Мы уже большие! (возраст от 5-ти до 6-ти лет): психологический портрет ребенка

Мы уже большие  возраст от 5 ти до 6 ти лет  психологический портрет ребенка

С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. С одной стороны, это начало активной подго­товки к школе, с другой - важнейший период фор­мирования личности. 

У ребенка появляется способность представлять се­бе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязан­ных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления ка­кой-либо вещи, приготовлении блюда и т. п. Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу «Откуда я взялся?». Как видим, старших детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от младших до­школьников, они уже умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень  нужен собеседник, с которым они могли бы об­судить волнующие их темы. Но это должно происхо­дить в спокойной обстановке и индивидуально.

Пятилетний возраст  - возраст идентификации со взрослыми того же пола, что и сам ребенок. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики  - к группе мужчин. Мальчик с удовольствием может помогать папе в гараже или при вскапывании огорода, девочка - ма­ме на кухне или в посадке и прополке овощей на ого­роде. Отметим, что раньше дети после 5 лет нередко оставались следить за более маленькими братьями и сестрами, заботились о них и рассматривались стар­шими уже как помощники по хозяйству. Если до это­го возраста дети обоих полов ходили в деревне в оди­наковых рубахах, то теперь мальчики надевали шта­ны с рубахой, а девочки — сарафаны.

Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также женщины-педагоги видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нужда­ются во внимании, заботе и похвале со стороны отцов и дедушек.

Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы проигрывать роли представителей другого пола. Полезно, если мальчики принимают участие в играх в семью, а девочки - в военных играх. К этому детей провоцируют фильмы, в которых женщина-суперагент - частый герой. Более того, по данным этоло­гии - науки о поведении животных, известно, что де­теныши многих животных в играх исполняют роли как своего, так и противоположного пола.

Пятилетние дети подчас чувствуют себя совершен­но взрослыми, а иногда уже очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми.

Пятилетние дети влюбчивы. Девочка пяти с поло­виной лет влюблена в мальчика 12 лет из семьи близ­ких друзей. Мать, отправляясь в ту семью, всегда спрашивает, передать ли привет ее «герою», а возвра­щаясь, говорит, что тот передает ей привет. На это следует всегда одна реакция. Девочка хмуро замеча­ет: «Неправда, он считает меня  малявкой», — и раз­ражается слезами.  Объектом влюбленности может стать человек лю­бого возраста. После ухода гостей девятилетней сест­ры мальчик пяти с половиной лет убежденно заявля­ет: «Когда вырасту, женюсь на Ларе». Для пятилетне­го мальчугана возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне можете оказаться... вы сами. Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. Испытываемые тер­зания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюб­ленности у подростков. При этом дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.

Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Не­редко мальчики начинают ревновать свою маму к от­цу, а девочки — наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т. п.

Если до сих пор ребенка интересовал преимущест­венно окружающий мир, то в 5 лет к этому присоеди­няется интерес к взаимоотношениям людей. Дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неиск­ренность и перестают доверять человеку, который од­нажды обнаружил ее. Они чувствуют, когда ими пы­таются манипулировать, и хотя пока и не проявляют открытого протеста, но внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они меня любят? и если до 5-ти лет взрослый был безоговорочным и непре­рекаемым авторитетом, то в 5 лет появляется критич­ность в оценке ребенком взрослого.

В ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, имея возможность смотреть взрослые фильмы, дети активно строят образ себя в будущем и своей взрослой жизни. Содержание этого образа у современных детей имеет специфику. Так, они зачастую не имеют представления о том, чем бу­дут заниматься, но фиксируют то, что будут иметь: дом, машину, собаку, а девочки - наряды.

Происходит поляризация на интеллектуальных детей и детей, лишенных выраженной интеллектуальной направленности. 

Сверстники становятся все более значимы. Психо­логическую поддержку ребенок теперь может полу­чить не только от взрослого, но и от друга, т. е. ровес­ника.

Произвольность психических процессов

Произвольность психических процессов - это умение запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому и тогда, когда это совсем не интересно. Произвольность психических процессов характеризуется следующим. Во-первых, осуществление любого психического процесса становится особой  целью  (говорить, запомнить, обратить внимание, думать и т.п.). Дети стремятся как-то повлиять и воздействовать на самого себя, на свою память, внимание, восприятии, на то, чтобы овладеть и управлять ими. Во-вторых, ребенок осознает эту цель,  т.е. отдает себе отчет в том, что он именно запоминает поручение, обдумывает ответ на загадку. В-третьих, психические процессы отделяются от практической деятельности и общения, частью которых они были прежде (ребенок играл и попутно запоминал название транспорта). Они становятся самостоятельными. В-четвертых, овладение и управление психическими процессами предполагает использование внутренних средств, которые реализуются всегда в уме.

Произвольность психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения и последующего психического развития ребенка. 

Образ-Я

Образ-Я - это представления о себе и отношение к своим качествам. До 5-ти лет в образе-Я ребенка присутствовали только те качествакоторые, по его мнению, у него имеются. Это называется Я-реальное. После 5-ти лет в образе-Я появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть (Я-идеальное) и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть (Я-отвергаемое). Я-идеальное и Я-отвергаемое только зарождается, поэтому пятилетка не говорит и не думает, что он хотел/не хотел бы иметь какие-либо черты характера. Но это приобретает форму желания быть похожим/ непохожим на персонаж сказки, фильма, знакомых людей.

Появление Я-идеального является психологической предпосылкой становления учебной мотивации. Т.е. существенным побудителем учения, приобретения новых знаний является желание видеть себя "умным", "умеющим" и "знающим", а не старательное выписывание палочек и букв.

Я-реальное у разных детей различно по содержанию. Большая индивидуальность присутствует в отношении детей к себе. Некоторые убеждены, что они просто "хорошие" и "очень хорошие" (такое отношение является возрастной нормой). А некоторые убеждены, что они "самые лучшие в мире", обнаруживая при этом полное отсутствие самокритичности. Есть другая крайность, когда дети считают себя "плохими". Такое несвойственное возрасту отношение к себе лишает ребенка уверенности в своих возможностях , вызывает озлобленность.

Источником отношения ребенка к себе являются оценки и отношение к нему значимых взрослых (родителей, воспитателей).

Взаимоотношения со сверстниками

В этом возрасте сверстники приобретают по-настоящему серьезное значение в жизни старшего дошкольника. Во-первых, происходит  изменение роли взаимоотношений со сверстниками  в эмоциональной жизни ребенка и усложняются эти взаимоотношения. В группе происходит яркое разделение на популярных и непопулярных детей. Эти разделения порождают драматические коалиции, порой с очень неприятными взаимоотношениями в детской группе.

У детей этого возраста возникают сильные симпатии и антипатии, которые глубоко ими переживаются. Например, длительное и сильное огорчение ребенка может проявиться как нежелание играть или общаться с привлекательным для него сверстником. Что касается усложнения взаимоотношений, то среди них появляются обман и мелкий шантаж. Например, когда ребенок выменивает у сверстника понравившуюся вещь, угрожая пожаловаться взрослому (воспитателю, няне, родителю). Или ребенок, предложив обменять конфету на яблоко, съедает, что выменял, и не отдает или отнимает то, что уже обещал взамен.

Во-вторых, старший дошкольник на шестом году жизни обдумывает, обсуждает и осознает как сами взаимоотношения, так и поступки и качества сверстников.  Диапазон личностных качеств, фиксируемых пятилеткой у сверстника, достаточно широк: "честная девочка", "воображала", "ябеда", "умная и добрая", "хоть маленький, но очень умный", "он сильный и девочек не обижает" и т.п. Сами взаимоотношения фиксируются: "я с девчонками не вожусь", "мы все подружки" и т.п.

Отношение к сверстнику и его качествам определяется репутацией этого сверстника в детской группе: есть "плохие" и "хорошие" дети. Подобная оценка является отголоском оценок и замечаний взрослого, при этом вины ребенка с "плохой" репутацией может и не быть. Если взрослый начинает хвалить таких детей, то за несколько дней они переходят в разряд "хороших".

В этом возрасте по-прежнему сохраняются попытки отнять привлекательный предмет и проявления агрессии в форме драки. В свою очередь, контакты по поводу совместной игры становятся более интенсивными и значимыми, а фактором положительных взаимоотношений - способность уступать партнеру и согласовывать с ним ход игры.

 Психические процессы

Основные изменения в психических процессах де­тей 5—6 лет обусловлены становлением произволь­ности этих процесса. При этом не меньшее значение, чем способность самостоятельно ставить или принять цель, поставленную взрослым (рассмотреть картинку, запомнить поручение, внимательно разо­брать мозаику и т. п.), имеет овладение теми особыми способами, с помощью которых только и можно их реализовать.

Восприятие. Острота зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве и др. продолжают увеличиваться и совершенствоваться. Одновременно восприятие приобретает черты произвольности. Раньше оно было включено в предмет­но-практическую деятельность детей, как бы слито с ней. Ребенок воспринимал то, с чем он действовал. Теперь он способен воспринимать предметы независи­мо от того, действует ли он с ними практически или нет. Он может вслушиваться в разные звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанную среди других линий птичку (так назы­ваемые загадочные картинки) и т. п.

Восприятие становится самостоятельным процес­сом. Ребенок может произвольно ставить перед собой задачи на восприятие и использовать для этого специ­фические приемы.

Внимание. Объем и устойчивость внимания воз­растают. Зависимость от непосредственного интереса уменьшается. Появляется способность произвольно направлять и удерживать внимание на любом объек­те. Благодаря этому возрастает эффективность сло­весных указаний взрослого, направляющих и пере­ключающих внимание ребенка. Самостоятельное управление своим вниманием предполагает использование специальных приемов. Это представляет для детей значительные трудности, поэтому их произвольное внимание кратковременно и требует от них больших усилий.

Память. Наряду с расширением объема и упроче­нием непроизвольной памяти происходят существен­ные сдвиги в становлении произвольной памяти. На шестом году жизни у детей появляется ясное понимание того, что существует необходимость за­помнить то, что само не запоминается, и приложить для этого некоторые усилия. Наиболее отчетливо эта необходимость обнаруживается в ситуациях совмест­ной игры. Например, при необходимости запомнить, что нужно купить в магазине; что взять с собой в мор­ское плавание, в каком порядке давать больному ле­карство и т. д. Произвольное запоминание представ­ляет для детей значительные трудности, его становле­ние продолжается и в школьные годы.

Речь ребенка все более освобождается от той конк­ретной ситуации, в которой он находится в данный момент. Она становится внеситуативной, и доля та­кой речи увеличивается. Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологиче­ской. Изменяется отражаемое в ней содержание: зна­чительное место начинают занимать человеческие отношения.   Этим  определяется   направление   дальнейшего   усложнения   и   обогащения   лексического и грамматического строя речи.

Мышление ребенка после пяти лет отличается спо­собностью удерживать в представлении уже не от­дельное событие или ситуацию, а цепочку взаимо­связанных событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества. Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, со­ставлять и решать задачи. На основе яркого зрительного представления ребе­нок может решать в уме достаточно сложные геомет­рические задачи.

Они также получают представление об обратимых и необратимых изменениях: так, заполнение стакана водой - обратимое действие, а срезание цветов - необратимое. У ребенка 5-6 лет появляется способность оцени­вать сохранение количества в той или иной ситуации. Так, при переливании воды из одного сосуда в другой общее количество воды не меняется, а при отливании или доливании уменьшается или увеличивается.

Воображение. Большинство детей по сравнению с более старшими детьми обладает весьма развитым пространственным воображением. Они отлично чув­ствуют различие между плоской фигурой и объемным телом, легко могут представить себе, какой формы получится кусок, если резать батон колбасы прямо или под углом. Эту способность необходимо развивать и упрочивать.

Арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах первого десятка многие дети решают так­же на основе воображения. При этом, если речь идет о пирожках, они ответят на вопрос, с чем эти пирож­ки (хотя в условии об этом не говорилось), печеные они или жареные, большие или маленькие и какой формы. Разумеется, каждый ребенок представляет себе свои пирожки. Примечателен сам факт подроб­ности образов, возникающих в представлении: неко­торые дети даже чувствуют запах пирожков.

Эмоции. Шестой год жизни знаменуется резким нарастанием сложности эмоциональной жизни ребен­ка. Обретая способность контролировать свое поведе­ние, ребенок теперь способен также - пока, конечно, не полностью  - регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других.

Поскольку сфера его интереса - это взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать нюан­сы их душевного состояния и отношения к нему и друг к другу. Именно реальные отношения становят­ся главными источниками радости и печали ребенка. Теперь ребенок «обливается слезами» не только над вымыслом, но и в связи с размышлениями о том, нра­вится ли он мальчику, с которым хочет дружить, или девочке, в которую влюблен, любят ли его на самом деле мама или отец, добра ли в действительности вос­питательница и т. п.

Пятилетний ребенок может плакать от жалости к бродячей собаке или нищему. Он может сопережи­вать чувствам и состоянию другого. Он умеет уви­деть и понять их. Теперь ребенок отличает живые су­щества, которые, как и он сам, могут чувствовать боль или радость, от неживых предметов.

Если до сих пор мы говорили об эмоциональных состояниях, переживаниях, настроениях, то те­перь с полным правом можно сказать, что у ребенка появляются устойчивые чувства и отношения. Теперь состояние организма не опре­деляет полностью душевного состояния ребенка. На­против, он может получать удовольствие и чувство­вать гордость от преодоления физических трудностей: «Я ушибся, но не плакал», «Мне было страшно, но я же не трус!» (т. е. не изменил свое намерение и пове­дение под влиянием этой эмоции).

Осваивая новые сферы деятельности, требующие произвольного контроля поведения, дети учатся вла­деть своими эмоциями. Это психологическое приобре­тение шестого года жизни.

К числу источников положительных эмоций у не­которых детей добавляется радость познания и пре­одоления трудностей при решении задач. Удовольст­вие от преодоления интеллектуальных трудностей сродни гордости от преодоления физических не­удобств.

На шестом году жизни очень важно обратить вни­мание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. В этом воз­расте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа: желто-красного осеннего леса, ослепительной белизны первого снега, бескрай­него простора синего моря, красивой музыки, балет­ного спектакля. Важно создавать условия, в которых дети будут получать такие яркие, на всю жизнь ос­тающиеся в памяти впечатления.

 

Как взаимодействовать с ребенком от 5-ти до 6-ти лет

1. Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) древом, воссоздавать историю его семьи.

2. Отвечая на вопрос «Откуда я?», необходимо понимать, что вопрос задан пятилетним ребенком не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о его Я. Желательно, чтобы воспи­татель знал, как отвечают на этот вопрос его роди­тели.

3. Рассказывайте детям о циклах жизни в мире жи­вой природы. Именно в этом возрасте у некоторых детей возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. Некоторые живо представляют себе погребение, их пугает, что человека закапыва­ют в землю и т. д.

4. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним «о жизни», выяснить, какие проблемы волнуют его ум и душу.

5. Планируя праздники День защитников Отечества и 8 Марта, подумайте, как поздравить прежде все­го именно детей. Во многих странах существуют специальные праздники — праздник мальчиков и праздник девочек.

6. Необходимо говорить с детьми об их планах, боль­ше слушая, чем давая свои рекомендации.

7. Следует считаться с индивидуальными интересами детей при планировании работы по познавательному развитию.

8. Развивайте произвольность психических процессов (игры на развитие произвольной памяти и внимания, мышления и т.п.).

9. Способствовать общению ребенка со сверстниками, устраивать детские праздники, другие мероприятия, приглашать в дом его (ее) друзей.

Ориентиры возрастного развития: к шести годам ребенок может 

1. Ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп; лазать по гимнастической стенке (до 2,5 м) с изменение темпа; прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см); в высоту с разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную скакалку.

2. Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5 - 9 м, в цель с расстояния 3-4 м, сочетать размах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте и в ходьбе; в группе перестраиваться в колонны по 3-е, 4-ро; равняться, размыкаться в колонне, в шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом; знать исходные положения и последовательность выполнения физических упражнений, понимать их оздоровительное значение.

3. Скользить по ледяным дорожкам, выполнять задания; ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 2-х км, ухаживать за лыжами; кататься на самокате; участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр (футбол, бадминтон); плавать произвольно; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры,  придумывать с помощью взрослого игры на заданный сюжет.

4. Продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не имитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность и пластичность движений.

5. Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.

6. Определять размер, цвет, форму, вес, материал предмета и на основе этого описывать предмет; классифицировать предметы; самостоятельно характеризовать свойства и качества материала, из которого сделан предмет (структура поверхности, твердость-мягкость, хрупкость-прочность, блеск, звонкость, температура поверхности).

7. Знать, что любая вещь создана человеческим трудом; называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи и т.д.

8. Знать своих родственников (фамилию, имя, отчество), домашний адрес, название родного города (поселка), страны, ее главного города.

9. Различать некоторые рода войск; знать некоторые правила дорожного движения (переходить дорогу в определенных местах и на зеленый свет светофора).

10. Анализировать результаты своих наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; знать 2-3 вида травянистых растений, 4-5 видов зимующих птиц.

11. Иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкость и обратно; о растениях и способах их вегетативного размножения; об обитателях уголка природы; о зимующих птицах; о повадках диких животных; о помощи человека природе.

12.Объяснять правила игры; аргументированно оценивать ответ, высказывание сверстника; употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

13. Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью; самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по одной или серии сюжетных картинок, сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие рассказы.

14. Определять место звука в слове; подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другими словом со сходным значением.

15. Выделять составные части группы предметов; определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части.

16. Считать (отсчитывать) в пределах 10-ти; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы "Сколько?" и "Который по счету?"; сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10-ти (опираясь на наглядность); устанавливать, какое число больше/меньше другого; уравнивать неравные группы предметов удалением и добавлением единиц.

17. Сравнивать предметы различной величины (до 10), размещая их в ряд в порядке убывания /возрастания размера; сравнивать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.

18. Обозначать словом свое местонахождение среди предметов или людей, а также положение одного предмета по отношению к другому.

19. Называть последовательность части суток, текущий день недели, времена года.

20. Определять жанр произведения, называть любимые сказки и рассказы, любимого писателя; драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворение; вспомнить 2-3 предложения, выученных в ДОУ, 2-3 считалки.

21. Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства; выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция); знать особенности изобразительных материалов.

22. В рисовании: создавать изображения предметов (по представлению, с натуры), сюжетные изображения; использовать различные изобразительные материалы и разнообразные композиции, цвета и оттенки для создания выразительных образов; выполнять узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства, используя разнообразные приемы.

23. В лепке: лепить предметы различной формы, создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур; создавать изображения по мотивам народных игрушек.

24. В аппликации: изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания и обрывания.

25. В конструировании: анализировать образец постройки; планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения; создавать постройки по рисунку; работать коллективно.

26. В ручном труде: сгибать лист в-четверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке; правильно пользоваться ножницами; выполнять несложные поделки способом оригами; делать игрушки и сувениры из природного и бросового материала.

27. Различать музыкальные жанры (марш, танец, песня), звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), произведения по мелодии и вступлению, высокие и низкие звуки.

28. Петь без напряжения, отчетливо произносить слова,  своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального инструмента; самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу.

29. Ритмично двигаться в соответствии с различным характером мелодии; выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг все ступней на месте, с продвижением вперед и в окружении.

  

  Литература:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 

 2. Смирнова Е.О. Детская психология - СПб.: Питер, 2009 - 304 с.

3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001 - 336 с.

4. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста - М.: Дрофа, 2006 - 176 с.    



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • Что такое "семь смертных грехов", и какое место они занимают в нашей жизни.
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Казнить нельзя помиловать" - или как и за что ругать и наказывать детей?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Куда мне себя деть от своих детей?!" или О некоторых причинах усталости и раздражения мам.
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • РПТ (терапия отправных точек): что это такое и "с чем его едят"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь