|
Как устроены гештальт-группы. Немного теории.Автор статьи: Евгения Островская
Гештальт-терапия формировалась как индивидуальный метод, но с начала шестидесятых годов начала применяться и как групповая форма работы. Видимо, поэтому первоначально групповая гештальт-терапия, которую практиковал сам основатель гештальта Фриц Перлз, была индивидуально-ориентированной. Она представляла собой «договорное общение группового лидера и отдельного участника, который добровольно решается стать клиентом, сев на так называемое эмоционально «горячее место», то есть на стул рядом со стулом терапевта» Остальные участники группы в терапевтический сеанс непосредственно не привлекались и друг с другом практически не взаимодействовали. Их внутренняя работа происходила только через идентификацию с клиентом и сопереживание ему. Другими словами, считалось, что психотерапевтический эффект дает само Впоследствии Джозеф Зинкер назвал такую форму групповой работы моделью сломанного вагонного колеса. Колесо не может двигаться, так как сломан «обод» – не налажены связи между членами группы. Сам Зинкер подчеркивал важность активного контакта между участниками группы, называя его в числе одного из четырех базовых принципов гештальт-группового процесса, и критиковал Перлзовскую группу за невнимание к групповой динамике и оставление групповых феноменов без должной проработки. Данный недостаток классической гештальт-группы со временем был преодолен, и в ее современном варианте параллельно происходит два терапевтических процесса: индивидуальная работа с клиентом и групповая работа, концентрирующаяся на процессах и явлениях группы как единого целого [1, с. 135]. Индивидуальная клиентская работа, проводимая в условиях группы, строится на базовых теоретических положениях гештальт-терапии и напоминает обычные гештальт-сессии, происходящие наедине между терапевтом и клиентом, за исключением двух моментов. Во-первых, иногда участники группы привлекаются терапевтом (или «продвинутым» клиентом) для оказания помощи терапевтическому процессу, например, для проигрывания ситуаций из жизни клиента, находящегося на «горячем стуле» (элементы психодрамы). Во-вторых, присутствие свидетелей влияет на самого клиента и его самораскрытие. Признаться в чем-то одному терапевту или целой группе – это совершенно разные вещи, зато полученное после клиентской работы принятие от группы является гораздо более мощным ресурсом для клиента по сравнению Работа с групповыми процессами направлена на осознавание каждым участником себя как «организма» в процессе контакта со «средой»: группой в целом, ведущим, отдельными участниками группы. Она проводится в течение всего времени работы группы. При этом групповая динамика продолжается даже между встречами группы, проявляясь, например, в виде нежелания участника идти на очередную встречу или «прокручивания» навязчивых мыслей, чувств по поводу ведущего или какого-то члена групп. Однако осознать и проработать групповые процессы можно только при целенаправленной поддержке ведущего группы и при условии, что участник «вносит» свои феномены (мысли, чувства) в группу, а не держит их в тайне. Поэтому важно приходить на группу, даже если не хочется, и говорить об этом своем нежелании, не следует покидать группу по-английски, не предупредив лично об этом других членов группы. Участникам не рекомендуется встречаться друг с другом и выяснять отношения между встречами группы, так как в данном случае ведущий группы не сможет помочь им разрешить возникший конфликт. На группе, напротив, активное взаимодействие между участниками, приветствуется, в том числе поощряется прояснение «негативных» чувств друг к другу, к группе в целом или ее ведущему. Группа «являет собой превосходную «лабораторию контакта», расширяя границы возможного за рамки того, что может сделать один терапевт» [3, с. 24]. Терапевт помогает членам группы сфокусировать внимание на осознавании своих потребностей в группе, способов их удовлетворения или неудовлетворения. Отмечаются привычные способы (стереотипы поведения) в установлении или в избегании установления взаимоотношений. В настоящее время групповая динамика признается настолько важной, что появляются интерактивные гештальт-группы, в которых нет клиентской работы в центре круга, а основное внимание сконцентрировано на взаимодействиях участников. Работа в такой группе позволяет экспериментировать с затруднениями человека во взаимоотношениях, которые возникают прямо на группе в их естественных или спровоцированных проявлениях. Считается, что стратегия построения любых отношений у человека одинакова, поэтому при взаимодействии с участниками группы у него проявятся те же сложности, с которыми он обычно встречается в своей жизни [1]. В гештальт-группе есть свои специфические правила, сконструированные исходя из основных принципов гештальт-терапии: «здесь и сейчас»; принятие ответственности (лингвистически это выглядит как перевод обобщенных, безличных и «Ты»-высказываний в «Я»-высказывания, вопросов – в утверждения); избегание интерпретаций и поиска причинно-следственных связей. В группе не раздаются советы, не оценивается чужое поведение, не задаются вопросы. Участников призывают говорить только о своих чувствах и о своем опыте. Кроме того, есть общие для всех групп правила. Они направлены на обеспечение безопасного психологического пространства. Это правило конфиденциальности, запрета на физическое насилие, обязательности посещения всех встреч, правило обращения участников друг к другу напрямую, а также правило уважения психологического пространства других участников [2]. Заканчивая теоретическую зарисовку о том, как устроены гештальт-группы, уместно ответить на важный практический вопрос. А зачем собственно они нужны? Фриц Перлз говорил, что признаком здоровья и зрелости человека является его способность к самоподдержке. В соответствии с современными представлениями, этого недостаточно. Здоровым и зрелым считается тот человек, который в состоянии не только адекватно и творчески черпать поддержку из собственных ресурсов, но и способен адресовать ее окружению и воспринимать извне. Именно этому и учатся люди, регулярно посещая гештальт-группу.
Литература: 1. Гингер, С. Практическое пособие для психотерапевтов / С. Гингер, А. Гингер; пер. с фр. Л. Гинар. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. – 217 с. 2. Лебедева, Н. М. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Н. М. Лебедева, Е.А. Иванова. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с. 3. Робин Ж.-М. Теория и практика группы в гештальт-терапии (10 предложений к вопросу о группе в гештальт-терапии) / Ж.-М. Робин // Гештальт-92. М.: МГИ, 2000. – С. 21-28. 4. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 1999. – 384 с.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|