого явления, и новые определения, и классификации. Одиночество принадлежит к числу тех понятий, смысл которых, казалось бы, отчетливо представляется каждому, однако подобная ясность обманчива, так как она скрывает сложное, противоречивое содержание. Каждое философско-психологическое направление имеет свое толкование одиночества. Чем сложнее культура, чем больше рефлексии у человека и общества в целом, тем многограннее раскрывается феномен одиночества. В философии к данному вопросу обращались Аристотель, Г. Торо, Э.Гуссерль, Дж. Бьюдженталь, Ж.П.Сартр и другие. Все они в той или иной мере отмечали негативную составляющую феномена одиночества. Э.Фромм определял состояние одиночества как ужас перед изоляцией. Однако, даже при таких оценках ученые признают неоднозначность рассматриваемого понятия. С точки зрения духовного и культурного кризиса одиночество в классической русской философии рассматривали С.Н.Соловьев, Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой, И.А.Ильин, П.А.Флоренский и другие. Представители различных научных школ и направлений описывают различные причины и особенности переживания одиночества. В психологии наибольший вклад в развитие темы «одиночество» принадлежит экзистенциальному направлению и его представителям Дж.Бьюдженталю, К.Мустакасу – определяющему одиночество как ресурсное, как положительное состояние. Социологическая, интеракционистская, когнитивная модели (К.Боумен, Д.Рисмен, П.Слейтер; Р.С.Вейс; Л.Э.Пепла, М.Мицели, Б.Морош) придают данному феномену в большей степени негативную окраску. Авторы в большинстве своем считают основной причиной одиночества человека недостаточность, потерю социальных контактов или неудовлетворенность имеющимися социальными контактами. Экзистенциальное направление описывает одиночество как сущностный признак человеческой жизни и источник личностного роста [1, с.336]. Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию: от воспитания и наказания одиночеством до добровольного, духовного, уединения. Генри Торо рассматривал принцип уединения как первую ступень на пути к уединению высшему, духовному. Иную концепцию одиночества и уединения выдвинул Серен Кьекегор. Его взгляд на судьбу личности уже не так оптимистичен. Одиночество по Кьекегору – «… замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога» [2, с.368]. Сартр обращает внимание на то, что одиночество и свобода – это смежные понятия, а также поднимает вопрос о том, что же делать с этой «надоевшей» свободой, которая, однако, имеет обратную сторону – чувство одиночества и поверхностность в отношениях [3, с.496]. При этом одиночество также рассматривается как основа, как ресурс для саморазвития. От понимания одиночества как состояния, возникающего лишь в периоды изоляции, а также одиночества как разговора с Богом или возможности самосовершенствования и духовного становления, человеческая мысль развила данную проблему до пессимистического понимания одиночества как единственно возможной формы бытия человека. В отечественной психологии, по сравнению с зарубежной, проблема одиночества как самостоятельная затрагивалась гораздо реже и в основном в контексте проблем общения (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Амбрумова, Г.П.Орлов, И.С.Кон, А.А.Леонтьев и др. Суть понимания одиночества может быть сведена к следующему: индивид не может найти необходимый ему эмоциональный отклик в процессе общения и, как следствие, испытывает одиночество. Главное отличие отечественных подходов к изучению одиночества от зарубежных заключается в том, что в отечественных работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо на изменение отношения к ней. Рассмотрев различные подходы к изучению одиночества, можно сказать, что каждый из них отличается глубоким пониманием вопроса и тщательным теоретическим анализом, но до сих пор феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения. Любой из рассмотренных подходов акцентирует внимание на каких-либо особенностях психического феномена одиночества, выстраивая тем самым уникальную перспективу целостного его восприятия. Для изучения семантического пространства понятия «одиночество» нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 человек (на условиях анонимности, но с указанием возраста и пола). Респондентам было предложено продолжить фразу «одиночество – это…». Анализ полученных данных показал, что в одиночестве видят свободу в основном мужчины, а на эмоциональную составляющую указывают чаще женщины. Эмоциональную составляющую понятия «одиночество» дают 39 человек из числа опрошенных, остальные выбирают либо избегание («уход» от ответа), либо дают эмоционально-нейтральные, оценочные ответы («одиночество – это нормально»). При этом негативным образом одиночество оценивают 26 человек (из 39), в том числе 16 женщин и 10 мужчин. Тех, кто видит в одиночестве возможности развития, саморазвития, свободу – таких 13 человек (7 мужчин и 6 женщин). 11 опрошенных предпочли дать неопределенный ответ с точки зрения своего отношения. Исходя из полученного в ходе исследования содержания текстового материала, с помощью контент-анализа были выделены следующие смысловые блоки семантики понятия «одиночество»: 1) вина-осуждение; 2) печаль, горе, страдание; 3) интерес-волнение-возможности; 4) избегание, защита; 5) описание (безэмоциональное); 6) страх. Рис. 1. Результаты опроса об одиночестве, структурированные в соответствующие смысловые блоки. Результаты контент-анализа показали наличие (на данной выборке) двух точек зрения относительно знака направленности одиночества: одни признают позитивную направленность, другие – негативную. Позитивная служит совершенствованию личности, а негативная – саморазрушению. В частности, одна треть опрошенных оценивают одиночество как состояние, приносящее горе, страдание, вызывающее печаль. С элементами агрессивности ответили на вопрос 8 человек, которые выбрали тактику избегания (ответы с юмором, отрицание), либо с осуждением (происходит приписывание чувства вины тому, кто испытывает одиночество). Интересно, что последняя категория ответов (вина-осуждение) не является чем-то новым и необычным, а рассматривалась в некоторых учениях. Например, русский философ Н.Фёдоров, считавший главным злом и причиной страданий людей «небратство», полагал, что преодолеть их можно, объединившись для «общего дела» – трудового соучастия всех людей в преобразовании мира. «Жить надо не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» [5]. Представитель экзистенциализма А. Камю, отталкиваясь от исходных принципов этого направления: индивидуализма, заброшенности, свободы выбора и трагичности человеческого бытия, в итоге пришёл к утверждению некоторой этической всеобщности: «Стыдно быть счастливым одному» [4]. Другими словами, что-то стыдное, виноватое, находили в феномене одиночества разные представители философских и психологических учений и направлений. 10% респондентов никак не обнаружили своего личного эмоционального отклика, дав просто описательное определение (типа «одиночество – норма жизни). Более 15% (8 человек), испытывают страх перед одиночеством, такое состояние является для них пугающим, опасным. Чуть меньше 1/3 респондентов (13 человек) рассматривают одиночество как ресурс – это и свобода, и возможности. Данное определение сопровождается и интересом, и волнением, а иногда и спокойствием, но всегда в ответах присутствует позитивный смысл рассматриваемого понятия (например, одиночество – условие самопонимания; осмысление своей идентичности). Вероятно, что для этой части опрошенных одиночество является самостоятельным выбором, либо даже желаемым состоянием. Данное предположение может быть соотнесено с объяснением одиночества у Янга, которое исходит из концепции несоответствия между желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов. Выявлена разная реакция на одиночество и в зависимости от гендерной принадлежности (рис.2). Рис. 2. Гендерные аспекты контент-анализа семантического пространства понятия «одиночество». Как видно из рис. 2, женщины более склонны к негативному восприятию одиночества (подавленность, депрессивность, страх, горе, печаль). Учитывая, что возраст опрашиваемых относится к периоду ранней взрослости (25-40 лет), можно говорить именно о задачах самореализации на данном этапе. Это характеризуется достижениями в различных сферах деятельности – профессиональной, личной, семейной. Максимально значимой сферой для женщин является семья. Такая расстановка приоритетов может стать причиной наибольших опасений, дискомфорта, и даже невротических расстройств, в случае нереализованности в данной сфере. Семья дает возможность человеку проявить заботу, принять ответственность за другого человека, создает условия собственной защищенности, уверенности в завтрашнем дне, обеспечивает стабильность и удовлетворение потребностей разного уровня. Отсутствие семьи может переживаться как серьезная проблема, связанная с чувством одиночества. Однако, при этом возможности саморазвития в одиночестве отмечает почти равное количество мужчин и женщин (7 и 6, соответственно). Контент-анализ выявил неоднозначность и многогранность феномена одиночества в понимании опрошенных. Установлено, что женщины более болезненно и тревожно воспринимают одиночество. Мужские ответы часто безэмоциональны, что соответствует гендерным социально-культурным ожиданиям. Таким образом, одиночество выступает нормальным человеческим состоянием, если оно дает время и возможность для саморефлексии, осмысления своих жизненных планов, целей и ценностей, выработки самостоятельных ответственных решений. Одиночество становится источником страданий, когда оно не является результатом свободного выбора индивида, когда человек тяготится своей разобщенностью с миром и окружающими людьми. Однако, даже в этом случае можно рассматривать одиночество как кризисное состояние, при успешном прохождении которого будет достигнут новый уровень в саморазвития и самоидентификации личности. Авторы: Вырупаева Александра Олеговна магистрант Тихоокеанского государственного университета Вязникова Любовь Федоровна профессор Тихоокеанского государственного университета, 2016 Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|