Шизофрения является трудным для понимания заболеванием в связи с отсутствием четкого представления о механизмах его возникновения и полного комплекса квалификационных признаков. К концу ХХ века это побудило ученых к поиску преморбидных дефицитов, среди которых им виделось основным – нарушение социального познания. Значительный вклад в разработку данной области внесли: R. Corcoran, D. L. Penn, M. C. Hardy-Baylé, M. F. Green, T. Russell [10, 14, 13, 12, 15], а так же Д. Н. Хломов, Ю. Ф. Поляков, Н. С. Курек [6, 5, 4] и др.. Большинство исследований было сконцентрировано на выявлении нарушений распознавания эмоций по лицу, а так же по позе и жестам [1, 2, 3], на изучении понимания контекста ситуаций межличностного взаимодействия, способности делать прогноз о развитии ситуаций и реагировать в соответствии [2, 7]. Особенно популярна модель названная «theory of mind» [8, 9], которая предполагает способность понимать собственные состояния и распознавать мысли, убеждения, намерения окружающих людей. Доказано, что у больных шизофренией страдают метарепрезентации [11]. В настоящее время существуют и другие модели, каждая из которых имеет свой фокус описания нарушения социального познания. Соглашаясь с перечисленными персоналиями в том, что нарушение социального познания является доболезненным и во многом предиспозиционным фактором шизофрении, отметим, что на наш взгляд данный дефицит изначально лежат внутри личностной проблематики и связан с запретом на выражение чувств. Данная корреляция отмечается практически во всех научных публикациях. Однако зачастую подобные выводы основаны только на данных клинических наблюдений либо косвенного изучения в рамках сходных программ и поэтому выглядят спекулятивными. Специальных исследований на эту тему до сих пор проведено не было. Это обуславливает неслучайность и своевременность данной работы.
Исходя из анализа литературы, мы в качестве цели выделили выявление того, какова роль запрета на выражение чувств у больных шизофренией в формировании нарушения социального познания.
В основную выборку вошли 180 больных шизофренией (90 мужчин и 90 женщин), в стадии ремиссии, проходившие освидетельствование на базе бюро № 5 ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области». Возрастной континуум испытуемых находится в пределах от 20 до 55 лет. Для сравнения данных была составлена контрольная группа здоровых испытуемых в количестве 180 человек, идентичная по параметрам пола и возраста. В набор конкретных психодиагностических методик вошли: «Социальный интеллект» (J.P. Guilford, M.O. Sullivan, адаптирована Михайловой Е.С.), тесты «Распознавание эмоций» (Гаранян Н.Г.) и «Поза и жест» (Курек Н.С.), а так же опросник «Запрет на выражение чувств» (В. К. Зарецкий, А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян). Полученные данные подвергнуты анализу в пакете программ SPSS с использованием методов описательной, сравнительной статистики, корреляционного, факторного и кластерного анализов.
По результатам изучения социального познания, у больных шизофренией в отличие от лиц группы нормы, очевиден недостаточный уровень познания результатов, классов, преобразований и систем поведения (1,82(0,43) против 3,73(0,94), p = 3,13. Больные испытывают существенные трудности идентификации страха, презрения, страдания и удивления. Несколько менее сложным оказывается определение гнева и радости. Полученные данные были сопоставлены с результатами методики запрет на выражение чувств.
Установлено, что испытуемые, страдающие шизофренией имеют трудности в распознавании эмоций и чувств, отмеченных высоким запретом на их выражение. Подвергая анализу данный факт, мы можем предположить, что имеет место примитивный механизм психологической защиты – отрицание. Больные блокируют собственные эмоциональные проявления, считая их препятствующими адекватному построению взаимоотношений с социумом. Усматривая за эмоциональностью, прежде всего небезопасность они маскируют свои состояния для того, чтобы окружающие не могли выделить их из числа здоровых людей.
Таким образом, доказано участие запрета на выражение чувств у больных шизофренией в формировании нарушения социального познания, что вызывает необходимость включения в индивидуальные программы реабилитации специальных занятий, направленных на преодоление дисфункциональных установок и развитие социального познания.
Гаранян Н. Г. Соотношение положительных и отрицательных эмоций у больных шизофренией: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 1986. - 23 с.
Елигулашвили Е.И. Роль общения в процессе взаимодействия личности с реальностью: Дисс. … канд. психол. наук. - Тбилиси, 1982. - 170 с.
Курек Н. С. Исследование эмоциональной сферы больных шизофренией на модели распознавания эмоций по невербальной экспрессии // Журн. невропатол. и психиатр. 1986. Т. 86, № 12. - С. 1831–1836.
Курек Н. С. Психологическое исследование когнитивного аспекта эмоциональных процессов у больных шизофренией // Журн. невропатол. и психиатр. 1988. Т 88, № 7. - С. 109–113.
Поляков Ю. Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. - М.: Наука, 1974. - С. 35-42.
Хломов Д. Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий больными шизофренией: дисс. … канд. психол. наук. - М., 1984. - 177 с.
Addington J., Addington D. Neurocognitive and social functioning in schizophrenia: a 2.5 year follow-up study // Schizophr. Res. 2000. Vol. 44, № 1. - P. 47–56.
Brune M. «Theory of Mind» in schizophrenia: A review of the literature // Schizophr. Bull. 2005. Vol. 31, № 1. - P. 21–42.
Corcoran R., Cahill C., Frith C. D. The appreciation of visual jokes in people with schizophrenia. Astudy of «mentalizing» ability // Schizophr. Res. 1997. Vol. 24, N 3. - P. 319–327.
Corcoran R., Frith C. D. Conversational conduct and the symptoms of schizophrenia. - NJ: Erlbaum, 1996. - P. 305–318.
Corcoran R., Mercer G., Frith C. D. Schizophrenia, symptomatology and social inference: Investigating «theory of mind» in people with schizophrenia // Schizophr. Res. 1995. Vol. 17, № 1. - P. 5–13.
Green M. F., Nuechterlein K. H. Should schizophrenia be treated as a neurocognitive disorder.- NJ: Erlbaum, 1999. - P. 309–319.
Hardy-Bayle M. C., Sarfati Y., Passerieux C. The cognitive basis of disorganization symptomatology in schizophrenia and its clinical correlates: toward a pathogenetic approach to disorganization // Schizophr. Bull. 2003. Vol. 29., № 1. - P. 459–471.
Penn D. L., Corrigan P. W., Bentall R. P. Social cognition in schizophrenia // Psychol. Bull. 1997. Vol. 121., № 1. - P. 114–132.
Russell T. A., Rubia K., Bullmore E. T. Exploring the social brain in schizophrenia: left prefrontal underactivation during mental state attribution. - NJ: Erlbaum, 2005. - P. 129–130.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.