|
Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 3Автор статьи: Петрова Анастасия Сергеевна
Часто дети застенчивые и тревожные могут выбирать наиболее привычную для них форму выражения себя - лепку или рисование. Это то, что хорошо знакомо им по детскому саду и кружкам. Это та деятельность, которая имеет конечный продукт (в отличие от игры), который можно продемонстрировать взрослому и получить оценку. Ребенок может провоцировать психолога на подтверждение успешности своих действий. Но, привычные формы похвалы, например «ты нарисовал красивую картинку», в данном случае недопустимы. Ведь ребенок зависим от мнения взрослого, ему важно зарабатывать хорошие оценки и, в следующий раз, он может попросить карандаши и бумагу не потому, что ему действительно хочется рисовать, а потому, что результат его усилий был одобрен. В каком-то смысле общение, складывающееся в процессе работы, помогает ребенку прислушиваться и доверять себе. Современные родители очень хотят видеть своих детей успешными в широком смысле этого слова. Ребенок общается со сверстниками, значит, он должен быть лидером или хотя бы уметь постоять за себя. Так же хорошо, когда ребенок не теряется в присутствии взрослых, может свободно говорить с ними, отвечая на вопросы или инициируя общение. Но, при этом ребенок должен быть послушным и удобным. И здесь заметно некоторое противоречие. Родители требуют от ребенка в общении с другими того, что в собственном общении с ним порой не поддерживают. На определенном этапе своей жизни ребенок становится напористым и вторгающимся в пространство других. Это связано с его огромным желание как можно лучше узнать окружающий мир. Ребенок начинает задавать много вопросом, становится более активным в своей познавательной деятельности, хочет сам планировать свои действия и требует, чтобы окружающие относились к этому с уважением. Если контроль со стороны родителей умеренный и деликатный, то у ребенка появляются все шансы для развития ИНИЦИАТИВЫ. Если же родители непоследовательны или слишком авторитарны, то в этом случае у ребенка формируется ВИНА за свои естественные и спонтанные проявления. Когда ребенок связан чувством вины, он ощущает одиночество и собственную никчемность. Наблюдая за такими детьми, можно заметить их ведомость, чрезмерную зависимость от взрослых, боязнь постоять за себя. Таким детям не хватает целеустремленности, решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Эриксон полагает, что патологическое чувство вины может впоследствии стать причиной общей пассивности. В игровой комнате такие дети часто не позволяют себе делать что-то, чтобы им по-настоящему хотелось, а стараются узнать у взрослого, что же от них ожидается. Они слишком легко соглашаются на любые предложения и, даже спустя некоторое время, очень скупы в высказывании своих собственных. Они могут задавать много уточняющих вопросов, браться за что-то, но не включаться в процесс, а постоянно исправлять «ошибки» и тут же отказываться от деятельности, потерпев малейшую неудачу. Вариантом наиболее комфортного начала работы с таким ребенком может быть сказкотерапия. Во-первых, потому что здесь от ребенка не требуется проявлять какую - либо инициативу. Он - реципиент информации, которую доносит до него психолог. Во-вторых, в метафоричной форме ребенку можно дать понять, что здесь его попытки активно обживаться в окружающем мире будут приняты. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|