|
Тренинг сенситивности - развития межличностной чувствительностиАвтор статьи: Светлана Калищук
Тренинг сенситивности - это тренинг межличностной чувствительности. Воспринимать и понимать других – глобальная задача человека, живущего в социуме и стремящегося к гармоничным отношениям с другими. В нашей обыденной жизни происходят разнообразные события, проживая их мы:
Активное обучение в форме тренинговой групповой работы одна из действенных форм развития социально-перцептивних свойств личности. Тренинг-программа представляет собой специально упорядоченную систему методов, ориентированных на разные уровни сложности (понятийный, репродуктивный, алгоритмический, деятельный, исследовательский). Общими составляющими тренинговой работы выступают: - концептуальная обоснованность: бихевиоральная, гештальт-психологическая, феноменологическая, гуманистическая, деятельностная и т.п.); - принципы организации групповой деятельности (активности, творчества, объективации, психологической безопасности, психологической поддержки); - содержательные цели (направление обучения); - психотехнология (последовательность и технологическая оснащенность); - специфика методов (ролевая игра, групповая дискуссия, психотехнические упражнения, командное действие, работа в диадах и триадах, индивидуальная работа над задачей, тренажеры); - правила комплектования тренингових групп; - требования к ведущему. Методически, тренинг – это способ организации активности участников в пространстве и времени с целью достижения заданных целями тренинга изменений. Тематический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» опирается на гуманистическую парадигму, соотнесенную с психотехнологическим инструментарием других направлений психологии. Цель тренинг-программы состоит в исследовании собственных возможностей сенситивности как качества личности и осознание необходимости отмежевания того, что мы слышим и видим, от мыслей и чувств по поводу этого. Развитие сенситивности осуществляется в процессе осознания человеком структуры сенситивности и индивидуальных особенностей протекания социально-перцептивных процессов. Это осознание возможно путем включения в проблемные ситуации в ходе тренинговых заданий. Общая цель тренинга конкретизируется в таких задачах:
Содержательно тренинг-программа «Сенситивность: восприятие и понимание другого» включает: мотивирование (притчи, метафоры, мини-дискуссии); информирование (мини-лекции); самодиагностику; обучение, как овладение и демонстрация (показ возможностей, мини-дискуссии, индивидуальные упражнения); практическое применение теории (имитация правильных действий, упражнения-тренажеры, работа в диадах и триадах); закрепление (творческие задачи, индивидуальные упражнения, отработка умений, ролевая игра как целостное действие); проверку усвоения (рефлексия работы). Результатом тренинг-программы выступает: актуализация и развитие рефлексии, лучшего понимания себя, своих возможностей и своих проблемных зон; отработка навыков воспринимать, осознавать и понимать другого. Ось операционных техник тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» включает такие упражнения: - «Развитие способности осознавать и вербализовать свои состояния», - «Развитие понимания эмоциональных состояний другого», - «Анализ невербальных и мимических проявлений другого», - «Вербализация состояний и невербальных реакций», - «Развитие представления о невербальных средствах выражения смысла: адекватное соединение жестов, поз, экспрессии лица», - «Развитие вербализации чувств», - «Развитие межличностной сенситивности», - «Вербализация качеств другого», - «Описание и понимания характеристик другого», - «Развитие способности формировать «Я-Образ»: представление о том, как я воспринимаюсь другими», - «Вербализация характеристик другого», - «Понимание качеств и переживаний другого», - «Развитие прогностических возможностей», - «Осознание собственной проблемы в общении», - «Осознание многоуровневого функционирования в ситуации общения», - «Определение уровня эмпатийности и синтонности по отношению к другому». Перечисленные операционные техники оформляют целостный процесс активного группового обучения и выступают средством восприятия, обработки опыта и анализа проблемы в процессе тренинг-программы. В табл. 1 приведен методический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого». Таблица 1 Методический план тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого»
Общая продолжительность тренинг-программы «Сенситивность: восприятие и понимание другого» составляет 24 часа, 6 занятий по 4 часа каждое. Тренинг-программа «Сенситивность: восприятие и понимание другого» представляет собой важный метод овладения средствами проведения анализа межличностной ситуации, формулирования проблемы, определение «пространства собственного незнания», построения личностных смыслов и развития сенситивности как способности отражения и понимания себя и другого, а так же запоминания и структурирования социально-психологических характеристик другого человека и прогнозирования его поведения.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|