Психологическое развитие детей и современная информационная среда

Психологическое развитие детей и современная информационная среда.

     В нашу жизнь прочно вошли различные технические устройства, телевизоры, телефоны, планшеты, без которых современный человек уже не мыслит своей повседневной жизни.

         Поток информации, который мы сегодня воспринимаем  в пять раз больше, чем был скажем 30 лет назад. А недельная лента новостного сайта в среднем содержит примерное количество новостей, которые человек, живший в 18 веке узнавал за всю свою жизнь.

        Несомненно, это обилие информации а так же сенсорное и техническое воздействие различных электронных устройств сказывается на нашем психологическом состоянии. А если это касается детской психики, то влияние выражено еще больше. Однако полностью оградить ребенка от гаджетов невозможно да и есть ли в этом необходимость. У каждой медали есть две стороны, поэтому хотелось бы порассуждать что хорошего можно извлечь от их использования для себя и от чего оградить ребенка.

Телевизор.

        Начнем с нашего любимца – телевизора. В некоторых семьях его значимость к сожалению настолько велика, что домочадцы с большим интересом собираются вокруг него, нежели общаются между собой. По данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника ВСЁ свободное время проходит у телевизора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая дает сбои в восприятии, блокируя собственную деятельность ребенка. Прим 1

     С самого раннего возраста ребенок пассивно смотрит телевизор, например на ручках у мамы, когда ей кажется что он еще ничего не понимает. Однако даже в грудничковом возрасте резкая смена кадров на экране и звуковое сопровождение вызывает  перевозбуждение незрелой нервной системы. 

         Так маленьким детям, которым на первых этапах жизни очень важно общение с родителями, стоит избегать просмотра телевизионных передач, родителям не следует держать телевизор включенным для фона, тк научно доказано, что шум телевизора мешает развитию речи. (Исследование Тиффани Пемпек) Для ребенка от года и старше очень важную роль играет сенсорное восприятие, нужно все пощупать, попробовать на зуб, пообщаться с мамой, если же ребенку постоянно  включать телевизор,  чтобы он отвлекался энтузиазм в плане изучения мира закончится, и будут задействованы всего два органа чувств. Периодически можно включать малышу специальные детские  тв каналы, на которых транслируются яркие и четкие изображения, причем не в таком быстром темпе как передачи для детей постарше и мультфильмы. Приветствуется нейтральное музыкальное сопровождение.

         Малышу от года до двух на  общение с телевизором возможно по времени  не больше 30 минут всего в день, разделенные на несколько временных отрезков, от двух до трех лет – не более часа, по 20 минут, разделенных временными промежутками. 

          Частый и длительный просмотр телевизионных программ вызывает у ребенка экранную зависимость, которая  приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать звуковую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом.

        Кроме того, родители должны четко отслеживать информационную наполненность того, что смотрит Ваш ребенок. В 2010 году вступил в силу закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" согласно которому все передачи и мультфильмы должны маркироваться знаком возраст плюс. Это  конечно важный ориентир для родителя, но тем не менее лучше лично проконтролировать то, что смотрит Ваш ребенок или предложить ему на выбор для просмотра те мультфильмы, которые на Ваш взгляд прошли родительский ОТК. К сожалению многие мультфильмы сейчас подсознательно программируют детей на негативные образы поведения, насилие, пропаганду силы и тд.  Некоторые каналы, например Картун Нетворкс,  Никелодеон и даже Дисней пропагандируют поведение героев, которое не укладывается в нормы морали.

       Необходимо отметить что в принципе любой, даже самый плохой  мультфильм при совместном просмотре его с родителями и дальнейшем совместном обсуждении поведения героев может быть полезным для ребенка. Для детей характерно свойство не дифференцировать грани реальной и мультяшной действительности и добра и зла, поэтому ребенок может впитать неправильные стереотипы поведения если родитель его не сориентирует и не расскажет что плохо, а что хорошо. Что касается  школьников и подростков, особенно у мальчиков популярны мульт и кинофильмы про супергероев в которых добро конечно побеждает зло, но происходит это довольно в жесткой форме. Сцены насилия, пусть даже с «положительным» оттенком притупляют эмоциональную чувствительность ребенка и его возможность к состраданию другим людям. Кроме того,  в решении конфликтов подсознательно начинает действовать принцип добиться силой, а не договорится о решении конфликта мирным путем.

       Кстати иногда случается так, что ребенок случайно увидел ту передачу, которая ему не предназначалась, например фильм-катастрофу, репортаж о ДТП  или криминальные новости. Эта ситуация может вызвать большое эмоциональное потрясение, поэтому родителю важно помочь ребенку переварить ее. Можно поговорить об этом, ответить на вопросы ребенка если они возникнут, морально его поддержать.

 

Компьютеры,  планшеты, смартфоны.

 

     Теперь поговорим о компьютерах, планшетах и смартфонах. Такова реальность, что без них уже сложно стало обходиться. Гаджеты могут стать некими палочками — выручалочками для родителей в пробках, очередях в детской поликлинике, поезде, в общем, в тех местах, где приходится долго ждать, и поиграть в подвижные игры просто нет возможности

    Помимо чисто физиологических проблем при их использовании (экран ведь гораздо меньше у планшета или смартфона  чем у телевизора, а расстояние до глаз меньше, а значит при неограниченном использовании могут возникнуть проблемы со зрением и осанкой) есть и психологические проблемы, а они зависят от информационного наполнения этих гаджетов.

      Это компьютерные игры и интернет. Рассмотрим поподробнее и то и другое. Компьютерные игры могут как и все принести пользу (если это например развивающие и обучающие  игры по возрасту), а могут и вред. Всего есть пять видов игр (не считая развивающих  и обучающих). Стрелялки, спортивные игры , гонки, стратегии, головоломки. Самые «безобидные» и отчасти полезные это головоломки (развивают логику), стратегии (развивают мышление, тактику, планирование), спортивные (они нейтральные, если это не поединки). Гонки уже зачастую имеют негативный психологический подтекст (зачастую это высокие скорости, нарушение правил, столкновение машин). Стрелялки с психологической точки зрения очень опасны.

       Во-первых это пропаганда убийства,  крайне жестокого и демонстративного. Кстати игра Дум использовалась при обучения американских солдат, для воспитания в них жестокости и агрессивности. Документально подтверждено, что организаторы практически всех школьных террактов в Америке были фанатами стрелялок. Первоначально подозрение об этом зародилось от типа стрельбы (бесприцельного и непрерывного), точно как в компьютеной игре. Сейчас ряд этих игр (GTA , Doom)  запрещен к продаже в   США и некоторых странах Европы.

     Во-вторых , у игроков Стрелялок возникает так называемая иллюзия бессмертия (из-за нескольких жизней в игре, возможности «самосохраниться») и в реальной жизни такие люди подсознательно рискуют жизнью (особенно подростки).

     В-третьих,  в большинстве стрелялок в качестве негативных персонажей которых надо истреблять используются прототипы «злых духов», а это так же негативно сказывается на психике подростков. В общем ко всему должен быть разумный подход.

           Компьютерные игры при правильном выборе и дозировании (в среднем школьнику не более 1 часа в день) могут принести большую пользу. В противном случае могут сильно повредить. Но важно отметить, что в воспитании детей  большую роль играет пример родителей. И если папа или мама сами увлечены компьютерными играми, запрещать это делать ребенку нерезультативно.

    Теперь пару слов об интернете.  Интернет это одновременно и кладезь нужной и важной информации и ящик Пандорры. Интернет-Ресурсы могут помочь школьнику  в процессе учебы и формирования своих интересов.

        Важная часть виртуальной жизни это конечно социальные сети. Однако родителю нужно быть начеку чтобы реальная жизнь полностью не стала виртуальной. В соцсетях много плюсов, это и поиск знакомых, формировании групп по интересам, творческие проявления (например размещение фотографий), однако чрезмерное увлечение может стать суррогатом человеческого общения и повзрослевшему человеку трудно будет найти себя в реальной жизни. Важно чтобы Вы, родители помогли найти Вашему ребенку ту «Золотую середину» в использовании гаджетов  которая не повредит а принесет пользу его личности.

 

      .

 

Примечания: 1.       Из материалов исследований, проведенных в Психологическом институте Российской академии образования, Московском городском психолого-педагогическом университете, факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Институте психологии РАН

 



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?
  • Компьютерные игры детям - разрешать или запрещать? Влияние игр на IQ ребенка.
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • Пять фраз, которые могут сделать вашего ребенка несчастным
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
  • Роль игры в жизни ребенка
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Как "кошмарят" детей и подростков компьютерные игры. Родителям на заметку
  • Психологическая травма у ребенка. Что могут родители
  • Почему мужчины могут оставаться в отношениями, даже если уже разлюбили
  • Как родители могут влиять на повышение самооценки ребенка
  • Ребенок играет в компьютерные игры. Стоит ли бить тревогу?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • Рождение ребенка. С какими трудностями могут столкнуться молодые родители?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Заметки нейропсихолога. Что могут гаджеты, чего не могут родители?
  • Мультфильмы и компьютерные игры: как они влияют на психику ребёнка
  • Компьютер и телевизор в жизни ребенка
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • 2 шага родителей, чтобы предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей
  • Чему взрослые могут научиться у ребенка
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь