|
"Раннее развитие" в ДОУ как модель "оболванивания" детейАвтор статьи: Ермаков Сергей
Рассуждения в статье будут касаться системы государственных ДОУ. То, как воспитываются и обучаются дети, определяет облик Общества следующего поколения. Поскольку речь о государственной системе, то наполнение её конкретными приоритетами и акцентами не является спонтанным, а имеет чёткую цель. Если взглянуть на программы современных ДОУ и саму суть их воздействия на детей, легко увидеть цель государства относительно будущего поколения, а именно: создание удобных потребителей услуг и обслуживающего интересы элиты персонала. ДОУ как глобальная система учреждений, были созданы и встроены в социальную реальность, чтобы отделить родителей и расширенную семью от прямого воспитания собственных детей и передать эту функцию – государству. А государство априори ориентируется не на принцип «что лучше для людей», а на принцип «что лучше для государства», то есть для элит, им управляющих. Детство – это неприкасаемый ресурс каждого ребёнка, в котором содержится и закладывается весь потенциал развития, все творческие и познавательные способности, эмоционально-чувственное развитие, восприятие Мира на основе любознательности. Под периодом детства понимаю возраст от 3 до 10 лет с особым выделением периода с 3 до 7 лет, на котором и остановлюсь подробнее. Ключом к эффективному для ребёнка развитию в этот период является – игра как вид деятельности. Однако программы ДОУ сейчас изменены так, что в них акцент с игр переведён на обучение по сути по школьному принципу. Таким образом внедряется идея опережающего, раннего развития. Раннее и опережающее развитие детей – опасно, поскольку нарушает и сбивает природные темпы развития, восстановить их чаще всего - невозможно. На сегодняшний день акселерация достигает полутора лет, и к моменту выхода из ДОУ ребёнок фактически обязан иметь уровень развития навыков и психической деятельности как у второклассника по классическому подходу. Свою роль в распространении этой схемы играет механизм «Окон Овертона», суть которого при помощи пропаганды подменять понятия и делать негативное позитивным в восприятии людей, не норму превращая в норму на уровне мышления. Эти действия имеют под собой цель – как можно раньше обучить ребёнка базовым навыкам, чтобы он смог в максимально раннем возрасте пойти работать, сейчас официально минимальный трудовой возраст – 14 лет. Раннее лишение ребёнка игр и втягивание его в учёбу блокирует и подавляет развитие творчества, воображения, желания и навыков общения со сверстниками, то есть происходит разрушение природных потенциалов. То, что к 7 годам ребёнок уже может на уровне ученика 2 класса читать, писать, считать, играть на музыкальном инструменте и знает основы иностранного языка не сделает его гением, наоборот, – перегрузит нервную систему и затормозит дальнейшее развитие, потому что всему своё время. Более того, если заменять игры учёбой в возрасте 3-7 лет, то эта потребность даст о себе знать в более позднем возрасте, например, в подростковый период, только игры уже сменят форму и проявятся в агрессии, непослушании, девиантном поведении, следствием которого является преступная деятельность, употребление алкоголя, наркотиков, а также ранняя сексуальность или попытки самоубийства. Именно так компенсируется подавленная в детстве тяга к играм. Но в современном Обществе наблюдаются и более поздние по возрасту проявления компенсаторных механизмов потребности в играх... эти истории знает каждый, они уже стали анекдотическими, хотя смешного ничего нет в том, например, как взрослые мужчины в возрасте за 30 лет - всё своё время проводят за играми в "танчики" (или другиме MMORPG), разрушая своё здоровье и семьи. Что делать родителям пока дети ещё дети? Осознать, что ответственность за будущее ребёнка только на них и занять активную позицию, нет смысла ждать от государства в лице ДОУ заботы о здоровье и развитии ребёнка, у них цель прямо противоположная. Нужно найти в себе смелость и позволить детям быть детьми, а детству быть наполненным тем, чем и положено – играми, чтобы оно стало ресурсом дальнейшего развития. Вместо репетиторов и уроков – давайте ребёнку играть. Это нужно делать даже в кажущийся ущерб официальным требованиям ДОУ. Чтобы понять, что такое игры, какие они бывают, как развиваются в соответствии с каждым возрастным периодом, рекомендую самостоятельно изучать работы советских педагогов-психологов Василия Васильевича Давыдова и Даниила Борисовича Эльконина, их представление о детстве, его значимости и наполнении играми – является фундаментальным достижением мировой педагогической и психологической науки и практики. Также рекомендую родителям к самостоятельному освоению учебник Мухиной Валерии Сергеевны «Возрастная психология», который даст базовое представление и возможность ознакомиться с этапами роста и развития детей. А вот популярные статьи и блоги, ТВ передачи, «экспертное» мнение знаменитостей и прочую современную пропаганду в стиле «как вырастить гения-миллионера» – необходимо исключить. Всё, что можно и нужно знать об эффективном развитии детей уже давно создано, причём трудами наших учёных и практиков, нужно лишь воспользоваться.
Пусть у ваших детей будет настоящее детство!
Текст статьи на Интерфаксе
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|