|
Проблема одиночества личностиАвтор статьи: Пьянкова Людмила Алексеевна
Трансформация уклада современной жизни, усложнение представлений человека о мире, увеличение степени интенсивности жизни, рост материальных и духовных потребностей, расширение социальных связей личности как способ решения проблемы в условиях конкуренции – все эти факторы могут вызывать состояние одиночества [7]. Теоретический и практический анализ актуальных психологических проблем в системе "личность - среда" показал высокую значимость такого направления исследования, как оценка состояния одиночества в подростковом и юношеском возрасте. Эти возрастные периоды являются индикаторами остроты переживаемого состояния изолированности, нереализованности молодыми людьми проблем в принятии сверстниками и значимыми другими людьми. В исследованиях, проведенных Л.А. Пьянковой на базе филиала КузГТУ в г. Новокузнецке на протяжении 2009-2012 г.г. зафиксировано, что для каждого пятого студента группы (всего было опрошено 157 респондентов) состояние одиночества является актуальным, к которому в полной мере могут быть отнесены слова К.Г. Юнга «Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью поговорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других» [11]. Для этих респондентов состояние одиночества оказалось непереносимым, им важно его избежать. Способом преодоления одиночества, скрашивания пребывания наедине с собой для современной молодежи чаще всего является виртуальное общение, дающее, нередко, иллюзию близости, выступающее неким суррогатом. Так, юноши и девушки ждут «лайков», ревностно относятся к формированию «френдленты», являются активными участниками разного рода форумов. Проблема одиночества как феномена личности связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное экзистенциальным поиском. Человек по природе своей одинок, он приходит и уходит в этот мир один. Чувство одиночества в процессе межличностных контактов индивидуума выполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи [8]. Однако физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству. Личности может быть комфортно в уединении, если она научилась быть в диалоге с самой собой, и чем больше у неё языков общения с жизнью, тем легче и продуктивнее этот диалог. Такими языками могут быть различные способы самовыражения: музыка, живопись, фотография, рукоделие и др. Преодоление проблем одиночества в подростковом и юношеском возрасте как негативного эмоционального состояния – это решение проблем личностного и профессионального самоопределения, повышение самооценки, развитие качеств рефлективности мышления, формирование коммуникативных умений. Усложнение внутреннего мира личности, увеличение объема и степени интенсивности контактов, возросшие потребности, не только повышают её интерес к самой себе, но и вызывают состояние одиночества, обостряют и продляют его. Переживание этого состояния нашими современниками и теми, кто жил два или три века назад, различно. Сегодня это чувство описывается чаще, в нем можно обнаружить тревожащие оттенки, смущение, несостоявшееся самоопределение и др. В XVI-XVII веке в европейской культуре «Я» выполняло социальную роль, поэтому и одиночество человеком переживалось иначе. Историческая ретроспектива одиночества обращает нас к XVII веку, когда появляется слово «характер», относящееся к человеческой индивидуальности. В конце XVI – начале XVII в. в английском языке возникают «интроспективные» термины, описывающие внутренние психологические установки личности: отвращение, неудовлетворенность, расстройство, физическая изоляция. В это же время смысл состояния «изоляция» наполняется отделением кого-либо или чего-либо, лишением связи с окружающей средой, защитой от угроз извне. В своих «Опытах» М. Монтень пишет, что уединение – это убежище от людей, дел, возможность обогащения собственного «Я» [6]. В XVIII в. английский словарь эмоций пополняется такими словами, как «тоска», «скука», «меланхолия». По мнению Н.Ф. Булгаковой, И.Д. Лаптевой, эти термины показывают рост интроспекции и желание осмыслить себя как единое целое, свой внутренний мир вместе с важными нюансами [1]. Крупный шаг к пониманию одиночества как психического феномена был осуществлен Г.В. Гегелем. Им предложена теория о «двух мирах отчужденного от себя духа». Одиночество здесь представляется как потеря двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром. Причем последнее является необходимым условием для объединения человека с самим собой. Человек должен иметь «дом», как в объективном, так и субъективном смысле. Природа одиночества состоит в себялюбии субъективного духа, его стремлении утвердить собственную самость без соотношения ее с деятельностью объективного мирового духа абсолютной идеи. В результате субъективный дух запутывается в собственных противоречиях, которые порождают у человека несчастное сознание [3]. Датский теолог и философ С. Кьеркегор рассматривал одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемый никем, кроме Бога. Единственным собеседником затерянного в мире человека может стать образ Бога в нем самом. Феноменология Э. Гуссерля дает нам представление о сознании как о нескончаемом потоке переживаний, абсолютно изолированных от всего внешнего и материального. Это, по сути, есть признание принципиального одиночества человека, вечного и неизбывного. Трансформация феноменологии в экзистенциальное осмысление проблемы одиночества произошла в творчестве Ж.П. Сартра. Согласно его философии, путь человека к себе или «в себя» всегда конфликтен и сопряжен с осознанием одиночества как экзистенциальной ситуации человеческого бытия в мире [3]. В работах Э. Фромма проблема отделения обсуждается в контексте исследований процесса индивидуализации. В ходе последнего, согласно взглядам ученого, происходит не только усиление и развитие личности человека, его собственного «Я», но и утрата идентичности с остальными людьми. Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, перерастающей в потерянность и порождающей усиленную тревогу и неуверенность в себе. Однако это может привести и к принципиально новой близости, солидарности с другими людьми, если человек окажется в состоянии развить в себе внутреннюю силу и творческую активность, являющиеся предпосылками нового типа связанности с миром [9]. Если разделить процесс возникновения одиночества на три этапа и схематически представить его, то получится несоответствие между действительным и идеализированным «Я» в человеке. Увеличение числа подростков и юношей, испытывающих состояние одиночества, может быть обусловлено не только социальными причинами, но и психологическими, в том числе связанными с возрастными особенностями, - процессами идентификации-отчуждения, и с индивидуальными, - низкой самооценкой, повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью. Перечисленные признаки имеют корни в детстве и связаны с неудовлетворением потребностей ребёнка в безопасности, в признании, в любви и принятии. Рассмотрим особенности проявления этих потребностей в детстве.
В течение первого года жизни индивид сталкивается с первым развивающим кризисом, кризисом «доверия – недоверия». Беспомощный младенец полностью зависит от тех, кто будет удовлетворять его потребности, и, соответственно, должен быть прикреплен или привязан к кому-то. Базовое чувство доверия развивается, когда ребенок учится полагаться на тех близких людей, которые о нем заботятся, удовлетворяют витальные потребности: в еде, контактах и движении. Он также обнаруживает, что эти люди могут дать ему внимание и любовь. С течением времени, когда он научается хватать игрушку, садиться или ползать, у него появляется доверие к собственному телу. Весь этот опыт формирует у ребенка представление о том, что мир последователен и предсказуем. Первое социальное достижение младенца – это доверие к людям, которые заботятся о нем, даже когда находятся вне поля зрения. До 6 месяцев ребенок привязывается к любому, с 6 до 18 месяцев - только к наиболее значимым, то есть к тем, кто о нем заботится. Здесь можно увидеть сразу несколько практических следствий. Безусловно, самое большое доверие и привязанность ребенок испытывает именно к матери, и лучше, чтобы весь этот период он мог общаться с ней столько, сколько ему необходимо. В дальнейшем это формирует у него доверие к миру вообще, как абсолютно необходимое качество для полноценной счастливой жизни. На первом году жизни постепенно происходит расширение круга общения ребенка. В него могут входить отец, члены семьи, близкие родственники, словом те, кто заботится о нем и удовлетворяет его потребности. Это формирует доверие ребенка к людям и к миру в дальнейшем. Из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений с матерью между двумя и четырьмя годами оставляет для ребенка травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям. Отсюда важно уже на первом году, чтобы ребенок имел определенную долю самостоятельности, когда он играет с игрушками. Причиной первого психологического кризиса, по мнению Э. Эриксона, является качество материнского ухода за ребенком. Его осложняют ненадежность, несостоятельность матери и отвержение ею ребенка [10]. Потенциально такое материнство способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие, которая в дальнейшем направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей. Она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Э. Эриксон полагает, что чувство недоверия может усилиться, когда ребенок перестает быть для матери центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис «доверие – недоверие» не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом, дилемма «доверие – недоверие» будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Задача этой стадии: выработать баланс между доверием и недоверием, научиться различать ситуации и людей, которым можно довериться полностью, научиться отличать обстоятельства, в которых нужно проявить осторожность [2]. Большинство отклонений в личности, по мнению А. Маслоу, вызвано, наряду с другими, сложными детерминантами, - неудовлетворенной потребностью в безопасности, в сопричастности, в любви, уважении и признании. Эти данные стали итогом двенадцатилетней психотерапевтической и исследовательской работы ученого [5]. Данная потребность выражена как необходимость ощущать любовь и безусловное принятие близкого взрослого, потребность быть нужным. Автор концепции общения М.И. Лисина полагала, что за каждой из трех групп мотивов общения ребенка со взрослым (деловые, познавательные, личностные) лежат определенные потребности [4]. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил ей утверждать, что основой личностных мотивов общения является потребность ребенка в признании и поддержке. В первом полугодии жизни главным содержанием потребности ребенка в общении является его стремление получать доброжелательное внимание взрослого. Она остается значимой для человека на протяжении всей жизни, несмотря на то, что в последующие периоды дошкольного детства на первый план в общении со взрослым выходят деловые и познавательные мотивы. Демонстрация близкими взрослыми любви к ребенку, отношение к нему как к самоценной личности уже в период младенчества является важным условием его развития. В таких условиях у ребенка к концу 1-го года жизни формируется аффективно-ценностное отношение к себе, являющееся основой развития его самосознания в дальнейшем. Одна из самых распространённых причин возникновения депрессий и проблемы одиночества у людей – недовольные родители. Они любят ребёнка лишь при определённых условиях, когда соблюдается соответствие неким жизненным стандартам: если дети получают хорошие отметки в школе, достигают высоких результатов в спорте или искусстве. Такие родители постоянно критикуют своих детей. Неудовлетворенная потребность в любви и принятии формирует неустойчивую самооценку. В результате подрастающие дети ставят перед собой неосуществимые цели, стремятся к недостижимому совершенству, нередко мнительны и недоверчивы к другим. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. А. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижение, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойно может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Удовлетворение потребностей в самоуважении порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что человек полезен и необходим в обществе. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности: чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя [5]. А. Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести [5]. Следовательно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности. Обостренное переживание состояния одиночества, снижение интенсивности и качества контактов с окружающими, что особенно часто происходит в подростковый период, когда теряется возможность к актуализации собственной личности, человеку трудно двигаться вперед. Результаты нашего исследования показывают, что для подростков главным источником тревожности является психологическая отчужденность от семьи; в юношестве же актуализируется проблема отношений с коллективом, что влияет на возникновение у молодых людей тревожности. Переживание проблем одиночества в подростковом и юношеском происходит на фоне преодоления негативного эмоционального состояния через решение проблем личностного и профессионального самоопределения. В этом случае актуализируются потребности в самопознании, самопринятии и самоизменении за счет развития качеств рефлективности мышления, формирования коммуникативных умений, что делает подростка и юношу компетентным в широком круге жизненных и профессиональных проблем, готовым к преодолению таких негативных качеств, как недоверие, скепсис, покорность, застенчивость, комформность, подозрительность. Оборонительное поведение уступает адаптивному, снимая кризисность в психосоциальных контактах. Главным условием для развития адаптивности является педагогическая и психологическая среда в образовательном учреждении, созданная на аудиторных занятиях, во внеучебной и в производственно-практической деятельности, отвечающая требованиям диалогичности, доверия, открытости, учета субъектной позиции обучающихся, их личностного и профессионального опыта. Список литературы Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|