|
Потребность в самоуважении у детейАвтор статьи: Шульгина Ангелина Владимировна
Потребность в самоуважении, согласно мнению одного известного отечественного психолога, становится актуальной в дошкольном возрасте, то есть в период с 3 до 6 лет. В этом возрасте дети особенно требуют власти над своей жизнью и желают сами решать, что делать, когда, с кем и как. На мой взгляд, это очень важная потребность. Однако многие родители её пугаются, теряются и не знают, как реагировать. Не волнуйтесь, всё идет по плану, ребенок развивается по общеизвестным законам и нормам. Беспокойство взрослых связано, скорее, с тем, что они боятся потерять контроль над ребенком, бояться, что он вырастит неуправляемым и каким-то вообще не таким, как им хотелось бы. В связи с этим волнением родители зачастую прибегают к любым мерам для подавления воли ребенка и для лишения его даже самой малейшей власти. Либо, наоборот, отпускают любой контроль над ребенком и позволяют ему делать все, что заблагорассудится. При обеих стратегиях воспитания возникают негативные последствия. В первом случае потребность в самоуважении у ребенка не будет удовлетворена и он, даже будучи взрослым человеком, будет пытаться восполнить этот пробел. Как правило, это происходит недостаточно адекватными способами: например, самоутверждение за счет других людей, использование власти (которую он получил по роду профессиональной деятельности, например) в собственных интересах и во вред окружающим. Согласитесь, приятного в этом мало. Также ребенок может вовсе забыть о том, что такое самоуважение и, скорее всего, будет ведомым по жизни и в отношениях с окружающими его людьми, будет зависеть от мнения других. Во втором случае, когда родители позволяют всё своему чаду, также мало хорошего. Вероятно, что ребенок так и на усвоит, что его воля заканчивается там, где начинается воля другого человека. Что не всё в этом мире дозволено и есть некоторые правила и границы. В этом случае также выросшему ребенку будет сложно выстраивать отношения и примиряться с ограничениями. Да и вообще, отсутствие правил вызывает у ребенка тревогу, поскольку правила играют роль некоторой защиты и дают уверенность: «Я знаю, что можно и что нельзя», «Мой мудрый взрослый всегда подскажет, как поступить в новой для меня ситуации». Я изложила некоторые крайности того, как могут реагировать родители и как это отражается на ребенке. Выход очень прост. Уравнять количество ограничений и свободы для ребенка. Дать ему определенные правила, которые важны для вас, которые вы хотите, чтобы он выполнял (в первую очередь сюда входит то, что обеспечивает здоровье и безопасность ребенку). И в то же время выделить часть решений, которые вы позволите принимать ребенку самостоятельно. Ориентируйтесь на запросы ребенка. Хочет четырехлетка сандалики сама пол часа надевать – пусть надевает. Зная, как это долго, начните сборы заранее. Это важно для ребенка сделать самому. Хочет пятилетка сначала картинку дорисовать, а потом обедать – хорошо. Пусть это будет его выбором и возможностью проявить свою волю. Правда, есть много моментов и мелочей, которые родители просто запрещают, просто сразу «нет», даже сами не понимая, почему, зачем и что вообще страшного случится, если разрешить. Ну а если вы замечаете, что в вашем случае больше разрешений и свободы, что ребенок совсем не знает границ, тогда обед есть обед и он по расписанию! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|