|
Как говорить с ребёнком о безопасности?Автор статьи: Оксана Фадеева
0-3 года. В этот период вся ответственность за ребенка, разумеется, лежит на взрослых – и никак иначе. И потому его пока что можно поберечь от рассказов о нехороших дядях или тетях, которые крадут непослушных малышей. Пусть об этом он узнает позже. В то же время, если ваше чадо освоило речь, научите его четко произносить свои имя и фамилию, а также имена и фамилии родителей. Заодно можно выучить и адрес. 3-5 лет. Ваш ребенок идет в сад или посещает занятия и кружки, знакомится с соседями и вашими друзьями. Его мир становится шире, и, стало быть, пришло время говорить с малышом о том, что есть люди родные и посторонние, и что не все люди – хорошие. Здесь уместны примеры из сказок и детских книг: Бармалей с Кощеем придут на выручку и помогут ребенку впервые задуматься о личной безопасности и о необходимости соблюдать родительские ограничения. Но не стоит нагонять страх, живописуя, что может случиться именно с вашими Колей или Машей – достаточно обсудить произошедшее со сказочными героями, а потом упомянуть, что и в жизни такое бывает. «Мама, ты говоришь, что мне нельзя разговаривать с посторонними. А почему ты тогда разговаривала с тетей на детской площадке?» Дети хотят конкретики и последовательности и потому задают массу каверзных вопросов. И действительно, как разграничить – с кем можно разговаривать, а с кем нельзя, чтобы не запутаться? Предлагаю следующий вариант: когда ребенок один (а вы же позаботитесь, чтобы он один не оставался?), он не разговаривает ни с кем. Но в вашем присутствии и с вашего разрешения он может вступить в разговор - с соседкой, мамой приятеля, врачом. Но, подчеркиваю, только при вас. К выученному адресу теперь пришло время добавить пару мобильных номеров (мамы и папы) и номера экстренной помощи. В игровой форме поясните ребенку, что просто так на эти номера никто не звонит, что к спасателям обращаются только в случае большого непорядка. Например, при пожаре. Напоминать номера лучше несколько раз, чтобы убедиться – малыш их выучил и не путает. Вы бываете в людных местах – скажем, в больших магазинах? Тогда пора проговорить, что делать, если ребенок вдруг потерялся. Старая схема «стой на том месте, где стоишь, и жди» в наши дни не самая оптимальная. Во-первых, стоять на месте в толпе (а такое весьма вероятно) затруднительно. Во-вторых, не факт, что в ситуацию не вмешаются не самые адекватные из окружающих. Потому объясните, что в этом случае следует подходить к продавцам и громко повторять: «Я потерялся, мне нужна помощь». Услышав ребенка, сотрудники магазина с большой вероятностью отведут его к информационной стойке, где будет сделано соответствующее объявление. Но не забудьте совместно потренироваться в распознавании продавцов – обратите внимание малыша на униформу, научите его находить сотрудников за кассой. 5-7 лет. Ваш малыш – уже и не малыш вовсе, а думающий и активно познающий мир человек. Его будут интересовать вопросы, откуда берутся преступники, можно ли их перевоспитать и что конкретно происходит с похищенными детьми. Отвечайте честно, но без леденящих душу подробностей – например, так: «У преступников мозг работает неправильно, и пока что вылечивать их врачи не научились. Иногда они убивают людей». Обязательно упомяните, что хороших и здоровых людей все-таки больше, но обратите внимание, что злодеи далеко не всегда выглядят как злодеи. И поэтому «мы с тобой придерживаемся правила – не разговариваем с посторонними людьми. Даже если тебе кажется, что ты этого человека уже видел». Но что делать, если посторонний человек сам инициирует общение, а родителей прочему—то нет рядом? Учите ребенка отходить в людное место и привлекать внимание. «Я не знаю этого человека, помогите!» Подрастающий человек, способный в нужный момент закричать, имеет очень высокие шансы избежать беды. И вот тут я должна сделать важно е замечание. Проблема в том, что конформный, послушный ребенок, привыкший слушаться старших, за себя постоять НЕ МОЖЕТ. Упования родителей на то, что малыш будет беспрекословно выполнять все их требования, но в нужной ситуации поведет себя правильно и решительно, - не просто наивны, но и опасны. Дети не могут учиться ассертивному поведению иначе как на родителях, и потому время от времени идти на поводу у детского «не хочу-не буду» - значит, подарить ему шанс в беде. Исключений из этого правила не бывает! Ситуацию с пристающим взрослым – привлекающим вниманием ребенком нужно проиграть дома и не один раз, добиваясь того, чтобы ребенок не задумывался, а выкрикивал нужные слова на автомате. Также проговорите, что никогда и ни при каких обстоятельствах не следует подходить на прогулке к людям, сидящим в машине. Расскажите про возможные уловки преступников – «убежал котенок», «покажу щенка». Отдельная тема – взрослый, представляющийся другом родителей. Спокойно скажите своему чаду, что забирать его из сада или школы будут только родители/няня/бабушка. Поэтому при появлении незнакомых дяди или тети, обещающих отвести его к маме, ребенок должен немедленно обратиться к воспитательнице или учителю. И не просто сказать, а убедиться, что его поняли. Увы, взрослые нередко пропускают детские жалобы мимо ушей и, значит, дети имеют полное право проявлять настойчивость – например, не говорить, а кричать или дергать за руку. Куда лучше прослыть невежливым, но уцелеть – с этим вы согласны? В завершении хочу напомнить, что правила безопасности должны обсуждаться много раз – лишь тогда они станут внутренними ориентирами вашего ребенка. Но делать это следует с ребенком здоровым, выспавшимся, не голодным и не расстроенным. Подавайте важную информацию дозировано и без добавления страшилок, разыгрывайте ситуации по ролям и с куклами, и тогда ваш ребенок в нужный момент не растеряется и не даст себя в обиду. Но непременно уверьте его: вы сделаете все, что в ваших силах, чтобы в такие ситуации он никогда не попадал. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|