Согласитесь со мной, что родителям нужно быть готовым к такой ситуации. Но как подготовить ребенка, чтобы заранее не пугать, тот еще вопрос. Сегодня мы с вами разберем, как разговаривать с ребенком на тему «Что делать, если ты потеряешься», и как его научить правильным действиям.
Чего боится ребенок в первую очередь, когда понимает, что не видит родителей уже долго? Как бы это не звучало, но он боится вашего крика и наказания после. А уже следующий страх, это про незнание, где вас искать, и что ему делать.
Страх парализует, поэтому одними беседами не обойтись. Ведь знания тут же вылетят у ребенка из головы, как только он начнет испытывать ужас.
Итак, что же делать?
Беседа не должна быть пугающей. В спокойной обстановке во время игры или ужина начните рассказывать о том, как вы когда-то потерялись и не знали, что делать. Потом конечно вас нашли, но вы очень испугались тогда. И чтобы ваш ребенок такого не испытывал, вы хотите научить его правилам поведения в такой ситуации. Детям до 4 лет лучше рассказывать это в виде сказки.
Основное правило, которое нужно запомнить ребенку: «Стой, где стоишь». А второе: «Громко позови маму». Бывает, что этого достаточно.
Давайте рассмотрим, что делать ребенку в более стрессовых ситуациях.
В общественных местах: будь то гипермаркет, кинотеатр или праздник, у вас должно быть место, где вы встречаетесь, если потеряете друг друга. Естественно после первых двух правил! Для места встречи выбирайте яркие предметы, например, магазин игрушек, фонтан или рядом с продажей попкорна. Ребенок может сам назначить место встречи, тогда при стрессе больше вероятности его не забыть. Стоит рассказать ребенку и о профессиях, о людях, к которым он может обратиться: к администратору, к кассиру, к охраннику.
Входя в эти места, невзначай напоминайте ему о правилах, и вспоминайте место вашей встречи.
В транспорте другие правила. Если вдруг он не успел выйти из автобуса на остановке вместе с мамой, пусть выйдет на следующей и ждет вас там. Если случилось наоборот, то пусть вспоминает первое правило и ждет там, где вы и разминулись.
Одна беседа не запомнится у ребенка в голове, поэтому через несколько дней лучше провести испытание, а после него снова проговорить, что нужно делать.
Предлагаю такой алгоритм:
Малышу до 4 лет прочитать сказку про потеряшку. Его нашли, потому что он стоял, никуда не уходил и громко звал маму. Готовые сказки по этой теме можно найти в интернете.
Пятилетнему ребенку напоминайте о двух правилах каждый раз, как заходите в людное место. Познакомьте его с профессиями, учите ребенка разговаривать с людьми, которые могут в будущем ему помочь. Например, попросите ребенка подойти к охраннику и спросить, где находится гардероб (ваше место встречи). Или к администратору, чтобы назвать свое имя и фамилию. Такая тренировка нужна, чтобы появился навык. А вместе с навыком придет и уверенность в своих силах, если вдруг такая ситуация случится по настоящему.
С ребенком шести лет можно потренироваться в виде игры. Пусть мама потеряется, а рядом с ребенком останется кто-нибудь, чтобы придать ему сил: «Давай вспоминать, что нужно делать, если мама потерялась. Я буду рядом с тобой».
Еще несколько советов:
Обсуждая правила, спрашивайте ребенка, а не приказывайте ему: «Почему лучше обратиться к охраннику, а не к незнакомому человеку?», «Почему нужно стоять на месте, а не ходить искать маму?». Подводите ребенка к логичному ответу. Его рассуждения запомнятся лучше, чем сухое «Стой».
Репетицию лучше проводить один раз в 2-3 месяца. Имейте ввиду, ребенку может понравиться «теряться». Здесь важно говорить о своих чувствах: «Когда ты теряешься, даже понарошку, я очень сильно пугаюсь. Мне страшно тебя потерять, я сильно тебя люблю. Пожалуйста, давай вместе будем решать, когда можно потеряться. Иначе я сильно расстраиваюсь и пугаюсь».
Стимулируйте ребенка вспоминать о правилах. Задавайте вопросы: «К кому можно обратиться за помощью?», «Где мы встречаемся, помнишь?» и так далее.
Когда ребенок находится – не ругайте его и не наказывайте (даже если он на тренировке пропажи сделал всё не так). Первое, обнимите ребенка. Второе, говорите о чувствах и принимайте их: «Ты испугался? Я тоже. Растерялся? Ничего, я тоже могу забыть что-то». Третье, похвалите ребенка: «Ты у меня молодец. Стоял и ждал меня, когда я тебя увижу. Так и надо делать, умница» или «Хорошо, что попросил помочь продавца».
Знать, как действовать в непростой ситуации надо, даже если она не случится. Предупрежден – значит вооружен.
С вами была педагог-психолог - Гутман Юлия Эдуардовна
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.