Нравственное воспитание наших детей

Эта статья была написана мной для журнала "Счастлива в семье" . Надеюсь, она будет интересна и вам.

"Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества"

Ф. Рузвельт

Наверное, каждому родителю хочется воспитать своих детей хорошими людьми. Воспитание само по себе - есть процесс перевода общественных ценностей во внутренний план человека. Если спросить: "Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?" - скорее всего мы услышим: "Ответственность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрость".

Нравственность - это совокупность качеств и ценностей, определяющих поведение отдельного человека и общества в целом. Именно уровень культуры людей, проживающих в данном обществе, определяет, насколько комфортно и безопасно в нем жить.

Казалось бы - такая важная тема для развития и благополучия социума. Но действительность такова, что в современном мире становление нравственности подрастающего поколения пущено на самотек. В психологии и педагогике эта проблема мало изучена, а в практике фактически не разработана. На государственном уровне нет программ, которые регулировали бы этот вопрос в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Не смотря на то, что существует огромное количество клубов развития для дошкольников и различных секций для более старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок "Развитие нравственности". Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам или подготовить к школе, нежели заложить этические принципы и способность справляться с жизненными трудностями, разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо".

Мы живем в эпоху толерантности ко всему и даже гордимся этим. Современная действительность характеризуется ошеломляющими открытиями во многих областях науки и техники, однако в области нравственных истин на лицо деградация общества. Популярность «гражданского» брака, разводов, абортов, рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, признание однополых браков, жестокость и агрессия. Все это льется сплошным потоком с экранов телевизоров и мониторов, через СМИ и даже через современное искусство. Вседозволенность и беспринципность маскируется заманчивым словом свобода. А по-сути, это хаос, информационная помойка, в котором не за что зацепиться, не на что опереться.

Поэтому растет тревога родителей по мере взросления детей: "Как бы он не пошел по наклонной дорожке". Но кто из юношей слушает сейчас этих "предков"? Это совсем не модно. Единственный способ защитить детей от плохого - осознанно прививать им хорошее. И начинать нужно с самого раннего возраста.

Л. Толстой утверждал, что уже в 5 лет был на 80% тем, чем стал в зрелые года. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. Но без разумного управления этим процессом, он может делать ошибочные выводы. Понятие "хорошо" для него еще сильно расплывчато, ему проще оперировать понятиями "нравится" - "не нравится". Отнял игрушку у другого - хорошо - к моим сокровищам прибавилось. Я сильный - сильным быть хорошо - поэтому я буду проявлять эту силу так, как мне придет в голову. Такой вот детский эгоцентризм - что для меня хорошо, то и есть нравственно, а что для меня плохо - безнравственно. К сожалению, не все взрослые ушли от этой детской оценки своих поступков. От этого особенно важно целенаправленно воспитывать нравственные качества в ребенке.

Нравственное воспитание играет огромную роль в важнейших областях жизни человека. От вмешательства взрослых зачастую зависит, чему научится маленький человек в следующих сферах:

Отношение к себе.

Благоразумие или самолюбие, чувство собственного достоинства или гордыня, принятие себя или самоуничижение, целомудрие или половая распущенность?

Отношения с другими людьми.

Высокомерие или принятие, милосердие или жестокость, доброжелательность или грубость, человечность или вероломство, искренность или лицемерие, уважение к людям или высокомерие?

Отношение к деятельности.

Организованность или разгильдяйство, трудолюбие или леность, ответственность или безалаберность, самообладание и мужество или малодушие, доброе лидерство или пассивность и противодействие?

Отношение к собственности.

Бережливость или корыстолюбие, щедрость или жадность, зависть или бескорыстие?

У современных родителей, задумывающихся об этическом воспитании много вопросов. Вот некоторые из них:

· Как научить ребенка быть нравственным человеком и, при этом, уметь отстаивать свои границы, не давать себя в обиду, быть успешным?

· Я знаю, что не только я влияю на формирование характера моего ребенка. Можно ли оградить от негативного влияния окружения?

· С какого возраста начинать нравственное воспитание? И что является его результатом?

· На что мы можем опереться в формировании нравственных качеств, что является главным ориентиром?

Давайте попробуем разобраться.

Истоки нравственности нужно искать в теме того, зачем человек вообще приходит в этот мир, в чем его предназначение. Ответы на эти вопросы тесно связаны с понятием духовности, потому что материалистическая картина мира не имеет сколько-нибудь удовлетворяющих концепций на этот счет. Духовность - это способность различать и выбирать истинные ценности и следовать им. Истинными же являются ценности, которые позволяют приблизится Душе к Высшему Началу. Духовность - это наполнение смыслом, содержанием жизни ребенка, всего, что он делает. Именно на духовной основе нравственные качества обретают смысл и свое предназначение и перестают быть просто списком качеств, которые взрослые желают видеть в малыше. Ребенок понимает зачем нужно взращивать в себе добродетели и старается не только внешне вести себя хорошо, но и внутри быть таким. Обращение к более высоким ценностям формируют внутреннюю мотивацию на обучение хорошим манерам, например.

Формирование качеств характера проходит несколько этапов.

Знакомство

Первоначально нужны знания о том, что такое хорошо и что такое плохо, умение отличать их в различных ситуациях. Помимо этого, у ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, сформироваться личное эмоциональное отношение. Воспитание нравственности - это совершенно точно не требование - это воодушевление, привитие вкуса к нравственной жизни.

Знакомством с добром и злом пронизаны художественные произведения, театр, изобразительной искусство, музыка, кинематограф. Дети доверчиво и живо относятся к произведениям искусства, в силу своей эмоциональности и открытости всему новому. Природа, в своем многообразии и великолепии, со своей логикой и законами - также отличный учитель. Все эти способы доступны с тех самых пор, как ребенок начинает воспринимать сказки и истории, достаточно понимать человеческую речь. С этого времени и стоит начинать заботиться о нравственном воспитании.

Имеет смысл провести ценз мультфильмов, книг и других источников познания мира на предмет соответствия этики и морали. И постараться сделать так, чтобы ребенок не знакомился сразу со всем многообразием противоречивых ценностей, которыми напичканы современные произведения для детей. В этом смысле хороши советские мультфильмы по возрасту (не стоит начинать знакомство с советской мультипликацией с мультфильма "Ну погоди" или "Карлсон"), классические произведения и добрые сказки (братья Гримм, например, писали вовсе не для детей).

Для того, чтобы отбирать нравственные образчики, важно, чтобы родители сами обладали достаточным уровнем нравственности. В этом помогает изучение священых писаний в своей религиозной традиции, чтение трудов великих педагогов Сухомлинского, Я. Корчака, Ш. Амонашвили. Сейчас стали популярны лекции по мотивам ведических писаний, которые формулируют для светских людей нравственные законы в различных областях жизни.

Для детей могу порекомендовать программу Татьяны Смирновой "Воспитание искусством", которая проходит в Москве.

Применение

Следующий этап - это наглядность нравственных поступков, ведь воспитанность характеризуется поведением. Только опробовав на собственном опыте и получив позитивное подкрепление, достигнув цели или увидев одобрение в глазах значимых взрослых, ребенок сможет применять свои знания самостоятельно. И в ситуации выбора принимать решение в пользу нравственных поступков. Собственная игра, творчество, обучение или труд позволяют применить знания на практике. Обратная связь от взрослого в виде бесед по мотивам просмотренного, услышанного или прожитого. Разбор жизненных уроков, которые можно вынести из ситуаций, конфликтов, разочарований ребенка. Постепенное формирование умения видеть причины и следствия поступков, смотреть на происходящее системно, учитывая интересы всех участников событий.

Одним из главных и естественных путей бессознательного запечатлевания нравственных ориентиров, является подражание значимым взрослым. Как говорится, "не воспитывай ребенка, воспитывай себя, все равно он будет похож на тебя". Поэтому так важно родителям самим определиться со своими ценностями и нравственными ориентирами. Что в наше время размытых ценностей не так-то и просто. И здесь нам, взрослым, приходит на помощь развитие собственной духовности.

Умению быть нравственно чутким человеком помогает развитие эмоционального интеллекта. Именно он позволяет нам слышать и понимать себя и других. Сейчас уже доказано, что отдавая в дошкольном возрасте предпочтение развитию правого полушария, восприятию мира через образы, через чувства и творчество, а не через логику, мы получаем более гармоничную и цельную личность.

Закрепление

А закрепляются полученные качества посредством формирования правильных привычек. Недаром народная мудрость утверждает: "Посеешь привычку - пожнешь характер". От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение.

Важным аспектом, помогающем закрепить правильные привычки, является поддержка окружения. Формирование мировоззрения складывается из совокупности мировоззрений окружающих людей, что подтверждается поговоркой: "Скажи мне кто твой друг и я скажу тебе, кто ты". Если родители сами идут по пути развития своей духовности и нравственности, ищут единомышленников на этом пути, то и ребенок естественным образом окажется в обществе, подтверждающем своим примером пример родителей. Воспитанные в такой атмосфере с детства, подростки уже не опустятся до асоциальных поступков, это будет за гранью их реальности.

И, в заключении темы, поговорим о том, что нравственность, это вовсе не слабость духа, а его сила. Это уважение к себе и уважение других. Это желание заботиться о благе для всех, а не только своем, способность находить решения, устраивающие и других людей тоже. Выстраивать качественное, душевное общение, выбирать достойного мужа/жену, правильно понимать свою роль будущего отца/матери. Это тяга к занятиям социально одобряемым, выбор будущей профессии таким образом, чтобы она приносила пользу людям. Это знание о том, как наилучшим образом, в соответствии со своими ценностями, поступить в различных жизненных ситуациях: работы и учебы, дружбы и отношений с близкими, старшими, младшими. Правила поведения в общественных местах, отношение к деятельности и труду, отношение к своей стране и миру в целом. Забота о своем здоровье и развитии, забота об окружающем мире. Желание реализовать свои ценности через собственное творчество и поделиться своими открытиями с окружающими.

Одна из главных задач воспитания - это формирование нравственных качеств будущего взрослого. И сейчас, в отсутствие специальных институтов, а, равно, и достаточно квалифицированных кадров, занимающихся этим формированием, вся надежда на семейное воспитание. Если родители увидят для себя ценность духовно-нравственного развития, то и дети естественным образом впитают эту мудрость, что называется с "молоком матери".



Просмотров: 354
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Поговорим про "Это", или что такое здоровые сексуальные отношения? (18+)
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Я для себя" - что это?
  • Психологический смысл болезни или "Господи, за что мне это!"
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Присутствие или что такое состояние "быть Здесь и Сейчас".
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Эпидемия "славных" людей или как опасно быть хорошим для всех.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Культивируя желание: "Что выросло - то выросло" или "Что посеешь - то и пожнешь"?
  • "Средство" для счастья или что помогло моим клиентам
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь