Как устроены гештальт-группы. Немного теории.

Автор статьи: Евгения Островская

Как устроены гештальт группы Немного теории

Гештальт-терапия формировалась как индивидуальный метод, но с начала шестидесятых годов начала применяться и как групповая форма работы.

Видимо, поэтому первоначально групповая гештальт-терапия, которую практиковал сам основатель гештальта Фриц Перлз, была индивидуально-ориентированной. Она представляла собой «договорное общение группового лидера и отдельного участника, который добровольно решается стать клиентом, сев на так называемое эмоционально «горячее место», то есть на стул рядом со стулом терапевта»
[4, с.138].

Остальные участники группы в терапевтический сеанс непосредственно не привлекались и друг с другом практически не взаимодействовали. Их внутренняя работа происходила только через идентификацию с клиентом и сопереживание ему. Другими словами, считалось, что психотерапевтический эффект дает само
по себе наблюдение за работой другого в центре круга (поскольку приводит
к расширению осознавания у наблюдателя), и этим ограничивались.

Впоследствии Джозеф Зинкер назвал такую форму групповой работы моделью сломанного вагонного колеса. Колесо не может двигаться, так как сломан «обод» – не налажены связи между членами группы. Сам Зинкер подчеркивал важность активного контакта между участниками группы, называя его в числе одного из четырех базовых принципов гештальт-группового процесса,  и критиковал Перлзовскую группу за невнимание к групповой динамике и оставление групповых феноменов без должной проработки.

Данный недостаток классической гештальт-группы со временем был преодолен, и в ее современном варианте параллельно происходит два терапевтических процесса: индивидуальная работа с клиентом и групповая работа, концентрирующаяся на процессах и явлениях группы как единого целого [1, с. 135].

Индивидуальная клиентская работа, проводимая в условиях группы, строится на базовых теоретических положениях гештальт-терапии и напоминает обычные гештальт-сессии, происходящие наедине между терапевтом и клиентом, за исключением двух моментов. Во-первых, иногда участники группы привлекаются терапевтом (или «продвинутым» клиентом) для оказания помощи терапевтическому процессу, например, для проигрывания ситуаций из жизни клиента, находящегося на «горячем стуле» (элементы психодрамы). Во-вторых, присутствие свидетелей влияет на самого клиента и его самораскрытие. Признаться в чем-то одному терапевту или целой группе – это совершенно разные вещи, зато полученное после клиентской работы принятие от группы является гораздо более мощным ресурсом для клиента по сравнению
с обратной связью, исходящей только от терапевта.

Работа с групповыми процессами направлена на осознавание каждым участником себя как «организма» в процессе контакта со «средой»: группой в целом, ведущим, отдельными участниками группы.

Она проводится в течение всего времени работы группы. При этом групповая динамика продолжается даже между встречами группы, проявляясь, например, в виде нежелания участника идти на очередную встречу или «прокручивания» навязчивых мыслей, чувств по поводу ведущего или какого-то члена групп. Однако осознать и проработать групповые процессы можно только при целенаправленной поддержке ведущего группы и при условии, что участник «вносит» свои феномены (мысли, чувства) в группу, а не держит их в тайне.

Поэтому важно приходить на группу, даже если не хочется, и говорить об этом своем нежелании, не следует покидать группу по-английски, не предупредив лично об этом других членов группы. Участникам не рекомендуется встречаться друг с другом и выяснять отношения между встречами группы, так как в данном случае ведущий группы не сможет помочь им разрешить возникший конфликт. На группе, напротив, активное взаимодействие между участниками, приветствуется, в том числе поощряется прояснение «негативных» чувств друг к другу, к группе в целом или ее ведущему.

Группа «являет собой превосходную «лабораторию контакта», расширяя границы возможного за рамки того, что может сделать один терапевт» [3, с. 24].

Терапевт помогает членам группы сфокусировать внимание на осознавании своих потребностей в группе, способов их удовлетворения или неудовлетворения. Отмечаются привычные способы (стереотипы поведения) в установлении или в избегании установления взаимоотношений.

В настоящее время групповая динамика признается настолько важной, что появляются интерактивные гештальт-группы, в которых нет клиентской работы в центре круга, а основное внимание сконцентрировано на взаимодействиях участников. Работа в такой группе позволяет экспериментировать с затруднениями человека во взаимоотношениях, которые возникают прямо на группе в их естественных или спровоцированных проявлениях. Считается, что стратегия построения любых отношений у человека одинакова, поэтому при взаимодействии с участниками группы у него проявятся те же сложности, с которыми он обычно встречается в своей жизни [1].

В гештальт-группе есть свои специфические правила, сконструированные исходя из основных принципов гештальт-терапии: «здесь и сейчас»; принятие ответственности (лингвистически это выглядит как перевод обобщенных, безличных и «Ты»-высказываний в «Я»-высказывания, вопросов – в утверждения); избегание интерпретаций и поиска причинно-следственных связей. В группе не раздаются советы, не оценивается чужое поведение, не задаются вопросы. Участников призывают говорить только о своих чувствах и о своем опыте.

Кроме того, есть общие для всех групп правила.  Они направлены на обеспечение безопасного психологического пространства. Это правило конфиденциальности, запрета на физическое насилие, обязательности посещения всех встреч, правило обращения участников друг к другу напрямую, а также правило уважения психологического пространства других участников [2].

Заканчивая теоретическую зарисовку о том, как устроены гештальт-группы, уместно ответить на важный практический вопрос. А зачем собственно они нужны?

Фриц Перлз говорил, что признаком здоровья и зрелости человека является его способность к самоподдержке. В соответствии с современными представлениями, этого недостаточно. Здоровым и зрелым считается тот человек, который в состоянии не только адекватно и творчески черпать поддержку из собственных ресурсов, но и способен адресовать ее окружению и воспринимать извне. Именно этому и учатся люди, регулярно посещая гештальт-группу.

 

Литература:

1. Гингер, С. Практическое пособие для психотерапевтов / С. Гингер, А. Гингер; пер. с фр. Л. Гинар. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. – 217 с. 

2. Лебедева, Н. М. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Н. М. Лебедева, Е.А. Иванова. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с.

3. Робин Ж.-М. Теория и практика группы в гештальт-терапии (10 предложений к вопросу о группе в гештальт-терапии) / Ж.-М. Робин // Гештальт-92. М.: МГИ, 2000. – С. 21-28. 

4. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 1999. – 384 с.

 



Просмотров: 612
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности проведения гештальт-терапевтической группы.
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 2. Принципы работы группы
  • Групповая терапия в подходе И.Ялома. Часть 3. Задачи ведущего группы
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Про ведущих группы или специфика работы в (страшное слово) ко-терапии
  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Уход участников терапии из группы. Часть 2
  • Уход участников терапии из группы. Часть 1
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Работа группы в унисон | Програмирование пространства
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Работа с сексуальностью в гештальт-группе.
  • Групповая психотерапия переживания потери близких (описание опыта ведения группы)
  • Психотерапевтическая группа, как модель социума или в чем сила группы?(Ревизия отношений ч.4)
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Групповой анализ: терапия группы самой группой
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • С чем работает гештальт-терапевт: контакт со средой как гештальт
  • Работа с детьми группы риска
  • Теория развития группы: что препятствует общению?
  • Группы смерти ВКонтакте: как не попасть и что делать!???
  • Работа психолога: Интересное и Полезное 31. Ведение группы
  • Психотерапевтические группы похудения: что они дают?
  • Описание работы группы по системным расстановкам
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Раздумья о добре и зле после клиентской группы.
  • Жизнь группы и принятие групповых решений
  • Теория контакта (только для гештальт - терапевтов)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь