|
Проблема взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в формировании личностиАвтор статьи: Решкович Екатерина Владимировна
Всем известно, что личностью не рождаются, ею становятся в процессе взаимодействия с социумом. Решающую роль в становлении человека личностью играет процесс воспитания, однако известен тот факт, что процесс психического развития детерминирован не только социально, но и генетически и эти детерминанты связаны между собой. Чем сложнее формирующаяся функция, тем теснее взаимосвязь природного и социального. Исходя из этого можно предположить, что возможности воспитания связаны и с генетическим наследием, ведь особенности функционирования человеческого организма определяют его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития. Успешное прохождение каждой стадии развития создает основу для благополучного перехода на последующую ступень. Следует отметить тот факт, что на ранних стадиях развития наиболее интенсивно формируются общевидовые формы поведения, а на более поздних - индивидуальные. Необходимо провести грань в вопросе созревания и формирования психики. Внутреннее спонтанное изменение психики человека является ее созреванием. В отличие от этого, развитие детерминировано внешними воздействиями и общением со средой. Вопрос о взаимодействии биологического и социального породил в истории психологии споры и таким образом относительно этого сформировались различные теории. К примеру, исходя из теории биологического созревания человек наследует психические функции, которые, таким образом никак не зависят от внешней среды и развиваются по заданной генетической программе. Причем развитие индивида повторяет развитие всего человеческого рода (биогенетический закон). Теория ведущей роли среды утверждает, что среда является определяющим фактором в психическом развитии человека. Приверженцы данной теории не признавали качественные возрастные изменения в психическом развитии, сводя его к накоплению знаний, умений и навыков. Современные исследования говорят о том, что не стоит отрицать влияние биологических факторов на формирование личности. Общеизвестно, что ядро биологической клетки человека содержит 23 пары хромосом, с одинаковым распределением и Х- и Y-хромосом. Существуют люди, имеющие хромосомные аномалии (с частотой 1 : 500), у которых в клеточном ядре не 46, а 47 хромосом. Индивиды с лишней Х-хромосомой отличаются эмоциональной неустойчивостью, повышенной агрессивностью Лишняя Y-xpoмосома обусловливает снижение уровня воли и интеллекта. Разумеется, хромосомную аномальность ни в коем случае не следует трактовать как наличие у отдельных людей "генов преступности". Важно отметить, что в возникновении патологий играют роль как социальные, так и биологические факторы, которые тесно взаимосвязаны и оказывают постоянно меняющееся влияние на динамику психических заболеваний, но несмотря на это вполне возможно условно выделить две группы психических заболеваний: в одной из которых решающую роль в возникновении играют биологические факторы, в другой – социальные. Тесные взаимоотношения между вышеописанными факторами можно довольно отчетливо проследить при формировании алкоголизма. На различных этапах формирования алкогольной болезни можно выделить решающую роль то одних, то других факторов – на начальных этапах решающую роль играет среда: ее установки на употребление спиртных напитков, традиции, ценности, отношение самого человека к приему спиртного. В контексте данной проблемы социальная среда и окружение стоят на решающих позициях лишь до тех пор, пока не произойдут необратимые нарушения обменных процессов, которые в дальнейшем определяют течение заболевания. Но несмотря на физиологические изменения роль социальных факторов в оформлении зависимости продолжает сохраняться. Так, к примеру, на II стадии, несмотря на выраженность абстинентных расстройств, наблюдается псевдодипсомания, т. е. имеет место способность прекратить пьянство под давлением среды, к примеру при угрозе увольнения, распада семьи, под воздействием социальных факторов. Воспитание имеет огромное значение в формировании личности. Неправильное выполнение родителями их воспитательных функций, особенно при акцентуациях характера, обычно приводит к возникновению патохарактерологических реакций и формированию психопатий . В связи с этим можно привести краткий перечень наиболее типичных вариантов неправильного воспитания: - потворствующая гиперпротекция (кумир семьи); родители, избравшие такой стиль воспитании стараются оградить ребенка от переживаний, нагрузок и обязанностей, придавая при этом чрезмерное значение его даже самым незначительным успехам и закрывая глаза на проступки; - доминирующая гиперпротекция (гиперопека) заключается в постоянном контроле со стороны родителей, в нарушении ими личного пространства, во всевозможных запретах, лишении самостоятельности, навязывании своих решений и рекомендаций в деятельности ребенка; -эмоциональное отвержение (положение Золушки); при таком стиле воспитания ребенок постоянно чувствует, что он мешает в семье, что он лишний, особенно когда видит внимательное и заботливое отношение родителей к другому ребенку.; - гипопротекция (безнадзорность) наблюдается, как правило, в неблагополучных семьях. В данном случае у родителей отсутствует истинный интерес к делам ребенка, его увлечениям, успеваемости и окружению. Чаще всего такие дети бывают полностью заброшенными и предоставленными самим себе. Исходя из вышесказанного, для оптимального развития личности, необходим правильно выбранный стиль воспитания. Коррекция и диагностика стилей может быть проведена психологом-консультантом по запросу. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|