История бизнес-тренинга в России насчитывает чуть более 10 лет. Его приход чем-то напоминает хорошо известную историю о распространении картофеля на Руси в 18 веке. Не все знали, что с ним делать: крестьяне варили ботву, пытались, есть цветы и ягоды, что приводило к отравлениям. Теперь каждый знает как минимум 2-3 способа приготовления картофеля (а всего их существует около трехсот), и без него русскую кухню невозможно представить.
Тренинг умер! Да здравствует тренинг!
Было и время повального увлечения тренингами, когда они рассматривались как панацея от всех неудач в бизнесе. Для некоторых оно закончилось разочарованием; для некоторых - разовым экспериментом, для некоторых – формальной системой обучения при помощи внутреннего тренера (или того, кого так назвали) по однажды разработанной программе; лишь для немногих осталось регулярным и эффективным инструментом.
Ради интереса на деловых и неформальных встречах обязательно спрашиваю об отношении собственников и руководителей бизнесов к тренингу. Оно неоднозначное, скорее недоверчивое, много сомнений и домыслов.
Раздумывая о тренинге, вспоминаю известное французское изречение «Король умер. Да здравствует король!»* Действительно, прежний тренинг 90-х, востребованный всеми повально, «умер»! Но он имеет право возродиться. Давайте поговорим об условиях эффективного тренинга.
Каким же должен быть тренинг, чтобы не обмануть ожидания заказчика? Прежде всего, ориентированным на результат, а не на процесс! А кто определяет этот ожидаемый результат? Конечно, руководитель! Конечно, в сопровождении тренера!
Определяя ожидаемый результат:
помните, что тренинг позволяет компании реализовать её возможности и перспективы (например, ввести в ассортимент новую продукцию, занять новый клиентский сегмент, поменять имидж, создать проектную команду под задачу)
понимайте, что тренинг позволяет решать определенный и ограниченный круг проблем компании (повысить объемы продаж, уменьшить количество рекламаций и конфликтов в сервисном отделе, наладить коммуникацию между отделом продаж и логистики, исключить конфликтную «потерю» документов по пути от прорабов в бухгалтерию)
осознавайте, что тренинг – это важная часть системы работы с персоналом (формирование компетенций, оценка и проч.) И если системной работы с человеческими ресурсами нет, то предтренинговая диагностика должна быть более объемной, чтобы точнее определить цели обучения.
Тогда сценарий принятия решения может выглядеть так:
Вы смотрите квартальный (годовой или полугодовой, как кому нравится) отчет о прибылях и убытках и видите, что дела идут, не так хорошо, как хотелось бы. И вот тут Вы начинаете думать, что же можно предпринять? В числе прочих мыслей проскользнет: «А может попробовать тренинг?»
Вы смотрите отчет о прибылях и убытках и полностью им довольны! И Вы задаете себе вопрос: «А что можно улучшить?» И снова в Вашей голове в числе прочих мыслей проскользнет: «А может попробовать тренинг?»
Вы услышали отзыв уважаемого коллеги, что тренинг — это классно! И вот новаторская мысль: «Надо попробовать!»
Далее вы как стратег отвечаете на следующие вопросы:
- ЗАЧЕМ, нужно учить?
То в какую сторону движется фирма, какой она видится руководителю через год или два, диктует задачи развития компетенций сотрудников и вектор подготовки команды.
То насколько руководитель понимает проблему, в каком свете её видит, что он хочет получить вместо неё, определяет выбор инструментов.
- КОГО нужно учить?
Перспективных сотрудников всех уровней (от менеджеров до продавцов) в соответствии с перспективой развития компании или линией решения проблемы (упоминалось выше) При этом помня о лояльности!
- ЧЕМУ нужно учить?
Все что можно тренировать, от навыков скорописи, до умения принять верное управленческое решение все может быть предметом тренинга. Логично развивать у сотрудников те навыки, которые создают прямо или косвенно добавочную ценность продукта или услуги. Если компания продает товары- учите менеджеров искусству продаж, если у ваших сотрудников работа связана с телефонным общением- учите общению по телефону и т.п. Каждый тренинг – своеобразный катализатор движения к экономическому успеху
Но тренинг дает не только экономический, но психологический результат. Формируется навык взаимодействия не просто на уровне функций, сопрягаются и ценности, понижается напряжение.
Есть и интеллектуальный результат: корпоративный интеллект- способность вырабатывать коллективные решения на основе объединения видения и информации каждого участника. При работе в тренинговом формате проявляется эффект синергии (сложение частей с индивидуальными характеристиками дает в результате целое с качественно новой характеристикой, не равной сумме характеристик) частей. А это трудно воспроизводимое конкурентное преимущество (в отличие от ассортимента или цены)
Есть и системный результат: повышение управляемости компании и решение системных проблем корпоративного организма.
- ЧТО нужно сделать, чтобы полученное на тренинге не осталось просто хорошим впечатлением участников, а стало эффективной инвестицией?
Как и в воспитании детей в ходе развития сотрудников посредством тренинга важны мотивация, систематический контроль и моральная поддержка:
что заставит сотрудников учиться «как, будто сам большие деньги заплатил» и применять полученное «как, будто жизнь от этого зависит»?
кто и каким способом, по какой схеме после тренинга будет проверять применение умений на практике?
кто ответит на вопросы и поддержит сотрудников в случае затруднений и неудачных экспериментов?
- Я САМ как руководитель готов регулярно инвестировать время и средства в развитие сотрудников?
Может ли работать и развиваться предприятие, если вложения были одноразовые? Закупили, расходные материалы или товар, и на всю оставшуюся жизнь. Поставили оборудование, и пусть работает без технического обслуживания и ремонта. Без инвестиций такая организация долго жить не будет! Так и с тренингом: результаты одного двухдневного тренинга не будут «кормить» компанию до скончания дней! Для того чтобы получить отдачу, необходимо вложить, а для того, чтобы получать её регулярную отдачу, необходимо вложения делать регулярно. И не имеет значения – это вложения в материальные ресурсы, или человеческие. Эффект накопления результата (переход на новый качественный уровень деятельности) работает только при тренингах, проводимых раз в два-три месяца.
Вот несколько соображений по поводу возрождения «его величества» Тренинга! Мы хотим продолжить освещать и обсуждать эту многогранную тему. До встречи в следующей статье!
* Le roi est mort! Vive le roi! The King is dead. Long live the King! Король умер, да здравствует король! Эта фраза традиционна при коронации королей Франции,Англии. Обозначает преемственность и продолжение. Bпервые была произнесена на коронации Charles VII в 1422,после смерти его отца.
http://www.alfa-kons.ru/
С уважением, Чумакова Анжелика Васильевна.
(Генеральный Директор Группы Компаний Альфа-Юг, эксперт по управлению и организационному консультированию, бизнес-тренер)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.