Как определить субъективный возраст?

 Как определить субъективный возраст

Хронологический (паспортный, календарный) возраст отражает то, сколько лет прожито, определяет социальные возможности человека, однако является сильно вариабельной величиной для предсказания функционального статуса человека. Ограниченное использование хронологического возраста как прогностического фактора поведения привело к развитию других мер самооценки возраста.

Мы, совместно с профессором, доктором психологических наук, Еленой Алексеевной Сергиенко (2011;2013), определяем субъективный возраст как репрезентацию человека о собственном возрасте, которая формируется под влиянием раннего опыта, глубинных и промежуточных личностных убеждений (правил жизни), групповых общевозрастных убеждений, установок (внутренних стандартов), социальных ролей, состояния физического и психического здоровья и социального капитала. Он описывает динамику возрастной идентичности — самовосприятие себя человеком на жизненном пути. Обеспечивает многомерный вид на жизненный путь человека и охватывает социальные, психологические, личностные аспекты и позволяет оценить некоторые поведенческие явления лучше, нежели хронологический возраст.

 

Шкала оценки когнитивного возраста Б. Барака

Для оценки субъективного возраста используется шкала оценки когнитивного возраста Б.Барака (four-item cognitive age scale). Шкала разработана Б. Бараком на основе модели возрастной идентичности человека «Age-of-me» Р. Кастенбаума и представляет собой форму самооценки своего субъективного «биологического», «эмоционального», «социального» и «интеллектуального» возраста. Данная шкала адаптирована в наших совместно с Е.А. Сергиенко исследованиях (Мелёхин, Сергиенко,2015).

Для облегчения оценки субъективного возраста нами был предложен пошаговый диагностический алгоритм:

Пошаговый алгоритм оценки субъективного возраста

Вначале проводится оценка хронологического (паспортного возраста) возраста. Следующим шагом является оценка четырех «внутренних» субъективных возрастов, направленных на определение особенностей возрастной идентификации внешнего вида, самоощущения, социальной активности и интересов (показано на схеме выше). При наличии трудностей в определении субъективного «биологического» возраста рекомендовано спросить человека: «На сколько лет Вы выглядите, когда смотрите в зеркало?».

 

Как интерпретировать полученные результаты

1. Рассчитать общий показатель субъективного возраста по следующей формуле:    

Биологический+Эмоциональный+Социальный+Интеллектуальный / 4

 

2. Проанализировать, насколько субъективный возраст отличается от хронологического возраста. Наличие расхождения:

≤13 лет указывает на оптимальную когнитивную иллюзию возраста≥14 лет – наличие «защитного» невротического отрицания возраста (Курышева,2013), а также на возрастную дезориентацию (age disorientation).3. Определяем индекс отрицания возраста (по Б. Бараку и Д. Рахтзу, 1999), который рассчитывается по следующей формуле:                                                  

Хронологический возраст - Эмоциональный возраст / Хронологический возраст

   где отрицательные значения — это наличие регрессии и свехрегрессии возраста; 0 — принятие собственного возраста; положительные значения — прогрессия и сверхпрогрессия возраста.

4. Анализируем, как «внутренние» субъективные возраста отличаются от хронологического возраста. Рекомендуем обращать внимание на расхождение между хронологическим возрастом и субъективным биологическим (выгляжу) и эмоциональным (чувствую) возрастом, т.к. они являются индикаторами изменений в физическом и психологическом благополучии. Появление изменений во внешнем виде и состоянии здоровья, является ситуацией вызова для человека. Это часто активирует у человека первичные защитные механизмы (отрицание) и защитную установку.

 

Заключение

Изменения в оценке субъективного возраста по шкале когнитивного возраста Б. Барака имеет высокую прогностическую роль в оценке изменении физического и психологического благополучия человека. Следует учитывать, что, с одной стороны, наличие положительной когнитивной иллюзии возраста выступает внутренним ресурсом, который способствует оптимистическому взгляду на себя, свою собственную жизнь и будущее, позволяет гибко справляться с вызовами, неудачами и потерями в жизни. С другой стороны, эта оценка является ментальной ловушкой стабильности и безопасности. Без наличия внешних и внутренних ресурсов у человека это стремление может привести к бунту против принятия себя, который сочетается с сильным страхом смерти, что сопровождается рисками развития аффективного спектра расстройств.

 



Просмотров: 321
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возраст любви. Знаки возраста
  • Возраст любви. Знаки возраста (продолжение)
  • Определяем темперамент у детей дошкольного возраста
  • Определяем темперамент у детей младшего школьного возраста
  • памятка для родителей по развитию детей раннего возраста.
  • Формирование самооценки у детей дошкольного возраста
  • Психологические особенности детей раннего возраста от 1 до 3 лет
  • Культура возраста, или Неважно сколько тебе лет.
  • Психологические особенности детей раннего возраста (от 0- 1 года)
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Три возраста в жизни и терапии
  • Во сколько лет наступает кризис среднего возраста? Виды КСВ.
  • Подарки возраста: новый взгляд на возможности зрелой жизни
  • Психологическая коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста
  • Две защитные фантазии латентного возраста
  • Режим дня ребенка раннего возраста.
  • Три возраста своего мужчины
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • ПравИло и динамика психологического возраста
  • Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста при обучении иностранному языку
  • «Родительские послания детям раннего возраста»
  • Деликатная проблема у детей раннего возраста
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста
  • Психологические особенности дошкольного возраста (от 4- 5 лет)
  • Психологические особенности дошкольного возраста (от 6- 7 лет)
  • Три возраста
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Шпаргалка для родителей имеющих детей раннего возраста
  • Совместная деятельность родителей и детей раннего возраста.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь