|
Сколько времени занимает путь к себе?Автор статьи: Буркова Елена Викторовна
В прошлой статье я писала про диффузную идентичность и приводила этапы формирования идентичности. Первый этап - этап внутреннего хаоса (полное непонимание, кто я, какой я, чего хочу, куда двигаюсь и т.д.); Второй этап - остановка в развитии, принятие чужих интроектов за свои собственные, проживание жизни по чужому сценарию; Третий этап (мораторий) - этап начала личностного развития, поиск себя; Четвёртый этап - достижение зрелой идентичности. Часто, первый этап занимает едва ли не треть жизненного пути, в результате которого человек может либо остановиться в своём развитии, либо выйти на новый уровень. Этап моратория (поиска себя) также довольно продолжителен. Что такое поиск себя? Это процесс развития, поиска ответов на возникающие в жизни противоречия (семейные, профессиональные, нравственные и т.д.). Людей с кризисом идентичности можно разделить на два вида: постоянно сомневающиеся и фанатики. Сомневающиеся не могут достичь единства в своём мнении - сегодня они придерживаются одних взглядов, завтра - других, их очень легко в чём-то переубедить. Они склонны следовать за мнением большинства или за мнением человека, значимого для них в данный момент времени. Но со сменой авторитетов, меняется и установка (например, вчера человек был верующим христианином, а, спустя месяц - уже атеист или буддист, вчера был веганом, а сегодня подружился с мясоедом Петей и стал мясоедом).
Фанатик часто обладает эгосинтонным психологическим состоянием, то есть, он оценивает своё поведение и убеждения как совершенно адекватные, некритичен к себе, что делает его терапию крайне затруднительной.
Также и сомневающийся человек, который находится в поиске себя, понимает, что так ему жить психологически некомфортно или он движется не в том направлении, и пытается лучше в себе разобраться, изменить свой жизненный сценарий. Путь к себе, обретение идентичности - это процесс поиска ответа на возникающие жизненные противоречия, процесс личностного развития, а развиваться человек может на протяжение всей своей жизни. В вере мы обретаем надежду, в знаниях - уверенность. Не зря многие учёные и философы придавали знанию большое значение. Фрэнсису Бэкону принадлежит высказывание "знание - сила", а древний мыслитель (то ли Сократ, то ли Демокрит) сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Данная фраза означает, что невозможно познать всего и найти ответы на все вопросы, но не нужно останавливаться в своём развитии, в познании себя и мира. Есть люди, которые идут по пути наименьшего сопротивления - принимая чужие мысли, чувства, потребности, убеждения как свои собственные и не хотят усомниться в их подлинности. Этот вид психологической защиты называется интроекцией. Через интроекты человеку проще вписаться в общество, но его не покидает ощущение проживания не своей жизни. Как отделить свои истинные мысли, чувства, потребности, убеждения от интроектов? 1. Во-первых, через знание. 2. Во-вторых, через осуществление выбора и его логическое обоснование для себя, готовность нести за него ответственность. 3. Через саморефлексию - анализ того, насколько данная мысль, желание, установка мне по душе, не вызывают ли они моего внутреннего сопротивления, а если вызывают, то с чем это связано, какие чувства я испытываю - страх, тревогу, утрату внутренних опор, пустоту, отвращение, удовольствие и т.п.). Знание - это результат познавательной деятельности, который может быть логически или фактически обоснован, доказан. Вера не предполагает доказательств. Вера - это признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования. Знание - объективно, а вера - субъективна. Благодаря знанию, человек может подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу, и, придя к общему знаменателю, разрешить своё противоречие (например, редко у какого человека возникнут сомнения - принимать или не принимать антибиотики при осложнённой бактериальной инфекции, т.к. во-первых, их эффективность в данном случае - научно доказанный факт, а во-вторых, многими проверенный на себе). С верой человек может лишь надеяться на что-то или кого-то. При этом, вера не может существовать отдельно от осознания, т.к. становится зыбкой, либо превращается в фанатизм (например, если я говорю что верую, но не могу объяснить, почему сделал такой выбор). С верой человек осуществляет выбор при отсутствии доказательств, но свой выбор он должен чем-то обосновать, дабы он стал именно его выбором и укрепился в сознании (например: "я верю в Бога, потому что вера даёт мне то-то и то-то...", то есть, "я верую в Бога не потому, что моя душа попадёт в рай (я не могу точно этого знать), а потому, что (предположим)вера придаёт мне сил и надежду на светлое будущее"). Дорогие читатели, благодарю Вас за внимание к моим статьям! Гармонии и весны в Вашей душе! Осознанных выборов! Чтобы получить консультацию, позвоните по номеру +7(919) 324-75-26 или перейдите по ссылке Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|