Социальный стереотип как составляющая иррационального социального познания

Автор статьи: 404

Социальный стереотип – особое общественно значимое образование сознания и поведения людей, в котором продуцируется привычный (шаблонный) образ их отношения к той или иной жизненной ситуации. Социальные стереотипы выступают устойчивыми оценочными представлениями людей друг о друге, формирующимися в их взаимоотношениях. Они являются не только универсальным и наиболее эффективным инструментом обработки социально значимой информации человеческим сознанием в коммуникативных процессах, но и необходимым средством регуляции совместной деятельности людей в обществе.

 Исследование социального стереотипа обуславливается, прежде всего, потребностью в объяснении особенностей развития и функционирования механизмов регуляции социального поведения и таких общественных процессов, как, например: межличностная, массовая и межэтническая коммуникация, манипулирование общественным и индивидуальным сознанием, распространение различных форм нетерпимости в обществе.

В общественные науки термин «стереотип» был введен американским публицистом У.Липпманом в 20-е годы 20 века, когда возникла необходимость изучения законов функционирования массового сознания. Однако само слово «стереотип» имеет давнюю историю. Можно проследить развитие философских взглядов на природу явлений, по своим характеристикам близких к стереотипам – заблуждений (Платон), «идолов» разума, неверных умозаключений (Ф. Бэкон, Р. Декарт), предрассудков (Ф. Ницше) и архетипов (К.Г. Юнг), что свидетельствует о попытках на протяжении всей истории исследования общественного поведения людей найти, описать и определить некую пограничную обществу и личности структурную единицу человеческого сознания.

В психологии близкими по смыслу к понятию «стереотип» являются понятия установка, предрассудок, норма, паттерн. Функционально сходен социальному стереотипу ряд явлений, происходящих в процессе межличностного восприятия: эффект ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности – и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым [2].

Социально-психологические стереотипы могут проявляться в отношениях людей к определенным общественным событиям, явлениям, социальным группам, отдельным людям; они могут присутствовать в политических, экономических, национальных, религиозных, культурных и других взаимоотношениях людей. Эти стереотипы, будучи однажды сформированными, продолжают сохраняться даже в условиях поступления к человеку противоречащей данному стереотипу информации.

В. Дуаз выделил четыре уровня функционирования стереотипов:

  1. Индивидуально-психологические представления человека о своей социальной среде.
  2. Представления, складывающиеся в ситуации межличностного общения.
  3. Коллективные представления, формирующиеся в межгрупповых отношениях (социальный стереотип зарождается именно на этом уровне).
  4. Идеология, которая складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества [3].

В отличие от индивидуально-психологического социально-психологический стереотип передает не общечеловеческое содержание психики, а только тот ее смысл, который существенен для данной социальной группы и который представляет обобщение совместного социального опыта членов этой группы, касающееся социально значимых, а значит, затрагивающих их интересы объектов. В стереотипе важен, прежде всего, его социальный аспект, оценочный элемент. Человек, использующий определенный стереотип, тем самым воспринимает свое поведение в соответствии с этой оценкой. Социально-психологический стереотип всегда жестко социально детерминирован и его оценка всегда однозначна. Социально-психологический стереотип выражает укоренившееся в социальной психологии той или иной социальной группы устойчивое отношение к однородным или сходным явлениям.

Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа и выделил его следующие характеристики:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или «социальные категории» недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками, такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени;

2) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

3) социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

4) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

5) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [2].

 

Итак, социальные стереотипы, являясь неотъемлемыми компонентами индивидуального сознания, инициируются сознанием массовым. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в психике, закрепляется как положительный, так и отрицательный опыт людей, чем объясняется их односторонность и ограниченность, способность сравнительно легко превращаться в предрассудки.

В современной науке возникает необходимость систематизации выработанных в науке знаний о социальном стереотипе, и, соответственно, стереотипных формах сознания и поведения людей, их свойствах, функциях и видах. А также крайне важным является всестороннее изучение социальных стереотипов для нейтрализации негативных последствий стереотипизации (процесса образования стереотипов) и острых стереотипных проявлений негативизма, нетерпимости во взаимоотношениях и поведении людей, а также противодействии манипулятивному использованию стереотипов в общественной практике.

 

Литература

  1. William M. Klein P. Social reality and self-construction: a case of “bounded irrationality / M. William P. Klein // Basic and applied social psychology. – 2002. – 24(2). – P. 105-114.
  2. Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования. – М., 2014. – №23. – С. 42-44.
  3. Ильюшкин В.В. Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки // Вестник науки и образования. – Иваново, 2015. – №1(3). – С. 87-92.


Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стереотип восприятия правоохранительных органов
  • социально-психологические особенности людей пожилого возраста
  • Стереотип про сексуальное насилие над детьми.
  • Личностные и социально-психологические особенности людей, склонных к экстремальным видам спорта
  • Стереотип мужчины для мальчика
  • Динамический стереотип. Овсянка.
  • Стереотип «с помощью ребенка можно удержать мужчину» соответствует действительности?
  • Стереотип - киллер публичного выступления. Что мешает подготовке к публичному выступлению? Часть 2.
  • "Центр социально-психологического сопровождения людей, страдающих химической зависимостью"
  • Методологические и социально-психологические проблемы инклюзивнго образования
  • Социальные стереотипы или собственный жизненный сценарий?
  • Опыт расширения сознания и вопрос о возможности влияния на судьбы других людей
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Стереотип "Сильная женщина"
  • Тюнинг эко-здоровья природной зоны как средство улучшения био-социального здоровья людей
  • Управление семьей: стереотипы представлений и особенности поведения человека в семье
  • Социально-психологические особенности формирования криминального поведения несовершеннолетних
  • Промискуитет: социально- и индивидуально-психологические причины
  • В борьбе за умы людей всегда побеждает та группа людей, в которой разрешается свинство.
  • Фрактальная геометрия в уровнях сознания людей
  • Социальные представления об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса
  • Стокгольмский синдром - социально-психологический феномен
  • Преступность. Как защититься. Социально-психологический аспект. Я в эфире Life78
  • Половые циклы, как ключ к пониманию психологических особенностей поведения людей.
  • Социальные сети – ловушки для сознания
  • Предубеждения как социально-психологический феномен: причины и возможности коррекции
  • 10 рекомендаций продуктивного поведения для близких зависимых людей, после РЦ
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Стереотипы восприятия понятия «Любовь»
  • Какие группы нужны для людей со справками.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь