|
Возраст моей жизниАвтор статьи: Станкевич Наталья Валентиновна
Возраст моей жизни Давайте задумаемся, так ли уж это хорошо – не попадать в свой настоящий возраст, отставать от него или опережать. У человека есть возраст, и мы чего-то боимся – взросления, старости, изменения внешности, какого-то непопадания куда-то. Поскольку возраст часто страшит, люди начинают себя из страха как-то очень странно вести. И поэтому есть такая тенденция - игнорировать свой возраст. Например, молодые хотят сразу стать старшими, чтоб быть солидными, и для этого что-то такое делают – кто-то начинает сильно толстеть, чтоб быть посолидней, кто-то отращивает бороду и усы и смешно выглядит. Другие, наоборот, хотят оставаться молодыми как можно дольше, кто-то начинает делать что-то со своей внешностью, прибегая к пластическим операциям, а потом начинают игнорировать свой возраст - мне уже 40 лет, а я хочу весить 50 килограммов… или, например, одеваюсь как подросток, хотя уже солидный человек. То есть это может проявляться в одежде, в мировоззрении. Осознание своего возраста помогает подвести итоги тому, что было. Я понимаю, что мне уже 56, понимаю, что в своей жизни много сделала, но какие-то вещи я не успела, не просто не сделала – даже не начала. И неплохо было бы понимать в этом возрасте, стоит ли начинать. Понимаю, что в балетную школу меня уже не возьмут, даже если б я очень хотела. Но какие-то другие вещи вполне можно попробовать. Посетив Рождественский интенсив в Минске, который пройдёт в праздничные дни 2 – 6 января. Вы сможете лицом к лицу встретиться с вопросом, который, возможно, не раз задавали, оставаясь наедине с собой – а сколько мне лет на самом деле, что я успел, чего достиг за прожитые годы и что ещё не мешало бы сделать? А может, уже того, пора на покой?)) И не поздно ли мне что-то менять? Окончание старого года и начало нового – хорошее время для подведения итогов и планирования будущего. Особенно приятно это сделать в компании дружественно настроенных к тебе людей, в непринуждённой атмосфере новогодних и рождественских праздников. Предлагается весело провести праздники, погружение в себя, обсуждение отношений, интересов, подведение итогов. Встреча людей с общими интересами – в этом много удовольствия. Истории о возрасте из жизни. Например, одна интересная женщина, преподаватель высшей школы, пожаловалась, что её сокращают на работе в связи с достижением пенсионного возраста. «Что мне делать?» - спросила она. - Ну, наверное, на кладбище место покупать. - «Что???» - Ну, Вам 60, Вам нужно готовиться к смерти. Поддерживаю Ваше заявление, что жизни конец в 60 лет... С кафедры увольняют - и что? На этом жизнь кончилась? Что поменяется? У Вас не будет прессинга со стороны начальства, не нужно будет ходить на заседания кафедры, не нужно будет всем отчитываться. Она после того, как вышла на пенсию, выучила английский, освоила компьютер, напечатала свою монографию, потом её уговорили вернуться на кафедру, она объездила полмира по конференциям с результатами своих исследований, со всем миром переписывается-перезванивается. Она начала рисовать картины, ходит на фитнес в свои 65, играет в настольный теннис, пишет стихи. Ещё одна ситуация из жизни. Моя коллега решила выучиться на психолога после 45 лет, и ближе к 50 она устроилась на работу психологом в школу. Подходит к ней молодая учительница лет 28 и говорит: «Как хорошо, что Вы пришли психологом, а то меня бы отправили учиться. Ну куда ж мне учиться – мне уже 28…» Услышанный разговор. Мама забирает дочку с лагеря, дочке 16 лет. «Ну как там дела, как в лагере?» - Ну, там ухаживал за мной один парень. – «И что ты?» - Ой, мама, он такой старик – ему 25! Разговор с бабушкой в деревне: «Ну как там мужик с другой деревни?» - О, да он ещё молодой, он ещё не на пенсии! В теме нашего возраста много субъективного. Поздно мне уже учиться в 28 лет или ещё рано? В 45 - это поздно или рано? В 60 - 65 поздно начинать новую жизнь или ещё можно подождать? В этой теме много неопределённости, и люди, как правило, поскольку не могут оценить свой возраст и не задумываются над тем, чего я хочу от жизни и что я сделал, – попадают в ловушку своего возраста. Например, мне рассказали историю страшную. Родился у человека сын, приходит он домой, - а он молодой совсем, ему до 30, - и говорит: «Ну что, я женился, дом построил, дерево посадил, сына родил - моя жизнь кончилась». Поехал и разбился. То есть, сам того не сознавая, он себя запрограммировал. Подобные ситуации часто встречаются. Люди не замечают, как они себе программируют жизнь. Ещё одна история про возраст. Приезжаю к тётке, она рассказывает, как упала со стола и ударилась. Тётка была всю жизнь спортсменкой, активная. Ей было лет 60, она вешала карнизы, оступилась и упала. Сидит и думает: ну как я могла так упасть! Обратилась к врачу, тот ей говорит: «Ты ксерокопию паспорта сними и на холодильник повесь». - Зачем? – «Ну, чтоб помнила – спортсменкой ты была в каком году? А теперь тебе сколько?» Тётка посмеялась, приходит она к своей пожилой родственнице, ей уже за 80, а та сидит на стремянке под самым потолком. «Вы что там делаете?» - Залезть залезла, а слезть не могу. – «А зачем залезли?» - Шторы поправить... Тётка ей говорит: «Вы тоже паспорт снимите и на холодильник повесьте». То есть к своему возрасту нужно относиться адекватно и учитывать его в своём поведении. В каждом возрасте есть свои задачи. С одной стороны. С другой же стороны - задачи у всех индивидуальные и нестандартные. Так, принято считать, что учёбу следует закончить до 25 лет. Ну вот, значит в 28 уже старик, уже учиться поздно. Жениться, замуж выйти - до 30, а после 30 уже всё - поезд ушёл. На самом деле это наши стандарты, что, мол, поздно учиться, поздно замуж выходить, поздно ребёнка рожать. На самом-то деле не поздно. Чтобы осознать себя в своём возрасте - с этим полезно повстречаться. И лучше это делать регулярно, не раз в жизни. Раз в жизни может быть действительно поздно. Регулярно встречаться и говорить про свой возраст – кто я в этом возрасте, что я могу, что я сделал, что я ещё могу успеть, что для меня адекватно, что неадекватно. Потому что это дело субъективное: кому-то можно ходить на лыжах и в 60, и в 70, и в 80, плавать, активно двигаться. Кому-то лучше вести себя аккуратней в этом же возрасте. Важно осознавать, какую цель я перед собой ставлю, какую планку, а что я ещё хочу. Пока планы есть, человек живой. Как только планы заканчиваются, значит, пора хоронить. Поэтому очень важно иметь планы в своей жизни, адекватные своему возрасту. Активность может быть физическая, а может быть творческая. Можно лазить по горам, а можно писать, сочинять музыку, рисовать. Как говорят, самый активный творческий возраст – после 50. До этого человек выполнял какие-то функции, как-то себя обустраивал в бытовом плане, а когда все задачи решены, начинает подниматься вопрос творчества. И для этого тоже нужно много сил и энергии, как раз нужен опыт, знания, зрелое видение ситуации. Сравнить, например, как рисует ребёнок и зрелый человек. Они по-разному творят. У ребёнка творчество может быть очень смелое, креативное, а у человека, который прожил свою жизнь, оно получается более глубокое, опыт и знания вкладываются в это творчество. Поэтому полезно подумать: а как это у меня? Где я в своём возрасте, откуда я пришла и куда иду. Если этого не понимать, то можно ходить по кругу и вообще оказаться в тупике. И прийти к выводу, что вот, мне уже 48 и жизнь моя кончилась. Или: дети выросли, жизнь моя кончилась. Дети выросли - жизнь только начинается, когда они пошли жить своей жизнью. Историй про возраст много, чем больше людей, тем больше историй. Важно, как с этим у меня. Как я живу, в своём ли я возрасте или я застряла где-то. Или у меня ещё что-то впереди? В адекватном отношении к своему возрасту много энергии. Когда мы теряем контакт с реальностью, мы точно теряем энергию. Энергии много в настоящем, в той реальности, которая у меня есть. Там больше всего энергии. Если я не попадаю в реальность, считаю себя неадекватно молодой - начинаю прыгать по столам, или неадекватно старой - ограничиваю себя в каком-то обучении, творчестве, развитии, - это ведёт к потере энергии. Я начинаю энергию терять в жизни, и тогда сбываются мои самые худшие сценарии. Нужно понимать, что я своими мыслями, словами программирую своё будущее. Хотя этого не осознаю, я всё время его программирую: «всё плохо и будет ещё хуже», «мы все заболеем и умрём», «я точно проболею все новогодние праздники». Когда мы говорим простые обыденные вещи, мы тем самым программируем своё будущее. А потом получаем то, что напрограммировали. Почему полезно свой возраст обсуждать с другими людьми? Когда я сама с собой, я могу только открыть свой паспорт, снять с него ксерокопию и увидеть, сколько мне лет. А когда я попадаю в круг заинтересованных людей, они могут мне отзеркалить не только мои паспортные данные, а мои потенциальные скрытые способности, возможности моего возраста, которые я могу в себе не увидеть. То есть, я могу сама в себе очень сильно заблуждаться. Когда я слышу мнения людей, моя картина о моём возрасте становится более объёмной, яркой, целостной и чёткой. Поэтому такие вещи лучше делать в группе. Тут можно совершенно по-другому себя увидеть и понять. Ну, смотрю на себя в зеркало, ну, вижу свой паспорт - и что? Вижу себя в зеркале каждый день, и что – ничего не меняется, как я считаю. Какая была, такая и есть. Окружающие могут совсем по-другому отозваться, дать мне обратную связь, я могу понять вообще, кто я на самом деле. Опираясь на высказывания людей, на истории, на их отзывы, их реакции, я могу понять себя намного глубже и объёмней, чем я это делаю сама с собою. Мы лучше познаём себя, когда с кем-то встречаемся – с родственниками, одноклассниками, ровесниками. Жизнь идёт, и если я успеваю делать какие-то важные дела в соответствии с моим возрастом – на душе хорошо. А если что-то не делается, откладывается - на душе скребутся кошки. Поэтому очень важно на каждом этапе осознавать: где я, сколько мне лет, что я сделал, что не сделал, что хочу делать, какие мои планы, какая моя миссия. Эти вопросы важны, с этим связана тема смерти. Если эти вопросы не решаются вовремя, человек мучительно умирает. Говоря о возрасте – хорошо говорить о смерти, чтобы понимать, что ещё можно сделать и что нужно сделать. Потому что кусочек отведённого нам времени ограничен. Всех людей это касается, только некоторые говорят: «я не буду об этом думать». А если об этом думать, то пользы больше.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|