Эта непростая простая сенсорная комната.

Автор статьи: Елена Артюх

Достаточно часто после инсультов, операций на головном мозге, черепно-мозговых травм, а также у деток с задержкой психического развития и другими проблемами, связанными с нарушениями развития мозга возникает, как говорят врачи, когнитивный дефицит (снижение) или когнитивные нарушения. Под этим термином понимается нарушение (снижение) памяти, внимания, умственной работоспособности, т.е. тех познавательных функций, с помощью которых человек взаимодействует с миром.  

В основе нарушений познавательных функций лежит неврологический дефицит, то или иное повреждение мозга, которое всегда связано с нарушением количества и качества работы нервных клеток.

Мозг, особенно детский мозг очень пластичен. Он способен к росту, перестройке и компенсации возникших нарушений. Восстановление работы нарушенных  функций и отделов мозга можно обеспечить стимуляцией сохранных нейронов, находящихся в зонах поражения. В ответ на стимуляцию они образуют новые дендритные отростки и образуют сеть новых связей, которая способна компенсировать отсутствие погибших нейронов и восстановить нарушенную функцию. Восстановление возможно тогда, когда наряду с медикаментозной терапией идет стимуляция сенсорных каналов.

Положительный результат можно достичь при неоднократном, настойчивом и терпеливом повторении одного и того же коррекционного задания. Форсированная сенсорная стимуляция основных анализаторных систем способствует восстановлению в функциональных системах мозга «образов» двигательных, зрительных, слуховых, речевых и других поведенческих реакций. Одним из методов коррекции является мультимодальная сенсорная стимуляция (когнитивное обогащение) с применением оборудования сенсорной комнаты.

Истоки светозвуковой стимуляции уходят в глубокую древность. Различные звуки и музыка используются во многих культурах   для достижения направленного воздействия на психику человека. Барабанный бой, скандирования, различные звуки окружающей среды вызывают эмоциональные образы и ассоциации. Человек инстинктивно стремиться к аудиовизуальной и тактильной стимуляции природными факторами. Мы отмечаем это, когда сосредоточиваемся на бликах пламени костра, свечи или камина (визуальная стимуляция), звуках, воспроизводимых потрескиванием дров в костре, шуме водопада (аудиостимуляция). Спектральный состав этих воздействий схож с ритмом мозга, находящимся в спокойном, расслабленном состоянии. Существует очень важная для человека тактильная стимуляция – прикосновение к коже. Многие помнят приятные ощущения, испытанные в солнечный день, стоя в море, закрыв глаза: море приятно шумит, небольшое волнение переливается по ногам, отраженные лучи солнца от легкой ряби волн приятно мелькают в зажмуренных глазах.

Такое мультимодальное воздействие дает не только отдых, но и прилив энергии, повышение работоспособности, отключению или решения накопившихся проблем, помогает избавиться от тревожных мыслей, улучшить успеваемость, память и многое другое.

Сенсорные комнаты были разработаны в 70-х годах в Голландии. С недавнего времени сенсорные комнаты стали популярны и в России. Чаще всего их используют в детских садах, развивающих центрах, санаториях и реабилитационных клиниках. Контингент – взрослые и дети, как с нарушенными функциями, так и условно здоровые.

Сенсорная комната состоит из различного рода стимуляторов. К ним, помимо специального оборудования относят и генераторы запахов, специальную музыку. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В условиях сенсорной комнаты специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на три функциональных блока.

Релаксационный - мягкое напольное покрытие, напольные и настенные маты, подушки, пуфики, одеяла, мягкие кресла с гранулами, сухой бассейн, сухой душ, водный фонтан и т.д.

Активизирующий - пузырьковая колонна, сенсорная тропа балансировочные дорожки, световая пушка-проектор, оптико-волоконный водопад, набор тактильных мячей и т.д.

Общий блок – мячи-гиганты, ионизатор воздуха, набор для ароматерапии, музыкальный центр и набор аудиокассет и т.д.

Таким образом, оборудование сенсорной комнаты предназначено для активизации работы базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, развивает саморегуляцию процессов возбуждения и торможения.

Учитывая форму основной патологии и различных сопутствующих болезней, на занятиях в сенсорной комнате можно решать следующие задачи:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  • развитие двигательных функций;
  • создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.
  •  для педагогической коррекции,  проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения;
  • с детьми с синдромом РДА;
  • коррекции игровой деятельности;
  • для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.)

Каждый прибор сенсорной комнаты может работать автономно.

Органам зрения отводится очень важная роль в процессе изучения и познания окружающего мира. С помощью глаз человек получает  около 90% информации. Кроме этого, существуют такие выражения, как  «есть глазами», “красивая пища для глаз”, т.е. имеется ввиду, что воспринимая красивые виды, картинки, человек эмоционально положительно  реагирует и  у него улучшается настроение, идет выработка эндерфинов, уходит нервное и мышечное напряжение. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.

Светотерапия       очень хорошо помогает при сезонной депрессии, симптомы которой появляются тогда, когда организму не хватает солнечного света , чаще это осенне-зимний период. Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме: - осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; - улучшают состояние иммунной системы; - регулируют функции многих гормонов; - задают и поддерживают ритм суточных колебаний.

Цветотерапию активно используют даже в повседневной жизни, беря во внимание влияние на настроение и общее состояние человека различных цветов и сочетаний.  Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты.

Звукотерапия – направление в психотерапии очень любопытное, но пока мало изученное.  Терапевтический эффект данного метода основывается на воздействии частотного колебания различных звуков, которые резанируют с разными органами тела, системами или всего организма человека в целом. Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия.

Обоняние у людей развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны. В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен.

Таким образом, применение метода мультимодальной сенсорной стимуляции для детей и взрослых с когнитивными нарушениями создает обогащенную сенсорную среду, способствует  увеличению новых межнейрональных связей, активирует различные функции центральной нервной системы, способствует снятию мышечного и психоэмоционального напряжения. А использование специально разработанной индивидуальной программы коррекции обеспечит снижение когнитивного дефекта различной степени выраженности. 



Просмотров: 365
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Занятие с детьми 5-6 лет с ЗПР с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты
  • Интерактивная среда сенсорной комнаты
  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Сенсорная стимуляция
  • Сенсорная стимуляция?
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • Как с помощью эфирных масел можно определить психологическое состояние человека?
  • Этапы работы в сенсорной комнате
  • Как сенсомоторная коррекция способствует развитию когнитивных функций. Игры с мячом.
  • Тренировка сенсорной релаксации
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Нарушения сенсорной интеграции
  • Стимуляция работоспособности
  • Дети с сенсорной депривацией
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 4
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 3
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 1
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 2
  • Эффект «тёмной комнаты», или ваш ребёнок взрослеет
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Взаимодействие человека и окружающего мира с помощью индикатора своих чувств
  • Использование метода Sand Art при коррекции эмоциональных нарушений .
  • Роль амбивалентности в развитии привязанности и психических функций
  • Утяжелённое одеяло в терапии сенсорной интеграции
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Серия упражнений по развитию сенсорной культуры «Текстуры»
  • Опыт комнаты 203
  • Не выходи из комнаты
  • Не выходи из комнаты?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь