Взрослые с травмой формирования привязанности: взгляд в будущее

Когда я обсуждаю вопрос привязанности детей к родителям, то слышу очень разные ответы - кто-то считает, что нужно растить ребенка максимально самостоятельным и именно этой самостоятельности учат своих детей с рождения. Другие - холят и лелеют, боятся от себя отпускать, считают, что так - спокойнее, когда малыш рядом и за юбку держится. И во всех этих ответах даже больше не про привязанность, а про познание ребенком мира. Самые основные задачи родительства - это помочь ребенку раскрыть свой потенциал, познать себя, научиться жить в социуме. В этом я вижу смысл родительства. Родитель формирует отношение ребенка к миру на уровне бессознательного. Во взрослом состоянии это потом проявляется в убеждениях, отношении к жизни, людям, зачастую иррациональных, но такой силы, что человек под страхом смерти от них не откажется. Отношение впитывается на уровне подсознания, миную какую либо критику. До этой функции еще дорасти надо. Именно поэтому они обладают такой силой и именно поэтому их очень тяжело менять в терапии.
Привязанность – это эволюционная программа, которая первоначально имела функцию выживания для нового поколения.
Привязанность со временем стала выполнять и другие эволюционные задачи, когда вопрос выживания перестал стоять так остро.  Смысл заключается в формировании таких отношений между матерью и ребенок, в которых он доверяет ей как проводнику в этом мире - сначала она через свои реакции учит понимать свои эмоции ребенка, обозначать их и узнавать, формируя и развивая тем самым всю эмоциональную систему и эмоциональный интеллект ребенка; удовлетворяя потребности малыша – формирует базовое доверие миру, формируется глубокая внутренняя установка " все хорошо, мне не надо испытывать ужас от своей беспомощности, есть взрослый, который за меня отвечает, который обо мне заботится". На основе быстрого отклика, на потребности ребенка и адекватной обратной реакции, формируется также базовая установка – « меня принимают, меня любят». У ребенка формируется безопасное лоно для развития. Ведь именно за эмоциональным развитием движется интеллектуальное развитие, а не наоборот.  
Рассмотрим ситуацию, когда мать недостаточно хорошо формирует привязанность между собой и ребенком. Чаще всего это сопровождается прерыванием контакта. Это может происходить в силу различных причин – тут и свои собственные травмы детства, которые мешают выстраивать отношения с ребенком, неудовлетворенность отношениями с супругом, конфликты интересов, приоритетов, не говоря уж о факторах общего неблагополучия семьи (алкоголь и наркотики). Ребенок растет с общим недоверием как матери в частности, так и всему миру в целом. Такие дети вынуждены очень рано брать на себя позицию взрослого – «если уж я не могу довериться своему взрослому, я сам себе обеспечу безопасность, и сам буду заботиться о себе». Именно в этот момент происходит крах авторитета любого взрослого. Взрослый становится ненадежным и опасным. Когда у ребенка на первый план выходят мотивы защиты себя и обеспечение себе собственной безопасности, все развитие начинает притормаживаться. Тут бы выжить.
Примерно такие же последствия можно наблюдать и в отношениях между матерью и ребенком, когда у матери нарушены собственные границы. Это ситуации, когда мать не способна создать для ребенка адекватные границы его поведения – ребенок начинает проверять, как далеко он может зайти, прежде чем его остановят. Это уже пример отсутствия авторитета взрослого и постепенного угасания доверия к нему. Вопрос «Кто главный?» встает тогда, когда у ребенка закрадываются сомнения, что главный – взрослый и ему кажется, что он может занять это вакантное место. Кирпичики привязанности начинают выпадать и родитель ощущает отсутствие контакта с ребенком, потерю контроля над ситуацией, свою беспомощность. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Остро и кажется, что когда-то где-то что-то упустил…
Последствия нарушения привязанности в детстве проявляются в трудном поведении, чем глубже нарушение, тем более асоциальной, агрессивной, манипулятивной  становится личность ребенка. Современный бич многих родителей – СДВГ – тоже является последствием нарушения привязанности.
Привязанность детством не заканчивается – она продолжает в нас жить способностью устанавливать близкие, доверительные отношения с людьми. Способностью любить зрело, не прорабатывая свой травматичный опыт детства с партнером. Да и вообще способностью адаптироваться в нормальных условиях, строить отношения, самому воспитывать своих детей. Без полноценно сформированной привязанности вырастают психопаты, люди, чьим поведением руководит в первую очередь система поощрения и наказания. Недостаток развития эмпатии приводит к жестокости, циничности, эмоциональной глухоте.
Чем меньше кирпичиков в процессе построения привязанности выпало в детстве, тем больше шансов что-то поправить будучи взрослым.
Среди обывателя принято считать, что ребенок, который принят в семью в раннем возрасте, легче адаптируется и будет как свой. На деле же оказывается, что дети, в опыте которых есть мать, которая о них заботилась, несмотря даже на свой алкоголизм или наркоманию, оказываются способными выстроить новые отношения в приемной семье. И чем дольше период пребывания ребенка в доме малютки, тем очевиднее зияют дыры в фундаменте привязанности и тем более беспомощными чувствуют себя приемные родители, которые верят в то, что любовью можно залечить все душевные раны ребенка. Но, об иллюзиях приемного родительства, мы поговорим позже.


Просмотров: 427
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие привязанности у ребенка
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Привязанность I Мама - значимый для ребенка взрослый.
  • Нарушения привязанности. Надежная привязанность
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Как себя вести, когда у ребенка начался переходный возраст?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Нарушение привязанности. Ненадежно-избегающая привязанность
  • Когда ребенка бьют «палкой», а родитель-«стесняшка»
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Нарушение привязанности у детей в раннем возрасте
  • Последствия нарушения привязанности и связи между ребёнком и родителями.
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Развитие ребенка. Сколько, когда и зачем?
  • Развитие ребенка. Когда начинать? Как это правильно делать?
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь