Почему руководители не дают обратную связь? Психологический аспект

ЧТО ТАКОЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?

Обратная связь (ОС)– это инструмент коммуникации, при использовании которого осуществляется обмен информацией. Своевременная ОС позволяет менеджерам получать актуальную информацию о последствиях управленческих решений, корректировать действия отдельных сотрудников и целых подразделений.

Опытные управленцы используют ОС для того, чтобы добиться максимальной результативности от подчиненных и даже коллег - направляют их усилия, выявляют причины сбоев и низкой мотивации, подстегивают и воодушевляют.

Но, к сожалению, как показывает практика, многие руководители не придают особого значе¬ния тому, предоставляется ли ими ОС и как именно. Иногда причина банальная - отсутствие управленческих знаний и навыков, но чаще отсутствие знаний – повод, причина же кроется глубже (ведь почему-то необходимые знания руководитель никак не получит).

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ КОНСТРУКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ?

Логически можно выделить три основных компонента, которые стоит учитывать при обратной связи:

1. Поведение 
Обратная связь направляется не на самого человека, а на его поведение.

2. Ситуация 
Обязательно приводится пример конкретной ситуации, а лучше несколько, где было продемонстрировано желательное и/или нежелательное поведение.

3. Эффект 
Какой эффект/результат вызвало данное поведение и, что очень важно, каковы ожидания желательного поведения в аналогичных ситуациях.

Кроме того, стоит отметить, что негативная ОС чаще всего будет гораздо эффективнее в спокойном состоянии и безопасной обстановке, это значит, что лучше беседовать с получателем такой ОС спустя небольшой промежуток времени после инцидента и с глазу на глаз.

КАКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ, ПРЕПЯТСТВУЮТ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТА «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ»?

Если глубоко заглянуть в психику человеку – окажется, что часто основных причин две – страх и стыд. Да, именно страх и стыд стоят у руля в голове большинства руководителей, однако алгоритмов трансформирования этих эмоций в неконструктивные программы/поведение много и осознать их самостоятельно бывает достаточно сложно.

ПРИМЕРЫ НЕКОНСТРУКТИВНЫХ ВНУТРЕННИХ УСТАНОВОК РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ: 

  • зачем хвалить, он же за эту работу получает зарплату,
  • «если я похвалю, то я становлюсь как буд-то, что-то должен» (страх быть должным),
  • «внутренняя конкуренция с подчиненным и/или коллегой» - тогда признать достоинство другого равно признанию собственных недостатков (стыд за собственное несовершенство),
  • собственная неудовлетворенность работой – признавать достоинства подчиненных/коллег очень сложно, когда сам руководитель не удовлетворен своей работой и не получает конструктивной ОС (в этом случае такая «легкая обида» на свое руководство спускается ниже). Очень немногим руководителям дано переработать собственные негативные эмоции и не спускать их на подчиненных или коллег – такая способность называется «контейнированием» и обычно развивается еще в детстве или может развиться при длительной работе с психологом.

Затягивание с передачей негативной обратной связи может быть связанно со страхом обидеть. Надо, признаться - часто вполне оправданным, так как в нашей культуре принято понимать негативную ОС, как критику и закрываться/защищаться в ответ. Однако стоит учитывать, что отсутствие ОС вообще- обычно воспринимается еще хуже, т.к. неопределенность вызывает сильную тревогу.

Иногда менеджер медлит, т.к. присутствует страх признать, что подчиненный или коллега делает что-то не так, возможно признание влечет необходимость принятия управленческих решений, а так может и само «рассосется».

Конечно, существует и множество других причин не упомянутых в статье. Данные примеры лишь еще раз демонстрируют, что развитие руководителей не ограничивается только получением новых знаний – это и большая работа над развитием личности и преодолением внутренних психологических ограничений.



Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Записки психолога. Что такое позитивная обратная связь и как ее давать
  • Для чего нужна обратная связь от персонала и как ее оптимизировать.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Не бывает поражений – это просто обратная связь.
  • Обратная связь: плевок в лицо или ...?
  • Зачем нужна обратная связь
  • Стыд. Вина. Связь с другими или связь с собой
  • Обратная связь. Как общаться с удовольствием
  • Обратная связь для оратора
  • «Эй, ты!» или о том, как не стоит давать обратную связь!
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Как понять другого или что определяет наше поведение
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Обратная связь – завершающий этап каждой встречи с психологом
  • Почему мы не понимаем друг друга. Обратная связь высокого качества.
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Йога и Биологическая Обратная Связь (БОС) - как мы можем научиться управлять своим состоянием?
  • Обратная связь
  • Обратная связь
  • Обратная связь в конфликте
  • Обратная связь в отношениях
  • Критика и обратная связь
  • Обратная связь в помощь
  • Что необходимо учитывать при устройстве или принятии на работу
  • Навыки общения. Обратная связь.
  • Дистанционное обучение. Обратная связь.
  • Обратная связь вместо критики
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как начать что-то, если постоянно устаешь и не хватает на что-то еще мотивации?
  • Стыд:Что это? Зачем он? Как с ним быть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь