Важно понять, что внутри нету никого, с кем нужно бороться или сражаться.

Автор статьи: Максим Сагалаев

Важно понять что внутри нету никого с кем нужно бороться или сражаться


Определённая психофизиологическая данность развития человека состоит в том, что наша психика действительно состоит из трёх частей - детской, родительской и взрослой. И, для понимания темы внутренней борьбы, важно понимать устройство этого механизма.

Наш мозг в раннем детстве для своего же развития усваивает (или, ещё иногда по этому поводу употребляется термин "импринтует" - то есть некритично запечатлевает) шаблоны поведения ближайших взрослых. Читай - создаёт нейронные цепочки, повторяющие родительское поведение по отношению к человеку, но уже внутри его психики. И вот что из этого получается.

Кратко рассмотрим, что из себя представляют эти самые части психики:

- детская - это все наши импульсы (потребности/желания) от телесных до эмоциональных;
- родительская - это неосознанно запечатленный набор шаблонов родительского поведения, который интрапсихически взаимодействует с детской частью в духе реальных отношений с реальными родителями, это, так сказать, "интроектированный" (т.е. помещенный внутрь без критического переосмысления) родитель, который запрещает/одобряет;
- взрослая - это результат творческого приспособления к жизни начиная с подросткового возраста, это способность планировать и осуществлять задуманное, нарабатывать навыки, находить опоры, эффективно коммуницировать и т.д.

Так как у родителей по отношению к ребёнку существует важная функция - ограничительная, то естественно, что ребенок в автоматическом режиме инсталлирует внутрь своей личности все те ограничивающие убеждения, которые использовали его родители исходя из своих убеждений и уровня развития по отношению к нему. В разных семьях это по-разному - у кого-то больше ограничений/запретов, у кого-то меньше.

И вот именно в этом месте взаимодействия ребенка и родителей возникает первичный конфликт - не все импульсы и желания ребенка будут одинаково поддержаны, а некоторые будут и вовсе обрублены на корню. И это касается, также и обслуживания телесных потребностей. Например, родители могут запрещать выражать некоторые эмоции, делать какие-то движения и т.д.

Также важно отметить, что в эту часть психики попадут и все родительские одобрения/поощрения. И, соответственно, внутри начнет происходить разделение импульсов (желаний/потребностей) на две большие группы, которые будут поляризованы на условно "можно", и условно "нельзя".

И вот весь этот интересный механизм будет глубоко "зашит" в неосознаваемую часть психику, и будет благополучно действовать уже во взрослой жизни человека, но уже как ВНУТРЕННИЙ конфликт конкретной личности (с индивидуальной спецификой). И, конечно, он не будет осознаваться самим человеком. Соответственно, какие-то импульсы этого, уже взрослого человека, будут проходить "модерацию" родительской части, а некоторые - нет, отчего будут возникать те же переживания, которые возникали в ситуациях реальных родительских запретов в детстве. И те же остановки некоторых видов деятельности. Очень часто это будет касаться публичного самопредъявления и других неловких моментов в контактах с другими. Например, человек может стыдить и ругать себя внутри за некоторые коммуникативные моменты, если он получал именно такую реакцию родителей (или других значимых взрослых) на свои попытки как-то проявляться в детстве.

Что касается взрослой части психики, то в случаях серьезных конфликтов, скажем, когда родители полностью контролировали каждый шаг ребёнка и не предоставляли ему возможности хоть как-то эксперементировать с собой и пространством, то она зачастую может и не развиться в достаточной для удовлетворительной жизнедеятельности мере. И, в таком случае, уже взрослому человеку приходится использовать детские (наработанные) шаблоны поведения, так как взрослые, собственно, и не развились (это явление именуется "инфантильностью"). И здесь важно понимать, что без опоры на внешнюю фигуру, которую по идее, должен был бы обеспечить родитель, не может произойти полноценного развития детской части и последующего созревания взрослой. То есть, это не столько задача ребенка или родителя отдельно, сколько задача контакта между ними, где у каждого есть своя зона ответственности в этом процессе.

А теперь вернемся к теме внутренней борьбы (битвы, войны, ангелов/демонов и прочего фольклора). В многих культурах есть намеки на внутреннего "врага". Также есть утверждения, что важно "победить себя", что победа "над собой" это "самая достойная победа" и прочий бред. А ещё данные утверждения сопровождаются различными призывами к аутоагрессивным действиям. Сюда же, кстати, относятся и большинство увещеваний про пресловутые "выходы из зоны комфорта". В наше время, которое характеризуется сильным расщеплением общественного сознания на полярности, они пользуются большой популярностью, но, по сути, очень сильно усугубляют этот самый внутренний конфликт каждой конкретной личности. Что очень часто приводит к достаточно разрушительным для человека, да и для всего общества в целом, последствиям. "Врагом", как уже можно догадаться из текста выше, часто по незнанию считают ту самую ограничивающую/запрещающую "родительскую" часть.

Любая борьба, а если быть более точным, агрессия - всегда приводит к увеличению расстояния между противоборствующими сторонами, и, если говорить о "внутренней" борьбе, то она будет существенно увеличивать "раскол" психики между желающей детской и ограничивающей/запрещающей родительской частями, что неизбежно будет сопровождаться сильным эмоциональным дискомфортом, достаточно низким качеством жизни и постепенно, или сразу - разнообразными телесными заболеваниями. Поэтому, следовать этим призывам будет не совсем разумно.

Тогда какие есть иные варианты? Ровно противоположные. Не борьба, а внутренняя дружба "с собой", вернее с этой самой родительской частью!

Для начала хорошо бы начинать постепенно сокращать расстояние между детской и родительской частями при участии взрослой части, которая может осознавать работу как импульсивной детской части, так и модерирующей родительской. Тем самым убирая расщепление психики. Если своя взрослая часть таки отсутствует - опираться на таковую у тех, кто её уже "отрастил" - например, терапевтов, или зрелых взрослых людей, готовых делиться своим жизненным опытом.

Формировать и развивать свою взрослую часть можно через объёмное изучение собственной личности и постепенную наработку навыков саморегуляции и самообслуживания, вплоть до здоровой автономии. Также крайне важно осознать, что родительские ограничения диктовались специфическим контекстом дестко-родительских отношений, и, по идее, должны были бы быть направлены на обеспечение безопасности ребенка и обучение его принципам саморегуляции. Но, по факту, практически все родители отыгрывают со своими детьми собственный травматический детский опыт (конечно же, неосознанно), поэтому родительские ограничения, импринтованные в детскую психику, зачастую также носят травматический характер для их носителей. (И, кстати, благополучно всё так же бессознательно передаются далее, следующим поколениям в виде трансгенерационной травматики.) И многие из этих ограничительных контекстов теряют свою былую актуальность во взрослом возрасте.

Затем через постепенное изучение особенностей своей детской и родительской частей, нужно сближать их до полной интеграции в одну целостную систему, в которой импульсы не блокируются, но и не реализовываются мгновенно, а учитываются, и осуществляются исходя из актуальных контекстов и реального наличия ресурсов. Т.е., условно говоря - "отпустить/разжать" стесненную детскую часть и "нейтрализовать" диктатуру родительской части. Сделать это можно через полную инвентаризацию одобряющих/запрещающих моделей родительской части и постепенную их трансформацию в "поддерживающую", а не "репрессивную" структуру.

Таким образом, важно двигаться в сторону объединения психики, а не усугублять и без того существующее расщепление личности. Это модель "и/и", а не "или/или". И хорошая новость состоит в том, что в наше время существует возможность сделать это с помощью психотерапии. Хотя работа это достаточно непростая, но она вполне доступна для тех, кто готов её осуществить. И, напомню, что важнейшая из характеристик взрослой личности - целостная и уравновешенная психика, где все части сбалансированы и синергичны.

Всем эмоционального и психического здоровья!



Просмотров: 557
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Практики на исцеление "Детской части". Упражнение "Рондо" Джона Энрайта.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".
  • "Открытость" и "закрытость" родительской семьи и совместимость супругов
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Все мы родом из детства"... или Патологии родительской "любви" …
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь