Сегодня время становится не просто протяженностью, но приобретает совершенно новые грани и функции. Его роль в жизни человека, постоянно усложняется. Рассмотрим отношение к времени и временную направленность в различных возрастах человека.
В младшем возрасте, ребенок тянется к взрослому, и подражает ему. При нормальном развитии, он старается повторять за взрослым, при этом далеко не всегда осознанно, что выявляет направленность на сознательном и подсознательном уровнях. Ребенок положительно реагирует на фразы «ты уже совсем взрослый», «ты как папа», и реагирует с протестом на ограничивающие фразы «ты еще маленький», «тебе еще рано».[1] На этом уровне, важно отметить важность положительной установки. Дело в том, что ребенок легко внушаем, и многие установки воспринятые в детстве, функционируют на протяжении жизни, зачастую мешая полноценному функционированию человека. По большей части, этой установкой может быть неправильно сказанная фраза, приведем и расшифруем некоторые из них:
«Вырастешь, будешь думать по-другому» - на первый взгляд установка достаточно безопасная, но это не так. «Думать по-другому» - изменить образ мысли, бывает страшно даже для взрослого. Таки образом, формируется страх перед взрослением.
«У взрослых все еще сложнее» - такая установка напрямую усложняет будущую жизнь ребенка. Она запускает у него сценарий трудной жизни.
«Рано тебе еще!» - В норме, ребенок старается делать то, что ему рано, он повторяет за взрослым. Подобная установка, так же может отбить у ребенка желание подражать взрослому, что сделает его пассивным, нежелающим развиваться, излишне скромным и не интересующимся.
Таким образом, при нормальном развитии, ребенок направлен в будущее. Рассматривая младший возраст, важно указать так же и о двух законах восприятия времени, выведенных С.Л. Рубинштейном:
Закон заполненного отрезка – чем временной отрезок больше заполнен различными событиями, и чем большую расчлененность на малые временные отрезки он имеет, тем более длительным этот временной отрезок представляется. Но этот закон действует, только если мы говорим о восприятии прошедшего времени. При восприятии настоящего, картина обратная, так как промежуток времени, заполненный событиями, воспринимается как быстро проходящий.
Закон эмоционально детерминированной оценки – при наполненности временного отрывка положительными эмоциями, он субъективно протекает быстрее, в то время как негативные эмоции, «растягивают» время. «Грустные часы длинны». [2]
Таким образом, рассматривая жизнь ребенка через призму закона заполненного отрезка, можно сделать вывод, что его познавательная деятельность активна, насыщенна новыми впечатлениями, и как следствие, ранний возраст проживается быстрее, но в виде «прошедшего времени» он воспринимается как большой промежуток времени.
Эти законы действуют на любой возраст и на любую длину временного промежутка. Но нас интересует пожилой возраст. Сегодня, старость воспринимается как сокращение жизни, пассивность, бесполезность. [3] На практике, это находит отражение в желании омолодиться, происходит «бегство от старости» выражающееся у женщин в обращении к пластической хирургии, но у мужчин переживание старения происходит спокойнее и менее болезненно. Однако, такое отношение к старости, существует не только на уровне стереотипа, но и на уровне поведения у пожилых людей. Зачастую, пожилые люди отказываются от активной жизни, ссылаясь на здоровье, возраст, усталость и т.д. В данной статье мы беремся объяснить этот феномен, и так же откорректировать его. Для объяснения, обозначим несколько параллельно, но не синхронно развивающихся возрастов человека:
Хронологический возраст – действительный возраст человека в соответствии с временным эталоном;
Биологический возраст – определяется степень здоровья, иммунитетом и обменными процессами. Биологический возраст, часто не копирует хронологический.[4]
Психологический возраст - устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.
Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.[5]
Субъективный возраст – собственная оценка человеком своего возраста.
Сегодня, пожилые люди в России мало активны, и зачастую, малую активность объясняют следующими фразами: «мне это уже поздно», «я уже ничего не пойму», «я уже старый, жизнь позади». Удивительно насколько это сильно связано со стереотипом старости. Таким образом, пожилой человек завышает свой субъективный возраст, и ставит его «после жизни», то есть заранее завершает свою жизнь, так как не чувствует «сейчас». Исходя из возрастной психологии и геронтопсихологии, есть информация о том, что главная потребность в пожилом возрасте – передача опыта. [6] В России, конфликт отцов и детей выражен особенно ярко, и возможность передачи опыта, зачастую отсутствует, таким образом, не удовлетворяется ведущая потребность. Во многом, это усиливается благодаря необоснованно халатному отношению медицины к проблеме старости. Зачастую, именно старостью объясняются все болезни возникающие в пожилом возрасте. Но следует отметить, что болезнь – патология в любом возрасте, и пожилой человек не обязан болеть.
В связи с этим, мы предлагаем коррекцию, которая будет основана на удовлетворении базовой потребности в пожилом возрасте. Удивительно, но для решения этой проблемы не нужно прибегать к серьезной психотерапии, это может решаться внутри семьи с пожилым человеком. Важно перестать игнорировать его нравоучения, которые зачастую негативно окрашены, что связано с отсутствием жизненной удовлетворенности. Принимая жизненный опыт пожилого человека, и провоцируя его на передачу опыта, мы удовлетворим его базовую потребность, и его субъективное время из периода «после жизни», вернется в период «сейчас», и плюс ко всему, повысится жизненная активность пожилого, и жизнь перестанет казаться пустой, бесполезной, пассивной, монотонной. Запустится динамическое проживание периода времени (Закон заполненного отрезка). В этот момент, пожилой человек почувствует что жизнь не закончена, что он приносит пользу, что он нужен, а в связи с тем, что повысится активность, его легко будет увлечь любой познавательной деятельностью, что еще больше повысит его жизненную удовлетворенность, окончательно разрушив стереотип старости.
Вывод: В статье мы обозначили связь возраста и стереотипа о возрасте с удовлетворенностью жизнью, а так же предложили прикладной метод по повышению жизненной удовлетворенности и активности у людей пожилого возраста.
Список литературы:
Белопольская И.Л., Белопольский В.И., Шафирова Е.М., Адвоненко К.Е. Лицевой возраст и мотивации омоложения лица у женщин в эстетической хирургии. // ЗПУ. 2012 № 2. С. 218
Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах. Учеб. пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.— 280 с.
Макарова И.В. Михайленко О.И.Психология. Конспект лекций. М.: 2010. - 237 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер 2002 г. с.301-307.
Тимофеев А.Д. Субъективное восприятие времени под влиянием стереотипа «старость»// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2-13.№ 1. С. 53.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология Учебник. М.: , 2005. 349 с
Научные Труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск четвертый (№ 4/2014): Материалы международной научно - практической конференции "Психоанализ, психологические практики и педагогические технологии в образовании, консалтинге и бизнесе"/ Под научн. редакцией проф. С.В. Чернова - М.:Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. с.46-49
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.