|
Мы уже большие! (возраст от 5-ти до 6-ти лет): психологический портрет ребенкаАвтор статьи: Соснина Мария Сергеевна
С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. С одной стороны, это начало активной подготовки к школе, с другой - важнейший период формирования личности. У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т. п. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу «Откуда я взялся?». Как видим, старших детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от младших дошкольников, они уже умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Но это должно происходить в спокойной обстановке и индивидуально. Пятилетний возраст - возраст идентификации со взрослыми того же пола, что и сам ребенок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики - к группе мужчин. Мальчик с удовольствием может помогать папе в гараже или при вскапывании огорода, девочка - маме на кухне или в посадке и прополке овощей на огороде. Отметим, что раньше дети после 5 лет нередко оставались следить за более маленькими братьями и сестрами, заботились о них и рассматривались старшими уже как помощники по хозяйству. Если до этого возраста дети обоих полов ходили в деревне в одинаковых рубахах, то теперь мальчики надевали штаны с рубахой, а девочки — сарафаны. Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также женщины-педагоги видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании, заботе и похвале со стороны отцов и дедушек. Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы проигрывать роли представителей другого пола. Полезно, если мальчики принимают участие в играх в семью, а девочки - в военных играх. К этому детей провоцируют фильмы, в которых женщина-суперагент - частый герой. Более того, по данным этологии - науки о поведении животных, известно, что детеныши многих животных в играх исполняют роли как своего, так и противоположного пола. Пятилетние дети подчас чувствуют себя совершенно взрослыми, а иногда уже очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми. Пятилетние дети влюбчивы. Девочка пяти с половиной лет влюблена в мальчика 12 лет из семьи близких друзей. Мать, отправляясь в ту семью, всегда спрашивает, передать ли привет ее «герою», а возвращаясь, говорит, что тот передает ей привет. На это следует всегда одна реакция. Девочка хмуро замечает: «Неправда, он считает меня малявкой», — и разражается слезами. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. После ухода гостей девятилетней сестры мальчик пяти с половиной лет убежденно заявляет: «Когда вырасту, женюсь на Ларе». Для пятилетнего мальчугана возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне можете оказаться... вы сами. Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки — наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т. п. Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в 5 лет к этому присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды обнаружил ее. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать, и хотя пока и не проявляют открытого протеста, но внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они меня любят? и если до 5-ти лет взрослый был безоговорочным и непререкаемым авторитетом, то в 5 лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого. В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни. Содержание этого образа у современных детей имеет специфику. Так, они зачастую не имеют представления о том, чем будут заниматься, но фиксируют то, что будут иметь: дом, машину, собаку, а девочки - наряды. Происходит поляризация на интеллектуальных детей и детей, лишенных выраженной интеллектуальной направленности. Сверстники становятся все более значимы. Психологическую поддержку ребенок теперь может получить не только от взрослого, но и от друга, т. е. ровесника. Произвольность психических процессов Произвольность психических процессов - это умение запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому и тогда, когда это совсем не интересно. Произвольность психических процессов характеризуется следующим. Во-первых, осуществление любого психического процесса становится особой целью (говорить, запомнить, обратить внимание, думать и т.п.). Дети стремятся как-то повлиять и воздействовать на самого себя, на свою память, внимание, восприятии, на то, чтобы овладеть и управлять ими. Во-вторых, ребенок осознает эту цель, т.е. отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение, обдумывает ответ на загадку. В-третьих, психические процессы отделяются от практической деятельности и общения, частью которых они были прежде (ребенок играл и попутно запоминал название транспорта). Они становятся самостоятельными. В-четвертых, овладение и управление психическими процессами предполагает использование внутренних средств, которые реализуются всегда в уме. Произвольность психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения и последующего психического развития ребенка. Образ-Я Образ-Я - это представления о себе и отношение к своим качествам. До 5-ти лет в образе-Я ребенка присутствовали только те качества, которые, по его мнению, у него имеются. Это называется Я-реальное. После 5-ти лет в образе-Я появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть (Я-идеальное) и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть (Я-отвергаемое). Я-идеальное и Я-отвергаемое только зарождается, поэтому пятилетка не говорит и не думает, что он хотел/не хотел бы иметь какие-либо черты характера. Но это приобретает форму желания быть похожим/ непохожим на персонаж сказки, фильма, знакомых людей. Появление Я-идеального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Т.е. существенным побудителем учения, приобретения новых знаний является желание видеть себя "умным", "умеющим" и "знающим", а не старательное выписывание палочек и букв. Я-реальное у разных детей различно по содержанию. Большая индивидуальность присутствует в отношении детей к себе. Некоторые убеждены, что они просто "хорошие" и "очень хорошие" (такое отношение является возрастной нормой). А некоторые убеждены, что они "самые лучшие в мире", обнаруживая при этом полное отсутствие самокритичности. Есть другая крайность, когда дети считают себя "плохими". Такое несвойственное возрасту отношение к себе лишает ребенка уверенности в своих возможностях , вызывает озлобленность. Источником отношения ребенка к себе являются оценки и отношение к нему значимых взрослых (родителей, воспитателей). Взаимоотношения со сверстниками В этом возрасте сверстники приобретают по-настоящему серьезное значение в жизни старшего дошкольника. Во-первых, происходит изменение роли взаимоотношений со сверстниками в эмоциональной жизни ребенка и усложняются эти взаимоотношения. В группе происходит яркое разделение на популярных и непопулярных детей. Эти разделения порождают драматические коалиции, порой с очень неприятными взаимоотношениями в детской группе. У детей этого возраста возникают сильные симпатии и антипатии, которые глубоко ими переживаются. Например, длительное и сильное огорчение ребенка может проявиться как нежелание играть или общаться с привлекательным для него сверстником. Что касается усложнения взаимоотношений, то среди них появляются обман и мелкий шантаж. Например, когда ребенок выменивает у сверстника понравившуюся вещь, угрожая пожаловаться взрослому (воспитателю, няне, родителю). Или ребенок, предложив обменять конфету на яблоко, съедает, что выменял, и не отдает или отнимает то, что уже обещал взамен. Во-вторых, старший дошкольник на шестом году жизни обдумывает, обсуждает и осознает как сами взаимоотношения, так и поступки и качества сверстников. Диапазон личностных качеств, фиксируемых пятилеткой у сверстника, достаточно широк: "честная девочка", "воображала", "ябеда", "умная и добрая", "хоть маленький, но очень умный", "он сильный и девочек не обижает" и т.п. Сами взаимоотношения фиксируются: "я с девчонками не вожусь", "мы все подружки" и т.п. Отношение к сверстнику и его качествам определяется репутацией этого сверстника в детской группе: есть "плохие" и "хорошие" дети. Подобная оценка является отголоском оценок и замечаний взрослого, при этом вины ребенка с "плохой" репутацией может и не быть. Если взрослый начинает хвалить таких детей, то за несколько дней они переходят в разряд "хороших". В этом возрасте по-прежнему сохраняются попытки отнять привлекательный предмет и проявления агрессии в форме драки. В свою очередь, контакты по поводу совместной игры становятся более интенсивными и значимыми, а фактором положительных взаимоотношений - способность уступать партнеру и согласовывать с ним ход игры. Психические процессы Основные изменения в психических процессах детей 5—6 лет обусловлены становлением произвольности этих процесса. При этом не меньшее значение, чем способность самостоятельно ставить или принять цель, поставленную взрослым (рассмотреть картинку, запомнить поручение, внимательно разобрать мозаику и т. п.), имеет овладение теми особыми способами, с помощью которых только и можно их реализовать. Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве и др. продолжают увеличиваться и совершенствоваться. Одновременно восприятие приобретает черты произвольности. Раньше оно было включено в предметно-практическую деятельность детей, как бы слито с ней. Ребенок воспринимал то, с чем он действовал. Теперь он способен воспринимать предметы независимо от того, действует ли он с ними практически или нет. Он может вслушиваться в разные звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанную среди других линий птичку (так называемые загадочные картинки) и т. п. Восприятие становится самостоятельным процессом. Ребенок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специфические приемы. Внимание. Объем и устойчивость внимания возрастают. Зависимость от непосредственного интереса уменьшается. Появляется способность произвольно направлять и удерживать внимание на любом объекте. Благодаря этому возрастает эффективность словесных указаний взрослого, направляющих и переключающих внимание ребенка. Самостоятельное управление своим вниманием предполагает использование специальных приемов. Это представляет для детей значительные трудности, поэтому их произвольное внимание кратковременно и требует от них больших усилий. Память. Наряду с расширением объема и упрочением непроизвольной памяти происходят существенные сдвиги в становлении произвольной памяти. На шестом году жизни у детей появляется ясное понимание того, что существует необходимость запомнить то, что само не запоминается, и приложить для этого некоторые усилия. Наиболее отчетливо эта необходимость обнаруживается в ситуациях совместной игры. Например, при необходимости запомнить, что нужно купить в магазине; что взять с собой в морское плавание, в каком порядке давать больному лекарство и т. д. Произвольное запоминание представляет для детей значительные трудности, его становление продолжается и в школьные годы. Речь ребенка все более освобождается от той конкретной ситуации, в которой он находится в данный момент. Она становится внеситуативной, и доля такой речи увеличивается. Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической. Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают занимать человеческие отношения. Этим определяется направление дальнейшего усложнения и обогащения лексического и грамматического строя речи. Мышление ребенка после пяти лет отличается способностью удерживать в представлении уже не отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать задачи. На основе яркого зрительного представления ребенок может решать в уме достаточно сложные геометрические задачи. Они также получают представление об обратимых и необратимых изменениях: так, заполнение стакана водой - обратимое действие, а срезание цветов - необратимое. У ребенка 5-6 лет появляется способность оценивать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании уменьшается или увеличивается. Воображение. Большинство детей по сравнению с более старшими детьми обладает весьма развитым пространственным воображением. Они отлично чувствуют различие между плоской фигурой и объемным телом, легко могут представить себе, какой формы получится кусок, если резать батон колбасы прямо или под углом. Эту способность необходимо развивать и упрочивать. Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают также на основе воображения. При этом, если речь идет о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирожки (хотя в условии об этом не говорилось), печеные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребенок представляет себе свои пирожки. Примечателен сам факт подробности образов, возникающих в представлении: некоторые дети даже чувствуют запах пирожков. Эмоции. Шестой год жизни знаменуется резким нарастанием сложности эмоциональной жизни ребенка. Обретая способность контролировать свое поведение, ребенок теперь способен также - пока, конечно, не полностью - регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других. Поскольку сфера его интереса - это взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюансы их душевного состояния и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становятся главными источниками радости и печали ребенка. Теперь ребенок «обливается слезами» не только над вымыслом, но и в связи с размышлениями о том, нравится ли он мальчику, с которым хочет дружить, или девочке, в которую влюблен, любят ли его на самом деле мама или отец, добра ли в действительности воспитательница и т. п. Пятилетний ребенок может плакать от жалости к бродячей собаке или нищему. Он может сопереживать чувствам и состоянию другого. Он умеет увидеть и понять их. Теперь ребенок отличает живые существа, которые, как и он сам, могут чувствовать боль или радость, от неживых предметов. Если до сих пор мы говорили об эмоциональных состояниях, переживаниях, настроениях, то теперь с полным правом можно сказать, что у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения. Теперь состояние организма не определяет полностью душевного состояния ребенка. Напротив, он может получать удовольствие и чувствовать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал», «Мне было страшно, но я же не трус!» (т. е. не изменил свое намерение и поведение под влиянием этой эмоции). Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля поведения, дети учатся владеть своими эмоциями. Это психологическое приобретение шестого года жизни. К числу источников положительных эмоций у некоторых детей добавляется радость познания и преодоления трудностей при решении задач. Удовольствие от преодоления интеллектуальных трудностей сродни гордости от преодоления физических неудобств. На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа: желто-красного осеннего леса, ослепительной белизны первого снега, бескрайнего простора синего моря, красивой музыки, балетного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать такие яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти впечатления.
Как взаимодействовать с ребенком от 5-ти до 6-ти лет 1. Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) древом, воссоздавать историю его семьи. 2. Отвечая на вопрос «Откуда я?», необходимо понимать, что вопрос задан пятилетним ребенком не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о его Я. Желательно, чтобы воспитатель знал, как отвечают на этот вопрос его родители. 3. Рассказывайте детям о циклах жизни в мире живой природы. Именно в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. Некоторые живо представляют себе погребение, их пугает, что человека закапывают в землю и т. д. 4. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни», выяснить, какие проблемы волнуют его ум и душу. 5. Планируя праздники День защитников Отечества и 8 Марта, подумайте, как поздравить прежде всего именно детей. Во многих странах существуют специальные праздники — праздник мальчиков и праздник девочек. 6. Необходимо говорить с детьми об их планах, больше слушая, чем давая свои рекомендации. 7. Следует считаться с индивидуальными интересами детей при планировании работы по познавательному развитию. 8. Развивайте произвольность психических процессов (игры на развитие произвольной памяти и внимания, мышления и т.п.). 9. Способствовать общению ребенка со сверстниками, устраивать детские праздники, другие мероприятия, приглашать в дом его (ее) друзей. Ориентиры возрастного развития: к шести годам ребенок может 1. Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп; лазать по гимнастической стенке (до 2,5 м) с изменение темпа; прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку. 2. Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5 - 9 м, в цель с расстояния 3-4 м, сочетать размах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте и в ходьбе; в группе перестраиваться в колонны по 3-е, 4-ро; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом; знать исходные положения и последовательность выполнения физических упражнений, понимать их оздоровительное значение. 3. Скользить по ледяным дорожкам, выполнять задания; ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 2-х км, ухаживать за лыжами; кататься на самокате; участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр (футбол, бадминтон); плавать произвольно; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью взрослого игры на заданный сюжет. 4. Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность и пластичность движений. 5. Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт. 6. Определять размер, цвет, форму, вес, материал предмета и на основе этого описывать предмет; классифицировать предметы; самостоятельно характеризовать свойства и качества материала, из которого сделан предмет (структура поверхности, твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности). 7. Знать, что любая вещь создана человеческим трудом; называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи и т.д. 8. Знать своих родственников (фамилию, имя, отчество), домашний адрес, название родного города (поселка), страны, ее главного города. 9. Различать некоторые рода войск; знать некоторые правила дорожного движения (переходить дорогу в определенных местах и на зеленый свет светофора). 10. Анализировать результаты своих наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; знать 2-3 вида травянистых растений, 4-5 видов зимующих птиц. 11. Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкость и обратно; о растениях и способах их вегетативного размножения; об обитателях уголка природы; о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека природе. 12.Объяснять правила игры; аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника; употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений. 13. Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по одной или серии сюжетных картинок, сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие рассказы. 14. Определять место звука в слове; подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другими словом со сходным значением. 15. Выделять составные части группы предметов; определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части. 16. Считать (отсчитывать) в пределах 10-ти; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы "Сколько?" и "Который по счету?"; сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10-ти (опираясь на наглядность); устанавливать, какое число больше/меньше другого; уравнивать неравные группы предметов удалением и добавлением единиц. 17. Сравнивать предметы различной величины (до 10), размещая их в ряд в порядке убывания /возрастания размера; сравнивать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную. 18. Обозначать словом свое местонахождение среди предметов или людей, а также положение одного предмета по отношению к другому. 19. Называть последовательность части суток, текущий день недели, времена года. 20. Определять жанр произведения, называть любимые сказки и рассказы, любимого писателя; драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворение; вспомнить 2-3 предложения, выученных в ДОУ, 2-3 считалки. 21. Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства; выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция); знать особенности изобразительных материалов. 22. В рисовании: создавать изображения предметов (по представлению, с натуры), сюжетные изображения; использовать различные изобразительные материалы и разнообразные композиции, цвета и оттенки для создания выразительных образов; выполнять узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства, используя разнообразные приемы. 23. В лепке: лепить предметы различной формы, создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур; создавать изображения по мотивам народных игрушек. 24. В аппликации: изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания и обрывания. 25. В конструировании: анализировать образец постройки; планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения; создавать постройки по рисунку; работать коллективно. 26. В ручном труде: сгибать лист в-четверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке; правильно пользоваться ножницами; выполнять несложные поделки способом оригами; делать игрушки и сувениры из природного и бросового материала. 27. Различать музыкальные жанры (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), произведения по мелодии и вступлению, высокие и низкие звуки. 28. Петь без напряжения, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального инструмента; самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу. 29. Ритмично двигаться в соответствии с различным характером мелодии; выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг все ступней на месте, с продвижением вперед и в окружении.
Литература: 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 2. Смирнова Е.О. Детская психология - СПб.: Питер, 2009 - 304 с. 3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001 - 336 с. 4. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста - М.: Дрофа, 2006 - 176 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|