|
Совместное творчество ребенка и родителяАвтор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
Мама с ребенком собираются делать аппликацию: цыпленок на лужайке. Мама приготовила два желтых кружочка (голова и туловище цыпленка), два полукруга (крылышки), красный треугольник (клювик) и положила перед двухлетней Машей. Маша радостно схватила кружочки, стала намазывать их клеем и приклеивать. Конечно, получалось очень криво, голова и крылья не были присоединены к туловищу. Мама удерживает руки Маши и говорит: «Подожди, не торопись, дай, я тебе помогу! Вот тут надо ровненько. Вот этот кружок нужно сюда приклеить». Маша же отталкивает руки матери и хочет сделать сама. А вот еще ситуация на развивающем занятии, на котором присутствуют одновременно родители и дети. Каждый ребенок получает кисть и краски для рисования. Педагог показывает, что и в какой последовательности нужно делать. Малыши начинают работать. Но постоянно мамы выхватывают кисть из рук ребенка и что-то поправляют. Или в лучшем случае держат кисть вместе с ребенком и рисуют рукой ребенка. Получается, что рисует мама, а ребенок скорее наблюдатель. Некоторые дети протестуют, некоторые уже смирились с этой повторяющейся в их жизни ситуацией. Что же получается? Какие цели преследует ребенок, а какие – родитель? Родитель хочет помочь, хочет научить ребенка. А ребенок почему-то отвергает такую помощь. Почему же? Дело в том, что ребенку важна самостоятельная деятельность. Пусть даже клюв цыпленка будет не на том месте, а крылья с одной стороны. Это как раз не важно. Важно, что ребенок с удовольствием работает самостоятельно. Если же ему будет нужна помощь, он обязательно обратится к взрослому. Остается вопрос, как же все-таки не мешать проявлению активности и самостоятельности ребенка и при этом обучать его? Оптимальный вариант – это параллельное выполнением идентичных поделок взрослым и ребенком. Родитель должен подготовить не один комплект заготовок, а два (для себя и для ребенка). Создание родителем поделки – это наглядный пошаговый пример для ребенка. Вот мама наклеивает один кружок – это туловище цыпленка. Ребенок повторяет действие на своем материале. Дальше мама приклеивает кружок поменьше – голову, ребенок повторяет. Маме не нужно вмешиваться, не нужно помогать. Если нужно, ребенок сам попросит помощи. Ребенок сам увидит, что у его цыпленка голова отделена от туловища и, возможно, вы поможете ему отклеить кружок и он приклеит уже более точно. Или даже сделает еще одну аппликацию. Или оставит работу в первозданном виде. В любом случае, это будет решение ребенка. А что же делать педагогам на развивающих занятиях? Дать возможность мамам и папам тоже рисовать, лепить и клеить не вместе, а параллельно с ребенком. И тогда каждый создаст свой собственный творческий продукт. Подытоживая, хочу обратить внимание, что помощь ребенку нужно оказывать именно тогда, когда он ее просит. В остальных случаях, даже если ребенок делает что-то неправильно, с точки зрения взрослого, лучше дать ему возможность самостоятельной деятельности. Важно дать возможность ребенку сделать что-то самостоятельно и оценить сделанное.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|