|
Коррекция временной направленности в пожилом возрасте: О психологическом исцелении старости.Автор статьи: 404
Сегодня время становится не просто протяженностью, но приобретает совершенно новые грани и функции. Его роль в жизни человека, постоянно усложняется. Рассмотрим отношение к времени и временную направленность в различных возрастах человека. В младшем возрасте, ребенок тянется к взрослому, и подражает ему. При нормальном развитии, он старается повторять за взрослым, при этом далеко не всегда осознанно, что выявляет направленность на сознательном и подсознательном уровнях. Ребенок положительно реагирует на фразы «ты уже совсем взрослый», «ты как папа», и реагирует с протестом на ограничивающие фразы «ты еще маленький», «тебе еще рано».[1] На этом уровне, важно отметить важность положительной установки. Дело в том, что ребенок легко внушаем, и многие установки воспринятые в детстве, функционируют на протяжении жизни, зачастую мешая полноценному функционированию человека. По большей части, этой установкой может быть неправильно сказанная фраза, приведем и расшифруем некоторые из них:
Таким образом, при нормальном развитии, ребенок направлен в будущее. Рассматривая младший возраст, важно указать так же и о двух законах восприятия времени, выведенных С.Л. Рубинштейном:
Таким образом, рассматривая жизнь ребенка через призму закона заполненного отрезка, можно сделать вывод, что его познавательная деятельность активна, насыщенна новыми впечатлениями, и как следствие, ранний возраст проживается быстрее, но в виде «прошедшего времени» он воспринимается как большой промежуток времени. Эти законы действуют на любой возраст и на любую длину временного промежутка. Но нас интересует пожилой возраст. Сегодня, старость воспринимается как сокращение жизни, пассивность, бесполезность. [3] На практике, это находит отражение в желании омолодиться, происходит «бегство от старости» выражающееся у женщин в обращении к пластической хирургии, но у мужчин переживание старения происходит спокойнее и менее болезненно. Однако, такое отношение к старости, существует не только на уровне стереотипа, но и на уровне поведения у пожилых людей. Зачастую, пожилые люди отказываются от активной жизни, ссылаясь на здоровье, возраст, усталость и т.д. В данной статье мы беремся объяснить этот феномен, и так же откорректировать его. Для объяснения, обозначим несколько параллельно, но не синхронно развивающихся возрастов человека:
Сегодня, пожилые люди в России мало активны, и зачастую, малую активность объясняют следующими фразами: «мне это уже поздно», «я уже ничего не пойму», «я уже старый, жизнь позади». Удивительно насколько это сильно связано со стереотипом старости. Таким образом, пожилой человек завышает свой субъективный возраст, и ставит его «после жизни», то есть заранее завершает свою жизнь, так как не чувствует «сейчас». Исходя из возрастной психологии и геронтопсихологии, есть информация о том, что главная потребность в пожилом возрасте – передача опыта. [6] В России, конфликт отцов и детей выражен особенно ярко, и возможность передачи опыта, зачастую отсутствует, таким образом, не удовлетворяется ведущая потребность. Во многом, это усиливается благодаря необоснованно халатному отношению медицины к проблеме старости. Зачастую, именно старостью объясняются все болезни возникающие в пожилом возрасте. Но следует отметить, что болезнь – патология в любом возрасте, и пожилой человек не обязан болеть. В связи с этим, мы предлагаем коррекцию, которая будет основана на удовлетворении базовой потребности в пожилом возрасте. Удивительно, но для решения этой проблемы не нужно прибегать к серьезной психотерапии, это может решаться внутри семьи с пожилым человеком. Важно перестать игнорировать его нравоучения, которые зачастую негативно окрашены, что связано с отсутствием жизненной удовлетворенности. Принимая жизненный опыт пожилого человека, и провоцируя его на передачу опыта, мы удовлетворим его базовую потребность, и его субъективное время из периода «после жизни», вернется в период «сейчас», и плюс ко всему, повысится жизненная активность пожилого, и жизнь перестанет казаться пустой, бесполезной, пассивной, монотонной. Запустится динамическое проживание периода времени (Закон заполненного отрезка). В этот момент, пожилой человек почувствует что жизнь не закончена, что он приносит пользу, что он нужен, а в связи с тем, что повысится активность, его легко будет увлечь любой познавательной деятельностью, что еще больше повысит его жизненную удовлетворенность, окончательно разрушив стереотип старости. Вывод: В статье мы обозначили связь возраста и стереотипа о возрасте с удовлетворенностью жизнью, а так же предложили прикладной метод по повышению жизненной удовлетворенности и активности у людей пожилого возраста.
Список литературы:
Научные Труды Института Непрерывного Профессионального Образования. Выпуск четвертый (№ 4/2014): Материалы международной научно - практической конференции "Психоанализ, психологические практики и педагогические технологии в образовании, консалтинге и бизнесе"/ Под научн. редакцией проф. С.В. Чернова - М.:Издательство Института Непрерывного Профессионального Образования, 2014. с.46-49 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|