Три возраста в жизни и терапии

Автор статьи: Геннадий Малейчук

ТРИ ВОЗРАСТА В ЖИЗНИ И ТЕРАПИИ

 

                                                               

Три возраста в жизни и терапии

                                         Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен,кто вовремя созрел,

 Кто постепенно жизни холод 

С летами вытерпеть умел

 

А. Пушкин. Евгений Онегин.

 

 

 

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько Ваши переживания психологического возраста совпадают с возрастом физическим?

В статье речь пойдет о переживании человеком себя  и своей жизни на разных этапах своего жизненного пути. Я взял три периода в жизни человека – юность, взрослость и старость –  потому что, во-первых, работаю со взрослыми людьми и больше о них понимаю, во-вторых, потому что большинство периодизаций психического и личностного развития заканчиваются на юности, и в – третьих, для этих возрастов свойственна рефлексивность – способность к осознаванию себя. Какие переживания собственного Я и мира являются адекватными для выделенных возрастных этапов?

Юность

Ожидание – так бы я одним словом охарактеризовал переживания этого возраста.

Юность не знает границ. Юность плохо тестирует реальность. Вся жизнь кажется еще впереди. Жизнь как возможность, потенциальность. От нее  много ожиданий,  надежд. Для юноши характерны следующие переживания Я и мира:

Я неадекватные, завышенные представления о своих возможностях, способностях. Максимализм. Неясные границы своих возможностей. Я без четких границ.

Мир воспринимается как потенциальная возможность. Завышенные притязания. Мир без четких границ.

Человек, не познавший собственных границ и границ мира, склонен к идеализации, а, следовательно, и к разочарованию. Юношеские цели и ожидания часто завышены и неадекватны Я-возможностям, и человеку для того, чтобы дальше идти по жизни,необходимо их скорректировать. Если же человек оказывается неспособным осознать свои завышенные ожидания и скорректировать свой жизненный курс, то часто он впадает в депрессию. Он остается фиксированным на стадии юности и не способен сделать шаг в сторону взрослости, застревая между двумя мирами.

Фиксация человека на этой стадии описывается в психологии как инфантилизм. У многих моих клиентов за проблемами зависимости, депрессией, приступами паники срывается неспособность произвести ревизию своих Я-способностей и  скорректировать свой жизненный путь.

Взрослость

Психологическая взрослость приходит после разочарования юности.  Юношеские, во многом идеальные представления о себе и мире, в норме подвергаются деидеализации. Благодаря этому процессу  становится возможной встреча с реальным собой и реальным миром.

Принятие – подходящее переживание для взрослости. Для взрослого человека характерны следующие переживания Я и мира:

Я – адекватное представление о своих возможностях, способностях. Появление в сознании границ относительно своих возможностей. Принятие себя. Я такой, какой я есть. И это так! И это хорошо! Я могу опираться на себя, я могу многое решать в своей жизни, управлять ею.

Мир – имеет границы. Ограниченность мира связана с его более точным познанием и не вызывает разочарования.

Фиксация человека на этой стадии не так ярко проявляется, как фиксация на стадии предыдущей. Чаще всего она проявляется в таком феномене, как непринятие факта старения. Человек игнорирует реальность изменения (ограничения) своих возможностей (в первую очередь физических) и реальность физического времени и продолжает жить так, как будто ничего этого нет. Если ему это удается, то часто за этим может стоять скрытая депрессия, если нет, то депрессия явная.

Старость

Смирение – адекватное переживание для этого возраста.

Смирение можно истолковать как «жить с миром». Жить с миром – это примириться с миром и его правилами.  Смирение – это принятие философии жизни. Законов жизни. Принятие факта смерти как этапа жизни, как воплощение закона жизни.

Жить с миром – это и принятие того, что я – это часть мира. Растворение я в мире.

Я и Мир  на этой стадии находятся в единстве. Я живет в мире, и мир живет в Я.

Приведу метафору  описанных выше стадий человеческой жизни.

Представим себе, что я – это водитель, а мир – дорога.

В юности водитель плохо знает технические характеристики своей машины, а порой даже находиться в иллюзиях по поводу марки своего автомобиля. Кроме того, у него недостаточный опыт управления им, да и дорогу он пока слабо представляет. Он – новичок за рулем и ему еще хочется узнать возможности своего авто. В силу этих обстоятельств его стиль вождения далек от идеала: существует вероятность не вписаться в поворот, не держать необходимую дистанцию,  не рассчитать тормозной путь…

Для взрослости будет характерно хорошее знание своего автомобиля и адекватное представление о дороге, по которой ездишь. Период лихачеств и экспериментов уже позади, водитель знает все плюсы и минусы своего автомобиля, все бугорки и вмятины дороги. Он уверенно держит руль в своих руках, оптимально используя возможности авто и дороги.

В старости у водителя уже большой стаж, он бережно относиться к своему автомобилю. Его уже гораздо больше интересуют не  цели и результаты поездок, а сам процесс езды. Он спокойно и умиротворенно путешествует по дороге, любуясь ее пейзажами, понимая, что и эта дорога,  и этот автомобиль – это его Жизнь.

Сказанное вовсе не отменяет, что взрослому и даже старому человеку чужды переживания юности. Психологическое время, в отличие от времени физического нелинейно, он паралелльно. Скорее, отсутствие такого рода переживаний - пизнак душевного неблагополучия. Но  здесь они будут не основными, ведущими же являются переживания, адекватные возрастному периоду.

Гармония в душе у того человека, чьи переживания возраста психологического совпадают с возрастом физическим. В противном случае возникают душевные проблемы, традиционно рассматриваемые в психологии как «кризисы жизни».

P.S. А Вы хорошо знаете свой автомобиль и дорогу,  по которой ездите?

Для иногородних возможно консультирование и супервизия  по скайпу.
Скайп
Login: Gennady.maleychuk

Регистрируйтесь на сайте psyoffice.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии



Просмотров: 545
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Смерть близкого человека. Стадии переживания.
  • Основные переживания подростков. Свой среди своих?
  • Принятие себя как необходимое условие присутствия в своей жизни
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Очерки для мам. «Про принятие взрослой жизни своего сына»
  • Чувствительность как навык переживания Жизни
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Как увидеть феномены нарушения границ в своей жизни.
  • Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
  • В поисках себя и своих границ. Кто я?
  • 5 стадий переживания потери: 5. Принятие и прощение
  • Подарки возраста: новый взгляд на возможности зрелой жизни
  • Психологические стадии переживания женщины после развода
  • Грани жизни. Влюбиться для того, чтобы жить.
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Свой среди чужих, чужой среди своих. Проза жизни.
  • Агрессия – это одно из средств отстаивания своей территории и защиты своих границ
  • В результате возрастных кризисов кто-то на себя опирается, а кто-то в этой жизни теряется
  • Стадии переживания горя, утраты
  • Стадии переживания развода или расставания.
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Значение выбора жизни, которой живет человек
  • Как часто мы идем по дороге своей жизни на "автопилоте"
  • Как быть с депрессией из-за того, что не могу определиться в жизни?
  • Путешествие в царство внутреннего мира. Часть 3. Источник жизни.
  • Динамика переживания при утратах, кризисных ситуациях. Стадии горя.
  • Три картины Мира-три образа жизни.
  • Сезоны жизни женщины. Часть первая. 21-28 лет - Возраст нового Мира
  • Кризис: среднего возраста, середины жизни, изменения, которые пугают.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь