|
Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 2Автор статьи: Петрова Анастасия Сергеевна
Если можно так сказать, то современный мир не является безопасным для психологического здоровья ребенка, потому что его зачастую лишают возможности заниматься тем, чем ему положено - ИГРОЙ. Ребенка торопят стать взрослее и он не успевает созреть, адаптироваться к своему возрасту и потребностям этого возраста. Вот и получается, что у ребенка все может быть хорошо с памятью, мышлением, но произвольность и умение следовать правилам оставляют желать лучшего. А первое без второго будет сильно осложнять обучение ребенка в школе. Игра - это особый язык ребенка. С помощью игровых действий он строит предложения и целые рассказы. В хитро закрученных сюжетах ребенок делится тем, что его беспокоит, тревожит, заставляет расстраиваться и огорчаться. Игрой ребенок себя и учит и лечит. И крайне важно, чтобы потребность ребенка в игре была сполна удовлетворена. Потому что не удовлетворить ее, это все равно, что лишить ребенка жизненно важных витаминов. Дети конца раннего и дошкольного возраста начинают играть спонтанно, их не нужно учить или организовывать. Однако среда, в которой игра начинается, должна к этому располагать. Специально оборудованная игровая комната как раз является такой средой. Основным правилом взаимодействия в пространстве игровой является БЕЗОПАСНОСТЬ. Это касается и физической и психологической безопасности. Физическая достигается введением некоторого количества правил, а психологическая - складывается из атмосферы доверия, которую старается организовать психолог. Очень важно донести до ребенка, что здесь - он равноправный партнер по общению. Это значит, что психолог не знает, как надо делать правильно, что и когда надо делать; он просто следует за ребенком. Такое отношение может фрустрировать ребенка, ведь это так отличается от того, что происходит в его повседневной жизни. Может пройти немало времени, прежде, чем ребенок перестанет обращаться ко взрослому за советом или похвалой и начнет творить что-то свое просто потому, что так ему хочется сейчас. И в этом взаимодействии начинают восстанавливаться или формироваться автономия и инициатива. Эрик Эриксон в своей работе «Детство и общество» выделил 8 стадий психосоциального развития. На каждой из них человек стремится преодолеть некоторый конфликт, в результате которого он встает перед выбором отношения к самому себе и окружающему миру. Так автономия является следствием удачного решения задачи второй стадии. Если же у окружения не получилось предоставить достаточное количество поддержки и принятия, то тогда у ребенка формируются сомнение и стыд. Следуя за ребенком, психолог как бы возвращает ему чувство самоконтроля и уверенности в себе. Это способствует повышению самостоятельности ребенка. Безусловно, проще всего строить такое терапевтическое взаимодействие в игре. Но, как уже говорилось выше, фрустрированные внезапно свалившейся на них свободой, некоторые дети не могут начать игру сразу. В этом случае ребенку можно перечислить то, что вообще доступно ему в рамках игровой комнаты. Но, решение с чего начать, все равно остается за ребенком. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|