|
Родительские группы встреч, как способ мотивации взрослых к «Ответственному родительству».Автор статьи: Темиразова Елена Михайловна
О том, что порекомендовать родителю относительно воспитания ребенка написано много книг. Я хочу поделиться с коллегами своим опытом формирования позитивной мотивации родителей – участников проблемной группы на изменения себя, в первую очередь, и тех отношений, которые они сложили, сформировали с ребенком на основе своих личностных особенностей, знаний и опыта, а также трансгенных процессов своей семьи. Не секрет, что родитель часто приходит к нам, к специалистам, с установкой беспомощности: «Сделайте так, чтобы мне с ребенком было хорошо!», в состоянии обиды на ребенка («Я так много для него делаю, а он…»), обиды на общество («Требования школьной программы столь высоки, я вынужден работать на репетиторов»). Наша задача сформировать активную позицию родителя в построении стратегии воспитания, научить его самостоятельно искать пути решения сложных вопросов и способы преодоления кризисных ситуаций. В процессе работы родительской группы я стараюсь так строить работу, чтобы родители почувствовали вкус к так называемому «осознанному родительству», получали радость от взаимодействия с детьми и формирования развивающихся отношений с ними. На мой взгляд, актуальность данной проблемы, можно рассматривать с нескольких ракурсов. Государство ставит перед образованием задачу формирования и развития психолого-педагогической компетентности родительской общественности (ФГОС). Почему назрела такая необходимость? Да, потому что культурно-исторический аспект формирования личности родителя и ребенка очень различен. Именно сейчас выросло первое поколение родителей, которое не было воспитано травмированными поколениями «детей войны». А это значит, что в отличии от прошлых поколений, поколений пра-родителей и пра-пра-родителей, им не надо выживать, вкладывая все силы в обеспечение только физического взращивания и вскармливания детей. Можно начать заботиться о воспитании личности, о наполнении и структурировании «Я» ребенка. Как этому научиться, если прошлый век был наполнен войнами и лишениями, что приводило к структурным изменениям в личности, отсутствием зрелости «Я» у большей части взрослого населения? Думается, хорошим знаком можно считать активизацию запросов родителей на работу со специалистом и фокусировку этой работы на поиске ресурсов семьи для осуществления положительных изменений. Немного теории. Первый опыт психокоррекционного влияния на ребенка через родительскую фигуру описывает Зигмунд Фрейд в «Анализе фобии пятилетнего мальчика», известный, как Случай Маленького Ганса, где Фрейд лечит мальчика не лично, а через общение с отцом. Далее были Грегори Бейтсон (США), Миланская школа Палаццоли, Вирджиния Сатир и ещё много разных исследователей. Но все они говорили о том, что именно в семье и семьей до 5 лет формируется личность ребенка, а также закладываются его основные проблемы и защитное поведение. Поэтому целью и задачами моей группы встреч для родителей становятся проработка дефицита знаний, умений и навыков (иногда это называется родительскими компетенциями) необходимых взрослому человеку для формирования и осмысления родительской стратегии, поддержания активности родителей по осуществлению изменений, которые они инициируют в своей семейной системе, дабы помочь ребенку открыть ресурсы личностного роста. Я, как семейный психолог, вижу контекст, когда родитель, чаще всего включенный в воспитание ребенка, много сил отдающий этой роли обращается к психологу с просьбой о помощи, в том «чтобы ребенок слушался». Слушался, то есть был удобным для контроля и управления. И тогда это не про то, чтобы он думал самостоятельно, рос и развивался, дистанцировался и к совершеннолетию смог сепарироваться от родителя. Это просьба «остановить мгновенье», задержать взросление, дать возможность прожить жизнь не вместе, а вместо ребенка. Возможно, через свое чадо реализовать свои мечты и окунуться в особые чувства удовольствия и гордости, порой маскируя под ними зависть и разочарования своих несбывшихся надежд. Удобный ребенок вряд ли сможет стать успешным. И тут важно информировать родителя о различных маршрутах психологической помощи, которая поможет осмыслить все эти сложные родительские переживания и желания. Отгоревать потерю своей уникальности для ребенка, а также процессы, связанные с сепарацией и кризисными моментами жизни. Ведь утрата родительского авторитета часто наступает неожиданно, иногда сопровождается болезненными процессами утраты самоидентификации (на мой взгляд, я была хорошей мамой, ребенок говорит, что я хуже всех родителей в классе). Формат группы позволяет родителю описать свою актуальную трудность, историю возникновения проблемы, сравнить, что делаю обычно, что делают другие, чего хочу и чего не хватает. В этом месте можно начать разговор об опыте воспитания, которое унаследовали эти взрослые люди от своих родителей. Насколько этот опыт был ими осмыслен и трансформирован в родительскую стратегию сегодня. Кстати, о родительской стратегии, есть ли опыт осознанного формирования её у супружеской пары или же это спонтанный процесс. Все это вопросы, на которые трудно ответить односложно, но в безопасном пространстве группы можно начать размышлять и брать на себя ответственность за формирование личности ребенка, отношений в семье, парных взаимоотношений. Кто и как попадает в такую группу? Чаще всего это родители, обладающие достаточным уровнем рефлексии, но испытывающие трудности во взаимоотношениях с ребенком и самостоятельном принятии решений относительно его воспитания из-за нехватки знаний и опыта. Иногда это кризисные ситуации, которые переживаются, как некий крах в отношениях и тогда взрослые чувствуют себя беспомощными, а порой их импульсивные способы взаимодействия не удовлетворяют их самих, но иного пути они не видят. Так или иначе родители готовы к разговору. Работу в родительской группе я начинаю, как правило, в формате «Балинтовских групп». Что это такое? Изначально (1949 г. Балинт в клинике Тависток в Лондоне) это были исследовательские семинары, где фокусом внимания были отношения «врач-больной». Мы же проводим дискуссии фокусируясь на отношениях «родитель-ребенок». Дискуссия строится по определенным правилам, что позволяет сразу организовать безопасную, безоценочную и взаимообогощающую среду, передать родителям ответственность за формирование родительской стратегии и, что очень важно, сделать комплимент родителям за то, что они уже делают, знают и то, что у них уже хорошо получается. Конечно, будучи в роли ведущего я:
Не секрет, что в нашей стране культурально сложилось так, что многие мамы переоценивают свою родительскую функцию, порой обесценивая партнера. Подчас семейные кризисы, призванные перевести отношения на качественно новый этап, воспринимаются поводом для их стагнации. На группе большое внимание уделяется парным отношениям. Будь то отношения супружеские или родительские их можно и нужно развивать, совершенствовать на протяжении всей жизни. Учитывать естественные периоды кризисов личных и семейных. Понимать и выдерживать многообразие человеческих чувств и настроений, ценить и уважать индивидуальность, пространство, границы другого, любить и заботиться о себе. Все это обогащает жизнь семьи. Позволяет снизить уровень тревоги и критики в семье, переводит фокус внимания с «бесконечных, изматывающих взрослых дел и забот» в область душевных человеческих взаимоотношений. Учит в каждое мгновение жизни с ребенком, или с партнером, наслаждаться теплом, близостью и взаимным уважением. В ходе работы родительской группы я стараюсь идти за актуальными потребностями родителей, учитывая их запросы, характерологические особенности и возможные ресурсы. Организационно так получается, что на 2-3 встречи в формате «Балинтовских групп» приходится 1 семинар, где родители получают теоретические знания по актуальным проблемам и практический мастер-класс. Темы семинаров выкристаллизовываются в ходе работы. Приведу примеры некоторых тем:
Анализируя групповую динамику, надо сказать, что по мере возрастания уровня доверия в группе спектр представленной проблематики становился все более личностно ориентированным. Был сложный случай, когда родитель признался, что с подросткового возраста сам в течении многих лет принимал наркотики. И, собственно, такие важные вехи подростковой жизни – первая влюблённость, первый поцелуй, первый секс - прошли «под веществом». Можно предположить, что взаимоотношения с родителями у этого ребенка были непростые. Но сейчас, это взрослый человек! Взрослый, но не зрелый! И решение начала «чистой жизни» без наркотиков, совпало с появлением ребенка. Осознание этого произошло на группе. И лишь сейчас родитель нашёл в себе силы осмыслить свой личный опыт, чувства по отношению к детям, взаимоотношения с партнёром. Это, конечно, начало сложного пути, Но, браво! Он нашел в себе силы искать помощи у специалистов и начать работать над собой не только в плане отказа от ПАВ, но и быть созидателем своих отношений в семье. А группа искала ответы на вопросы «Что делать родителям в состоянии беспомощности перед проблемами, с которыми они никогда не сталкивались (единичные эпизоды употребления ПАВ, ранние сексуальные отношения, деструктивные секты, суицидальные мысли у ребенка)»? То есть училась моделировать родительскую стратегию в новых жизненных условиях. Группа дает опыт принятия, поддержки и горевания, что очень важно для открытия новых ресурсов и структурирования изменений. И, конечно, это запускает процесс осмысления, поиска ответов на вопросы, которые жизнь подбрасывает нам бесконечно. Выводы:
Педагог-психолог ГБУ ГППЦ Темиразова Е.М. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|