Не буду вдаваться в подробности, что толкнуло меня на написание этой статьи на сайт, но думаю, что она может оказаться полезной, особенно для «начинающих участников» тренингов. Кроме этого, захотелось мне творчества, а, может, и необходимость возникла. Ведь творчество – это мощный ресурс!!! Творишь и силы появляются – парадокс, правда?!
«Написание статьи» - сказано не совсем верно. Статья (эссе) написана три года назад в рамках одной из программ повышения квалификации практикующего психолога. Мне правда сказали тогда, что задание было иным, но я как-то по своему все поняла и получилось то, что получилось. Видимо очень хотелось выразиться.
Назвала я эссе «Просто» тренинг и «Не просто» тренинг…». Идея такая: в своей жизни я участвовала в разных видах групповой работы, которые являлись тренингами по определению или не обозначались как таковые, но благодаря содержанию давали тот эффект. Да и сами тренинги настолько разные! Я часто говорю перед тренингом новой группе: «Мне хочется предостеречь вас от слов «Я участвовал в тренинге – я знаю, что это такое. Зачем я пойду, я уже был». Существует огромное количество направлений тренингов по форме, целям и т.д. Кроме того, даже проводимый одним ведущим тренинг не повторяется из-за уникальности группы и ситуации «здесь и сейчас». А «просто» и «непросто» - это не про эффективность, у них и цели-то разные были… А про значимость для меня, для моего развития, изменения. А еще про «глубину» (слово пришло на ум) «ввинчивания» в меня технологии тренинга. Как глубоко капнули, капнулось, дала капнуть… Кто-то скажет: «Не бывает «просто» тренингов, каждый что-то дает!». Совершенно верно! Не спорю! Но что меняет тренинг? Совершенствует, развивает систему средств (умений, навыков) или меняет мою личность (ценности, мировоззрение).
С моей точки зрения, «просто» тренинг – это обогащение, пополнение «портфеля» - инструментальное обеспечение. Очень полезное, но, есть опасность перегруза и зацикливания на средствах. «Непросто тренинг» - это не просто тренинг, а … тренинг, поворачивающий жизненную магистраль, расшатывающий систему смыслов, ценностей, установок. Есть хороший вульгаризм «торкнуло!», подходящее слово. В моей жизни были и «просто», и «непросто» тренинги. Благодарна и тем, и тем!
Сегодня май 2010 года. С тех пор, когда писала нижеприведенное эссе, пройдено еще большее число тренингов и есть опыт участия в одной и той же группе в тренинге длинною на сегодняшний день уже в 600 часов. Опыт колоссальный! Очень хочется его описать!
К сожалению, сделать это сейчас нет возможности. Время появится не раньше, чем через месяц, а там… много воды утечет… Хорошая есть пословица «Дорога ложка к обеду».
Принимаю решение ночью, в температурном состоянии. Надеюсь, не смотря на это, решение о размещении эссе на сайте верное.
Итак, примерно в апреле 2007 года я писала…
«Просто» тренинг и «Не просто» тренинг…
Моим первым опытом участия в тренинге, на первый взгляд, является адаптационный тренинг на 1 курсе в университете. Но, если предположить, что аналогичным эффектом может обладать нечто, происходящее без участия профессионального тренера-психолога, то я могу обосновать и то, что некоторые события и факты моей жизни уже могут считаться моим первым подобным опытом.
***
...Сто шагов вперед и не дрейфь.
Взлет, и на бреющем – прямо на свет.
Сто шагов к себе…
П. Кашин
Во-первых, о чем я хорошо помню, это юношеский театр в нашем поселковом клубе и школьная самодеятельность. Обсуждение сценариев, выбор и определение ролей, постановки, репетиции, сами выступления и то, что было после, очень напоминают тренинг. Аргументы? Главное – это открывающееся возможности для самопознания: узнаешь свои возможности, то, на что ты способен… Мощный поток обратной связи… Вживание в роль… Сцены… Пробы… Внутренние конфликты… Преодоление… А внешние!!! Распри из-за ролей… Зависть… Обида… Налаживание отношений… Первое серьезное ощущение системы: один не пришел – репетиция сорвалась… Первый опыт ответственности: от тебя также как от всех, а иногда даже больше, зависит успех всего спектакля или мероприятия. В школе все не так: все в большей степени «игрушечное», или «детское»: детская ответственность (родители все равно простят), «игрушечные» мероприятия. Учеба? Она не настолько системна. И последствия «прохладного» отношения к ней будут видны только через годы. А в театре ты это увидишь завтра… И не только ты…
Во-вторых, художественная школа… Если это натюрморт – сосредоточение, терпение, тщательность… Время останавливалось… Особые воспоминания касаются тишины в классе…
***
...Свет берется из затменья.
Суть рождается в сомнении,
Нужные слова – из тишины...
П. Кашин
Пейзаж, композиция – самовыражение… Внутреннее становится внешним… А внешнее становится внутренним… Мир становится объемным. У каждого предмета есть тени, блики, отражения… Ты как будто смотришь на мир другими глазами. Я помню момент, когда я сидела за столом на празднике и полвечера разглядывала и старалась запомнить, как выглядят фужеры на столе, в окружении других предметов, как последние отражаются в фужерах причудливыми формами… очень красиво… Жаль, что не было «Портрета». Интересно, как бы этот опыт синтезировался потом с моей психологической деятельностью…
В-третьих, уроки литературы… Наверное, повезло с учителем (между прочим на далекой Чукотке моим учителем по литературе была женщина из нашего города). Да, мы не садились в классический «тренинговый круг» (кстати, в театре и художке мы часто сидели именно в круге,в художке - боком). На уроке литературы круг был воображаемый и с нами в нем в качестве со-участников сидели герои художественных произведений. Возможно, они были внутренним кругом: «аквариум». Но, наверное, было бы ошибкой считать, что «нас у них не было». Ведь вполне возможно представить лицо Раскольникова, обращенное на меня и через его ценностно-смысловые основания увидеть себя. Урок литературы – это, наверное, первый наиболее серьезный опыт прикосновения к переживаниям людей. Вот это действительно Встреча «тебя с другим», «тебя с собой». Индивидуальное, самостоятельное прочтение книг такого эффекта не давало (хотя чувства переполняли и раньше), талантливый же педагог умело расставлял акценты. Чем не тренер? Пожалуй, будет получше многих дипломированных тренеров...
***
...Жизнь устала переплетать нас,
Учить нас безрезультатно
По лицам и по родам.
Мы несложенные куплеты,
Без цвета зимой и летом
По странам и городам...
П. Кашин
Так вот… Первый опыт специально организованного тренинга с ведущим психологом. Запомнилось упражнение «Снежный ком» и «Слизь». Но тогда был еще не понятен внутренний механизм происходящего. Вот уж точно «адаптационный тренинг на первом курсе». А может и правильно: пообщались «необычно» и уже хорошо.
Затем несколько позже было нечто похожее, но вовлеченности и понимания стало больше. Упражнения предлагались более серьезные, глубокие. В смысле обучения это, конечно, очень полезно. После них теоретический материал воспринимается иначе. Но, к сожалению, как правило, упражнения носили такой характер: через них ты чаще всего узнавал немного больше о себе. Это, конечно, не просто «плюс» к тому, что было известно. Кое-что менялось качественно после этого. Например, я узнала, что со стороны воспринимаюсь как сангвиник, хотя до этих пор была уверена, что все видят мой меланхоличный темперамент (о чем уверенно «говорил» опросник Айзенка). В результате повысилась самооценка (даже помню этот момент и как мне было важно, что я воспринимаюсь активной, шустрой и т.д. и т.п.). Еще помню такое «потрясение»: на тренинге вдруг заплакала сокурсница, от которой я этого не ожидала. Я осознала тогда, что сильные переживания бывают не только у меня, у героев книг и моих близких, к откровениям которых я привыкла. Вот так постепенно становились «объемными» не только предметы окружающего мира, но и люди, ВСЕ ЛЮДИ… При этом настолько объемными, что от такой внутренней глубины и сложности кружилась голова.
Я в этих тренингах? Активная, чаще поддерживающая. Очень увлекалась, «уходила» за процессом. Но не было рефлексии «себя в тренинге» и «себя после тренинга» как таковой. По крайней мере, сейчас чего-то особенного не вспоминается…
***
...Знаешь, вольному – воля,
Если ты налегке,
Если ветер поет на твоем языке…
П. Кашин
Не хочется писать об этом так, как будто в моей жизни произошел «перелом». Хотя в какой-то степени это так и есть. Я говорю о первом «серьезном» тренинге. Это был не тренинг в узком смысле слова. Возможно, и очень вероятно, сыграло определенную роль мое состояние «до». На этом тренинге я многое увидела первый раз, почти все. Чувство одиночества обострилось настолько! Несколько месяцев после этого я просто плакала, плакала каждый день, может даже каждую минуту, плакала вовнутрь и наружу. Но это «после». А во время… Я долго ничего не понимала. Это было основным состоянием. Я была «младше» всех, это ощущение приводило в еще большее смятение и смущение. Я пережила «наезд» группы, получила мощную по силе и, как мне показалось, отрицательную, обратную связь. Пережила «наезд» тренера, как мне казалось. Сейчас-то я более или менее понимаю, что это было. А тогда… боль, обида, тоска, грусть, отчаяние, агрессия… Ну, в общем то, что сидело внутри, то и вылезло. То, что стало со мной «после», мне нравится. Я стараюсь удержать это состояние, насколько это возможно.
***
...И я храню мою простую ценность
Глубоко в сердце, долой от лишних глаз.
И эта ценность дарит мне свободу
Каждый раз...
П. Кашин
Позже, на занятиях в арт-группе, которые проводились в течение нескольких месяцев, я «уловила» некоторое состояние и научилась его удерживать. Именно тогда научилась быть спокойной, становиться спокойной. Просто спокойной и все… Без подавлений, без отреагирования. Если тебе нравится состояние, если ты хочешь пребывать в нем, ты просто будешь в нем пребывать. И еще в те дни я научилась делать выбор в пользу Жизни. Это спасло меня от определенной зависимости и, в некоторой степени, предотвратило от детерминированности настоящего прошлым и страхами, то есть будущим.
***
...Дар любви от дара боли
Отличает чувство воли
У любви под трепетным крылом…
П. Кашин
***
...А годы как снег –
Растают и нет…
Не течет река обратно,
Не течет...
п/я В. Кикабидзе
Еще один особенный опыт… Еще одно «до» и «после».
Я в этом процессе? Многое рефлексировала прямо там. Наверное, научилась почти на техническом уровне использовать тренинг для саморазвития. Важно наблюдать за собой, за своими реакциями, переживаниями, действиями. Сопоставлять «здесь и сейчас» с «там и тогда». И пробовать, пробовать новое. И стараться понять, понять из всех сил – «что это». Что такое происходит «здесь и сейчас». И еще – изменилась моя групповая роль. Именно тогда я «поймала» этот факт. Может идентификация с агрессором произошла? (после «наезда» на меня на предыдущем тренинге, я начала «наезжать» на других). Ну просто защитный механизм какой-то, да к тому же еще и незрелый. А возможно, я, поняв положительную сторону фрустрации, стала «предлагать» ее другим. В таком случае, есть опасность, что я себя мессией вообразила. Надо с этим разобраться. При этом, когда я веду тренинг сама, моя роль существенно менее фрустрирующая, то же касается и индивидуальных консультаций.
В целом после этого тренинга я «и нашла, и потеряла». Нашла смысл жизни – он в самой Жизни. Потеряла иллюзию того, что жизнь бесконечна. Это открывает множество возможностей, даже не просто открывает, а в каком-то смысле вынуждает их видеть и искать. И, наконец, я открыла для себя экзистенциальную психологию. Многое стало восприниматься как незначительное. Относительно «Незначительного» могу сказать, что для меня эта тема получила продолжение через несколько лет (причем буквально на уровне надрыва), при просмотре художественного фильма «Открытое море». А тема «Ответственность и выбор» - в художественном фильме «Любовник» с Олегом Янковским в главной роли. В общем, тот тренинг обозначил для меня новые темы, то есть «планы бытия». Надо сказать, что не так-то просто видеть эти «планы». Но я предпочитаю их видеть.
***
Каждое тренинговое занятие, которое я провожу сама, во многом является для меня также тренингом. Не знаю, может это и непрофессионально. Я смотрю на людей и каждый раз потрясаюсь… Насколько глубок, уникален и неоднозначен мир каждого…
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.