Как говорить с ребёнком о безопасности?

Автор статьи: Оксана Фадеева

0-3 года. В этот период вся ответственность за ребенка, разумеется, лежит на взрослых – и никак иначе. И потому его пока что можно поберечь от рассказов о нехороших дядях или тетях, которые крадут непослушных малышей. Пусть об этом он узнает позже. В то же время, если ваше чадо освоило речь,  научите его четко произносить свои имя и фамилию, а также имена и фамилии родителей. Заодно можно выучить и адрес.

3-5 лет. Ваш ребенок идет в сад или посещает занятия и кружки, знакомится с соседями и вашими друзьями. Его мир становится шире, и, стало быть, пришло время говорить с малышом о том, что есть люди родные и посторонние, и что не все люди – хорошие. Здесь уместны примеры из сказок и детских книг: Бармалей с Кощеем придут на выручку и помогут ребенку впервые задуматься о личной безопасности и о необходимости соблюдать родительские ограничения.  Но не стоит нагонять страх, живописуя, что может случиться именно с вашими Колей или Машей – достаточно обсудить произошедшее со сказочными героями, а потом упомянуть, что и в жизни такое бывает.

«Мама, ты говоришь, что мне нельзя разговаривать с посторонними. А почему ты тогда разговаривала с тетей на детской площадке?» Дети хотят конкретики и последовательности и потому задают массу каверзных вопросов. И действительно, как  разграничить – с кем можно разговаривать, а с кем нельзя, чтобы не запутаться? Предлагаю следующий вариант: когда ребенок один (а вы же позаботитесь, чтобы он один не оставался?), он не разговаривает ни с кем. Но в вашем присутствии и с вашего разрешения он может вступить в разговор -  с соседкой, мамой приятеля, врачом. Но, подчеркиваю, только при вас.

К выученному адресу теперь пришло время добавить пару мобильных номеров (мамы и папы) и номера экстренной помощи. В игровой форме поясните ребенку, что просто так на эти номера никто не звонит, что к спасателям обращаются только в случае большого непорядка. Например, при пожаре. Напоминать номера лучше несколько раз, чтобы убедиться – малыш их выучил и не путает.

Вы бываете в людных местах – скажем, в больших магазинах? Тогда пора проговорить, что делать, если ребенок вдруг потерялся. Старая схема «стой на том месте, где стоишь, и жди» в наши дни не самая оптимальная. Во-первых, стоять на месте в толпе (а такое весьма вероятно) затруднительно. Во-вторых, не факт, что в ситуацию не вмешаются не самые адекватные из окружающих. Потому объясните, что в этом случае следует подходить к продавцам и громко повторять: «Я потерялся, мне нужна помощь». Услышав ребенка, сотрудники магазина с большой вероятностью отведут его к информационной стойке, где будет сделано соответствующее объявление. Но не забудьте совместно потренироваться в распознавании продавцов – обратите внимание малыша на униформу, научите его находить сотрудников за кассой.

5-7 лет. Ваш малыш – уже и не малыш вовсе, а думающий и активно познающий мир человек. Его будут интересовать вопросы, откуда берутся преступники, можно ли их перевоспитать и что конкретно происходит с похищенными детьми. Отвечайте честно, но без леденящих душу подробностей – например, так: «У преступников мозг работает неправильно, и пока что вылечивать их врачи не научились.  Иногда они убивают людей». Обязательно упомяните, что хороших и здоровых людей все-таки больше, но обратите внимание, что злодеи далеко не всегда выглядят как злодеи. И поэтому «мы  с тобой придерживаемся правила – не разговариваем с посторонними людьми. Даже если тебе кажется, что ты этого человека уже видел».

Но что делать, если посторонний человек сам инициирует общение, а родителей прочему—то нет рядом? Учите ребенка отходить в людное место и привлекать внимание. «Я не знаю этого человека, помогите!» Подрастающий человек, способный в нужный момент закричать, имеет очень высокие шансы избежать беды.

И вот тут я должна сделать важно е замечание.  Проблема в том, что конформный, послушный ребенок, привыкший слушаться старших, за себя постоять НЕ МОЖЕТ. Упования родителей на то, что  малыш будет беспрекословно выполнять все их требования, но в нужной ситуации поведет себя правильно и решительно, - не просто наивны, но и опасны. Дети не могут учиться ассертивному поведению иначе как на родителях, и потому время от времени идти на поводу у детского «не хочу-не буду» - значит, подарить ему шанс в беде. Исключений из этого правила не бывает!

Ситуацию с пристающим взрослым – привлекающим вниманием ребенком нужно проиграть дома и не один раз, добиваясь того, чтобы ребенок не задумывался, а выкрикивал нужные слова на автомате. Также проговорите, что никогда и ни при каких обстоятельствах не следует подходить на прогулке к людям, сидящим в машине. Расскажите про возможные уловки преступников – «убежал котенок», «покажу щенка».

Отдельная тема – взрослый, представляющийся другом родителей. Спокойно скажите своему чаду, что забирать его из сада или школы будут только родители/няня/бабушка. Поэтому при появлении незнакомых дяди или тети, обещающих отвести его к маме, ребенок должен немедленно обратиться к воспитательнице или учителю. И не просто сказать, а убедиться, что его поняли. Увы, взрослые нередко пропускают детские жалобы мимо ушей и, значит, дети имеют полное право проявлять настойчивость – например, не говорить, а кричать или дергать за руку. Куда лучше прослыть невежливым, но уцелеть – с этим вы согласны?

В завершении хочу напомнить, что правила безопасности должны обсуждаться много раз – лишь тогда они станут внутренними ориентирами вашего ребенка. Но делать это следует с ребенком здоровым, выспавшимся, не голодным и не расстроенным. Подавайте важную информацию  дозировано и без добавления страшилок, разыгрывайте ситуации по ролям и с куклами, и тогда ваш ребенок в нужный момент не растеряется и не даст себя в обиду. Но непременно уверьте его:  вы сделаете все, что в ваших силах, чтобы в такие ситуации он никогда не попадал.



Просмотров: 639
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Правила для умных родителей, чтобы ребенок вырос счастливым/часть 1
  • Правила для умных и любящих родителей, чтобы ваш ребенок вырос счастливым/часть2
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ребенок не слушается, что делать? 3 золотые правила для родителей
  • В 1 класс идет ребенок с ЗПР. На что следует обратить внимание
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Исправляем ситуацию,чтобы ребенок не стал сам себе значимым взрослым. ч.2
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Внимание, опасность I Когда ребенок спасает родителей.
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Запреты или как сказать «нельзя», чтобы ребенок услышал.
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь