Потребность в самоуважении у детей

Потребность в самоуважении, согласно мнению одного известного отечественного психолога, становится актуальной в дошкольном возрасте, то есть в период с 3 до 6 лет. В этом возрасте дети особенно требуют власти над своей жизнью и желают сами решать, что делать, когда, с кем и как. На мой взгляд, это очень важная потребность. Однако многие родители её пугаются, теряются и не знают, как реагировать. Не волнуйтесь, всё идет по плану, ребенок развивается по общеизвестным законам и нормам.

Беспокойство взрослых связано, скорее, с тем, что они боятся потерять контроль над ребенком, бояться, что он вырастит неуправляемым и каким-то вообще не таким, как им хотелось бы. В связи с этим волнением родители зачастую прибегают к любым мерам для подавления воли ребенка и для лишения его даже самой малейшей власти. Либо, наоборот, отпускают любой контроль над ребенком и позволяют ему делать все, что заблагорассудится. При обеих стратегиях воспитания возникают негативные последствия.

В первом случае потребность в самоуважении у ребенка не будет удовлетворена и он, даже будучи взрослым человеком, будет пытаться восполнить этот пробел. Как правило, это происходит недостаточно адекватными способами: например, самоутверждение за счет других людей, использование власти (которую он получил по роду профессиональной деятельности, например) в собственных интересах и во вред окружающим. Согласитесь, приятного в этом мало. Также ребенок может вовсе забыть о том, что такое самоуважение  и, скорее всего, будет ведомым по жизни и в отношениях с окружающими его людьми, будет зависеть от мнения других.

Во втором случае, когда родители позволяют всё своему чаду, также мало хорошего. Вероятно, что ребенок так и на усвоит, что его воля заканчивается там, где начинается воля другого человека. Что не всё в этом мире дозволено и есть некоторые правила и границы. В этом случае также выросшему ребенку будет сложно выстраивать отношения и примиряться с ограничениями. Да и вообще, отсутствие правил вызывает у ребенка тревогу, поскольку правила играют роль некоторой защиты и дают уверенность: «Я знаю, что можно и что нельзя», «Мой мудрый взрослый всегда подскажет, как поступить в новой для меня ситуации».

Я изложила некоторые крайности того, как могут реагировать родители и как это отражается на ребенке. Выход очень прост. Уравнять количество ограничений и свободы для ребенка. Дать ему определенные правила, которые важны для вас, которые вы хотите, чтобы он выполнял (в первую очередь сюда входит то, что обеспечивает здоровье и безопасность ребенку). И в то же время выделить часть решений, которые вы позволите принимать ребенку самостоятельно.

Ориентируйтесь на запросы ребенка. Хочет четырехлетка сандалики сама пол часа надевать – пусть надевает. Зная, как это долго, начните сборы заранее. Это важно для ребенка сделать самому. Хочет пятилетка сначала картинку дорисовать, а потом обедать – хорошо. Пусть это будет его выбором и возможностью проявить свою волю. Правда, есть много моментов и мелочей, которые родители просто запрещают, просто сразу «нет», даже сами не понимая, почему, зачем и что вообще страшного случится, если разрешить. Ну а если вы замечаете, что в вашем случае больше разрешений и свободы, что ребенок совсем не знает границ, тогда обед есть обед и он по расписанию!



Просмотров: 428
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Пусть будет то , что есть или стремится к большему?Не ешьте мармеладку сразу!
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • Что ни в коем случае нельзя делать для мужчины



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь