|
Подросток. "Зона риска".Автор статьи: Спиркина Елена Анатольевна
Подросток. Зона риска
Я хотела бы поделиться мыслями по этому поводу. (И , конечно, интересно в комментариях узнать и Ваше мнение, дорогие взрослые). Если задуматься, кто может попасть в «зону риска»? В первую очередь меня интересовало эмоциональное состояние. Его видно по поведению, ответам. Я в процессе работы решила включить легкую беседу из вопросов. Я конечно долго думала, подготовила вопросы, чтоб они звучали легко, и дали информацию о состояние ребенка. Забегая вперед, хочется отметить, что ответами я была поражена… Результат превзошел мои ожидания. У меня получился список:
Мне хотелось понять полная ли семья, как ребенок ощущает себя в нутрии семьи, есть ли «друг». И особенно интересовали подростки из неполных семей. И сложно сказать, где сложностей больше, там, где родители остались воспитывать одни, или нашли пару. В каждом случае свои сложности. В первом основной сложностью является усталость и подавленность самого взрослого, во втором большую роль играет есть ли контакт с отчимом или мачихой…Уважаемые взрослые, не заблуждайтесь. Дети очень сильно переживают! ОЧЕНЬ! Если ребенок отвечал да, следовал вполне логичный вопрос – Вы уже участвовали в конкурсах? Побеждали? Приятно было слышать, когда ребенок, не имея возможности оплачивать или из-за временного интервала, посещать секцию, занимался дома, шитье, танцами, гитарой. Здесь я обратила внимание, что не стоит ограничиться формальным учетом кружка, хотя изначально интересовало как занято свободное время, есть ли интересы, я пошла дальше, чтоб установить контакт. И с каким же удовольствием и блеском в глазах дети рассказывали. У меня уже закрадывалось подозрение, а общаются ли взрослые. Я прямо чувствовала искренне удивление подростков, что ими интересуются. Не все дети раскрывались. Многие чувствовали себя хорошо. Но вот те, кому было плохо, после такой вот беседы, с искренней заинтересованностью, подростки раскрывались… Самое ужасное, если в этом возрасте подросток чувствует «одиночество», «не нужность». Меня интересовало, понимает ли подросток свое состояние, умеет ли справиться, а главное, знает ли с кем поговорить, и знает ли службы куда можно обратиться. С кем- то мы обсудили, что помогают физические упражнения, прогулка, любимая музыка и разговор «по душам». В этом возрасте, естественно называли друзей, некоторые родителей или бабушку. И классного руководителя. Что радовало. Но взрослые, хочется заметить, что таких ответов очень, очень мало. Задумайтесь! Конечно, в этот период сверстники играю значимую роль. Но разговор шел, о том, когда плохо. То есть дети не могу обратиться к нам, к «взрослым» из недоверия, то ли вообще не надеются, что их «услышат». Обращаю внимание. Их нужно не только слушать, но и слышать! Из беседы я выделила несколько групп, которые можно отнести в «зону риска».
Такой подросток легко попадает под влияние, в силу своей доброты и доверчивости, окажи ему внимание и поддержку. Особенно взрослого. А если у этого взрослого с «улицы»» не «чистые» мысли… При общении с такими подростками вспомнилось про Буратино, лису –Алису и кота-Базилио: «Ему немного напоешь и делай с ним - что хошь…». А в рамках тематики « наркомании», рисовалось уже совсем мрачные картины… Уговорить попробовать, продать… Словом риск явный с такими детьми есть.
Они относились ко мне с недоверием, что с одной стороны радовало. Пытаясь держаться и отвечать, как «надо». С ними такая же проблема, «легко напеть», конечно, если застенчивым не хватает тепла и внимание, то таким подросткам, сложно отказаться от «противозаконного» из боязни потерять авторитет.
В первую очередь интересовало эмоциональное состояние. Может ли подросток оценить его. Справиться, если возникают проблемы. А проблем оказалось не так уж и мало. Мы взрослые не задумываемся, что влияет на эмоциональное состояние детей, что им приходится поддерживать свой авторитет, хорошо выглядеть и учиться, и решать насущные проблемы от банального хамства до соперничества. Самое страшное, устроенного самими же взрослыми. На пример: кто от класса поедет выступать на соревнованиях, когда готовился весь класс, а урезали до половины, и, в сплоченном, до этого момента классе, начинается не шуточная война и обиды. А взрослым нужно было бы хотя бы поговорить, выслушать предложения и мнения класса. Проблему бы это не решила, но … Показало, что мнение подростка учитывается, а возможно большинство бы согласилось, что другого выхода нет. А это лишь один пример. А таких много. Еще один момент, которые меня взволновал, когда взрослые спрашивали меня: «Зачем так долго с каждым разговариваете?». Это было под конец моей работы. И ответило на мое подозрение, что возможно не всегда, но часто, подросток оказывается не интересен и в школе. Я, ни в коем случае, не хочу обвинять школы. Хочу обратить внимание взрослых и призвать - не перекладывать ответственность с родителей на учителей и обратно. Делите внимание детям. Только так мы оградим их от «зоны риска». Если они будут не интересно нам, то очень быстро, они и им, станет интересна «улица». Если подвести итог, то важным оказалось, следующее:
Пожалуй, это и есть самое важное: дарите свое внимание, любите и завоюйте доверие вашего подростка! Вот, что ему нужно. Главное опасностью попасть в «зону риска», это ощущение одиночества у подростка. Станьте частью его жизни. Пока это место не занял, кто-то другой. Если к ним прислушаться – они просто кричат! Но мы взрослые их хотя и слушаем, но зачастую не слышим. Учитесь! И Вам много откроется. Если обобщить, что задевало детей:
Чаще хвалите подростка, обращайте внимание на мелочи. Это не единственный ответ. На вопрос - «не могут оплатить?», я услышала совсем другие ответы: - нет, они не знаю, я хотел сказать, но ….(заняты, не стали слушать, не пошли в магазин за формой). Родители, ну как же так? Дело даже не в финансовой стороне? Найдите время, узнайте, чем интересуется ребенок. Не могу не процитировать – «слабая детская психика, не окрепшая взрослая» Установите доверительный контакт, работайте над отношениями. Это не полный список. И я с подростком поговорила 10 минут. А у Вас вечера и вся жизнь. Любите, общайтесь с подростками. Они такие интересные! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|