Коррекция социального функционирования больных шизофренией с использованием оригами

Коррекция социального функционирования больных шизофренией с использованием оригами

Юрьева Т.В., Толмачева Н.А.

На сегодняшний день наиболее эффективным подходом к лечению и реабилитации больных шизофренией считается комплексная психофармакологическая и психосоциальная помощь. Психосоциальные методы – это необходимая составная часть реабилитационного процесса, которая и в настоящее время продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. Проблема социальной адаптации душевно больных в последнее время широко изучается, однако в настоящий момент не существует достаточно практических разработок.

На данный момент арт-терапия признана одной из наиболее мягких, но  эффективных форм работы с психически больными, в том числе шизофренией. Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами. Традиционное японское искусство оригами – конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания - все шире интегрируется в мировую культуру и науку, становится предметом исследований специалистов таких отраслей, как конструирование, архитектура, математика, технический дизайн, педагогика, практическая психология и арт-терапия . В наше время оригами как метод арт-терапии с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций. В материалах Первой международной конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психоневрологических диспансеров, психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также в социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом[1].

Причин успеха занятий оригами в арт-терапии и организации досуга больных в больницах и реабилитационных центрах много. Оригами обладают следующими психотерапевтическими свойствами:

-        повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

-        повышают уровень интеллекта в целом;

-        активизируют творческое мышление;

-        повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

 -       снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

-        улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

-        улучшают память и глазомер[2].

Обучение оригами и занятия в реабилитационных центрах не требуют много времени, или какого-то специального оборудования. В большинстве случаев нужны только бумажные квадраты или бумага формата А4 и элементарные знания работы в этой технике. Развитие новых навыков и умений в процессе психокорррекционой работы, позволяют психически больным более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора.

Таким образом, арт-терапия, являясь эффективным и доступным средством реабилитации психически больных, достаточно широко применяется и исследуется, и в настоящее время продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. Однако, методика оригами, как способ социальной адаптации душевно больных еще не применялась, что подчеркивает актуальность данного исследования.

На первом этапе нашего исследования был проведен подбор и  диагностика испытуемых. Исследование качества социального функционирования больных шизофренией осуществлялось при помощи Теста агрессии Басса-Дарки, методики социально-психологической адаптации Роджерса и Даймонда, и методики исследования тревожности Спилбергера и Ханина. Диагностика показала наличие повышенного уровня  личностной тревожности (у 70% испытуемых), физической (у 50%) и косвенной агрессии (у 50%), низкого уровня эмоциональной комфортности (у 60%). Таким образом была выявлена необходимость осуществления коррекционной работы.

На втором этапе исследования на основе анализа литературы и уже имеющихся арт-терапевтических программ и программ по работе с психически больными была составлена программа коррекционных занятий с использованием методики оригами, направленная на улучшение  социальной адаптации больных шизофренией. Программа состояла из 7 занятий и была направлена на снижение тревожности, улучшение эмоционального состояния, формирование навыков адекватного восприятия эмоций  окружающих, выражение своих собственных эмоций и как следствие – улучшение социального функционирования больных шизофренией.

Реализация программы  социальной адаптации проводилась в отделении ОГУЗ «Тамбовская психиатрическая больница».

Практическая значимость программы заключалась в том, что она обеспечивала комплексный подход к коррекции тревожности и нарушенной социальной адаптации, а так же позволяла сделать психокоррекционный процесс более полным, развернутым и эффективным.

В данной программе были использованы несколько методов работы: арт-терапия; элементы методики оригами; упражнения на релаксацию.

Новизной программы явилось сочетание арт-терапевтических методик с методикой оригами. Это дает возможность не только воплотить клиенту свои творческие фантазии, но и прожить их — «проиграть в реальности», а также развить креативное мышление, мелкую моторику, память, логическое мышление. Программа предполагает возможность осознания участниками своего места в окружающем мире и выработки навыков группового взаимодействия.

Программа коррекционных занятий с использованием методики оригами включала в себя индивидуальную и групповую работу.

На предварительном этапе при подготовке к участию в программе проводилась индивидуальная работа. С каждым больным был налажен контакт, выяснена актуальная ситуация и обсуждены результаты диагностики социального функционирования.

Индивидуальная работа представляла собой две консультации с каждым участником группы индивидуально до начала занятий (1-я консультация — установление контакта и выяснение ситуации, 2-я консультация — диагностика и обсуждение результатов) и одна консультация после групповых занятий (повторная диагностика).

Групповая работа заключалась в проведении семи занятий с группой больных шизофренией, направленных на улучшение их социальной адаптации (т.е. коррекция психоэмоционального состояния, снижение самооценочной тревожности и развитие адекватного уровня притязаний, выработка навыков общения и выражения собственных эмоций).

Складывание фигурок оригами у всех участников вызвало огромный интерес. Они отметили, что выполнять несложные фигурки интересно, это приносит позитивные эмоции, но сложно запомнить последовательность действий и легче всего это делать, повторяя за ведущим.

Как показатель совместной групповой работы участники придумали «мир» для своих животных (дерево, солнце, трава, цветы) и при помощи ведущего изобразили его на ватмане, после чего по желанию разместили на нем фигурки своих животных.

Закончился курс занятий рефлексивной беседой «как мы изменились, что мы сделали?», которая прошла достаточно активно, участники отметили, что им легче стало общаться между собой и с родственниками, настроение стало положительно стабильным, даже немного приподнятым, а так же понравилось общение в группе. А малоактивные участники, отвечая на конкретные наводящие вопросы, рассказали, чему научились, что постараются взять себе на заметку.

Оценка результативности программы была осуществлена через анализ следующих показателей:

— представления пациента о том, чему он научился во время работы группы;

— оценка изменений в поведении и деятельности, эмоциональном самочувствии, даваемая родственниками и медперсоналом;

— совместное выполнение творческой работы;

— повторная диагностика ситуативной и личностной тревожности с помощью методики Спилбергера – Ханина, так как, по мнению многих исследователей, она связана с адаптивностью, подвержена быстрому изменению и процедура исследования является достаточно простой.

По окончании курса занятий и в процессе работы медперсонал отмечал  изменение в поведении пациентов –  они стали более контактными, выровнялся фон настроения. Сами же участники группы заметили, что легче и увереннее стали общаться между собой и с родственниками, настроение стало более ровным, стабильным и даже немного приподнятым, а так же понравилось общение в группе.  

Так же показателем эффективности послужила совместная работа, выполненная достаточно хорошо и слажено .

 После окончания программы была проведена повторная диагностика ситуативной и личностной тревожности (Табл.1.).

 

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов первичной и повторной диагностики тревожности

 

Первонач. результат

Повторная диагностика

Ситуативная тревожность

41,9

39,7

Личностная тревожность

47,7

44,3

 

На основании таблицы 1 видно снижение показателей ситуативной и личностной тревожности (средний результат по группе).

Затем был произведен сравнительный анализ на основании критерия Вилкоксона (Табл.2.).

 

Таблица 2

Статистика критерия знаковых рангов Вилкоксона

 

с2 - c1

l2 - l1

Z

-2,401(a)

-2,714(a)

Асимпт. знч. (двухсторонняя)

,016

,007

a  Используются положительные ранги.

с – ситуативная тревожность при первом (с1) и повторном (с2) исследовании;

lличностная тревожность при первом (l1) и повторной (l2) исследовании.

 

Статистическая достоверность в обоих случаях меньше 0,05 (0,16 и 0,07), это указывает на существование значимых различий между результатами первого и повторного тестирований (Табл.3.).

Таблица 3.

Ранги по критерию Вилкоксона

 

 

N

Средний ранг

Сумма рангов

c2 - c1

Отрицательные ранги

9(a)

5,61

50,50

Положительные ранги

1(b)

4,50

4,50

Связи

0(c)

 

 

Всего

10

 

 

l2 - l1

Отрицательные ранги

9(d)

5,00

45,00

Положительные ранги

0(e)

,00

,00

Связи

1(f)

 

 

Всего

10

 

 

a  c2 < c1;b  c2 > c;1c  c2 = c1d  l2 < l1e  l2 > l1f  l2 = l1

 

На основании таблицы рангов, можно утверждать, что количество отрицательных рангов (Negative Ranks) преобладает над количеством положительных (Positive Ranks), это свидетельствует о том, что результаты испытуемых по изучаемым переменным снизились.

Подводя итоги нашего анализа, следует отметить, что программа социальной адаптации с использованием методики оригами способствовала снижению ситуативной и личностной тревожности.

 

Выводы:

Таким образом,  на первом этапе исследования был проведен подбор и  диагностика испытуемых, которая показала наличие повышенного уровня  личностной тревожности (у 70% испытуемых), физической (у 50%) и косвенной агрессии (у 50%), низкого уровня эмоциональной комфортности (у 60%) и необходимость осуществления коррекционной работы.

На втором этапе была разработана и проведена арт-терапевтическая программа коррекционных занятий с использованием элементов оригами. Программа состояла из 7 занятий и была направлена на снижение тревожности, улучшение эмоционального состояния, формирование навыков адекватного восприятия эмоций  окружающих, выражение своих собственных эмоций и как следствие – улучшение социального функционирования больных шизофренией.

Проверка эффективности проведенной программы социальной адаптации показала наличие значимых различий в результатах диагностики в начале и в конце исследования. Это говорит о том, что программа способствует улучшению социальной адаптации

Литература:

1.      Осадчук, Л.О. Образ жизни оригами: оригами в педагогике и арт-терапии. / Л.О. Осадчук – Киев, 2006, с.54-60.

2.  Острун, Н. Оригамная методика арт-терапии /сайт Московского центра оригами – (http://www.origami.ru)

3.      Хайкин, Р.Б. Арт-терапия. / Р.Б. Хайкин – СПб: Наука, 1992. – 232с.

 

 

Ссылка для цитирования: Юрьева Т.В., Толмачева Н.А. Коррекция социального функционирования больных шизофренией с использованием оригами//Потенциал личности: комплексная проблема: материалы Десятой Междунар. конф. (заоч.). 29 апр.2011г./ отв.ред. В.Н.Косырев; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2011. С.142-148

 



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ работы групповой психоаналитической терапии больных шизофренией в психиатрическом стационаре
  • Мышление больных с шизофренией и органическ. поражением гол.мозга с помощью методики Пиктограммы.
  • Влияние занятий спортивными единоборствами на уровень личностной тревожности
  • Нарушение социального восприятия у больных параноидной шизофренией: предиспозиционные факторы и исходы.
  • Роль запрета на выражение чувств у больных шизофренией в формировании нарушения социального познания
  • Нарушение социального познания у больных шизофренией.
  • Зачем психологу оригами ?
  • Оценка выр. самостигматизации у больных шизофренией, нах-ся на принуд. леч. в стационаре об. типа.
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • Стихотворчество больных шизофренией
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Примненение различных методов психотерапии у больных шизофренией с затяжной психогенией
  • Программа психологической реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.
  • Программа реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией. Часть 1.
  • Особенности Я-КОНЦЕПЦИИ у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
  • Субъективная удовлетворенность лечением у больных шизофренией, находящихся на принудительном лечении
  • Матрица Социальной тревожности (часть 1)
  • Матрица Социальной тревожности (часть 2)
  • Матрица Социальной тревожности (часть 3)
  • Матрица Социальной тревожности (часть 4)
  • Стратегии преодоления социальной тревожности
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Программа групповых психологических занятий с девиантными подростками.
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • Возможности исследования жизненных стремлений у больных хроническим соматическим заболеванием.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь