Тренинг сенситивности - развития межличностной чувствительности

Автор статьи: Светлана Калищук

Тренинг сенситивности - это тренинг межличностной чувствительности. Воспринимать и понимать других – глобальная задача человека, живущего в социуме и стремящегося к гармоничным отношениям с другими. В нашей обыденной жизни происходят разнообразные события, проживая их мы:

  • приобретаем опыт переживаний;
  • формируем жизненные представления;
  • вырабатываем субъективные отношения к происходящему;
  • приобретаем необходимые нам умения.

Активное обучение в форме тренинговой групповой работы одна из действенных форм развития социально-перцептивних свойств личности. Тренинг-программа представляет собой специально упорядоченную систему методов, ориентированных на разные уровни сложности (понятийный, репродуктивный, алгоритмический, деятельный, исследовательский). Общими составляющими тренинговой работы выступают:

- концептуальная обоснованность: бихевиоральная, гештальт-психологическая, феноменологическая, гуманистическая, деятельностная и т.п.);

- принципы организации групповой деятельности (активности, творчества, объективации, психологической безопасности, психологической поддержки);

- содержательные цели (направление обучения);

- психотехнология (последовательность и технологическая оснащенность);

- специфика методов (ролевая игра, групповая дискуссия, психотехнические упражнения, командное действие, работа в диадах и триадах, индивидуальная работа над задачей, тренажеры);

- правила комплектования тренингових групп;

- требования к ведущему.

Методически, тренинг – это способ организации активности участников в пространстве и времени с целью достижения заданных целями тренинга изменений.

Тематический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» опирается на гуманистическую парадигму, соотнесенную с психотехнологическим инструментарием других направлений психологии.

Цель тренинг-программы состоит в исследовании собственных возможностей сенситивности как качества личности и осознание необходимости отмежевания того, что мы слышим и видим, от мыслей и чувств по поводу этого. Развитие сенситивности осуществляется в процессе осознания человеком структуры сенситивности и индивидуальных особенностей протекания социально-перцептивных процессов. Это осознание возможно путем включения в проблемные ситуации в ходе тренинговых заданий.

Общая цель тренинга конкретизируется в таких задачах:

  1. Раскрытие и наполнение субъективным содержанием понятий «наблюдательская сенситивность», «теоретическая сенситивность», «номотетична сенситивность», «идеографическая сенситивность».
  2. Развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или от группы, которая включает понимание и прогнозирование состояний другого человека, понимание свойств и качеств другого человека, понимание межличностных отношений.
  3. Осознание и преодоление ограничений, которые накладываются стереотипными фрагментами сознания в процессе восприятия другого.
  4. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предусмотреть последствия взаимодействия с ним.
  5. Исследование и актуализация личностных ресурсов.

Содержательно тренинг-программа «Сенситивность: восприятие и понимание другого» включает: мотивирование (притчи, метафоры, мини-дискуссии); информирование (мини-лекции); самодиагностику; обучение, как овладение и демонстрация (показ возможностей, мини-дискуссии, индивидуальные упражнения); практическое применение теории (имитация правильных действий, упражнения-тренажеры, работа в диадах и триадах); закрепление (творческие задачи, индивидуальные упражнения, отработка умений, ролевая игра как целостное действие); проверку усвоения (рефлексия работы).

Результатом тренинг-программы выступает: актуализация и развитие рефлексии, лучшего понимания себя, своих возможностей и своих проблемных зон; отработка навыков воспринимать, осознавать и понимать другого.

Ось операционных техник тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» включает такие упражнения:

- «Развитие способности осознавать и вербализовать свои состояния»,

- «Развитие понимания эмоциональных состояний другого»,

- «Анализ невербальных и мимических проявлений другого»,

- «Вербализация состояний и невербальных реакций»,

- «Развитие представления о невербальных средствах выражения смысла: адекватное соединение жестов, поз, экспрессии лица»,

- «Развитие вербализации чувств»,

- «Развитие межличностной сенситивности»,

- «Вербализация качеств другого»,

- «Описание и понимания характеристик другого»,

- «Развитие способности формировать «Я-Образ»: представление о том, как я воспринимаюсь другими»,

- «Вербализация характеристик другого»,

- «Понимание качеств и переживаний другого»,

- «Развитие прогностических возможностей»,

- «Осознание собственной проблемы в общении»,

- «Осознание многоуровневого функционирования в ситуации общения»,

- «Определение уровня эмпатийности и синтонности по отношению к другому».

Перечисленные операционные техники оформляют целостный процесс активного группового обучения и выступают средством восприятия, обработки опыта и анализа проблемы в процессе тренинг-программы.

В табл. 1 приведен методический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого».                                                                                       

Таблица 1

Методический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого»

Основные этапы тренинг- программы

 Формы работы на одном занятии (240 мин.)

Общая длительность

(6 занятий)

 При-тча

Мини-лек-ция

Мини-дис-кус-сия

Упра-жне-ние

Визуа-лиза-ция

Роле-вая игра

1

Приветствие

-

-

-

10

-

-

60 мин.

2

Опрос самочувст-вия

-

-

5

-

-

-

30 мин.

3

Мотивирование

5

-

-

-

-

-

30 мин.

4

Информи-рование

-

20

-

-

-

-

120 мин.

5

Обучение

-

-

50

50

30

50

1080

 мин.

6

Рефлексия опыта

-

-

20

-

-

-

120 мин.

Всего

1440 мин. (24 ч.)

 

Общая продолжительность тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» составляет 24 часа, 6 занятий по 4 часа каждое.

Тренинг-программа «Сенситивность: восприятие и понимание другого» представляет собой важный метод овладения средствами проведения анализа межличностной ситуации, формулирования проблемы, определение «пространства собственного незнания», построения личностных смыслов и развития сенситивности как способности отражения и понимания себя и другого, а так же запоминания и структурирования социально-психологических характеристик другого человека и прогнозирования его поведения.

 

Литература:

  1. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологи / А. Г. Асмолов. – М. : Смысл, 2002. – 480 с.
  2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И. В. Вачков. – М. : Ось – 89, 2000. – 224 с.
  3. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. – Л. : Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
  4. Каліщук С. М. Психолого-педагогічна технологія розвитку ціннісно-рольового компонента в структурі професійного становлення особистості майбутнього психолога : [монографія] / К. П. Потопа, С. М Каліщук. – Запоріжжя : Запорізький національний університет, 2011. – 280 с.
  5. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 1987. – № 2. – С. 41 – 49.
  6. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика : [монография] / С. И. Макшанов. – СПб. : Образование, 1997. – 238 с.
  7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М. : Мысль, 1971. – С. 302 – 303.
  8. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологичского тренинга / Л .А. Петровская. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.

 

 

 



Просмотров: 764
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Понимание другого
  • Бабочка. Стоит ли форсировать развитие другого человека?
  • Как подтолкнуть себя или другого человека к изменениям
  • Изменение поведения другого человека. Три вопроса
  • Как мы оцениваем другого человека.
  • Как «достучаться» до другого человека?
  • Как понять другого человека
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • Как слушать другого человека? Продолжение.
  • Как повлиять на другого человека, не манипулируя им?
  • Как избавиться от любовной зависимости от другого человека
  • Поставьте себя на место другого человека
  • Ты это я, но я это не ты: как выйти из тени другого человека
  • психологическая зависимость от другого человека
  • Как определить степень привязанности к Вам другого человека?
  • Принятие другого человека
  • Принятие другого человека
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Почему так трудно понять другого человека?
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Можно ли изменить другого человека?
  • Мир не мил без тебя: как выйти из эмоциональной зависимости от другого человека?
  • Любить другого, как самого себя. Правильно ли это?
  • Вы попали в зависимость от другого человека: что делать?
  • Что стоит за желанием контролировать другого человека?
  • Завышенная или неадекватная значимость другого человека.
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Бунт другого человека – осуждать или искать причины?
  • Не возможность «отпустить» ситуацию/другого человека, часть 1
  • Жизнь другого человека лучше, чем ваша?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь