Этапы работы в сенсорной комнате

Автор статьи: Елена Артюх

Для работы в сенсорной комнате проводится целенаправленный отбор клиентов, так как существует ряд противопоказаний. Противопоказаниями применения в реабилитации оборудования сенсорной комнаты являются:

- отсутствие речи;

- эпилепсия;                                     

- повышенная судорожная готовность;

- нарушения сознания;

- психические расстройства;

- лица, находящиеся под действием психоактивных лекарств;

         Работа с применением оборудования сенсорной комнаты перекликается с идеей А.Р. Лурии о целенаправленном восстановлении психики как целостной системы. У людей с интеллектуальными нарушениями психические возможности развиваются в процессе эмоционально-положительного игрового взаимодействия с новым человеком, при подражании ему.  Занятия в сенсорной комнате проводятся индивидуально или в мини группах (2-3 человека).

В сенсорной комнате уже с первых минут пребывания идет мощное свето-цвето-звуковое  воздействие на восприятие человека, применяются различные источники света, звуков, запахов.  

Перед началом занятий  психолог знакомит клиента с каждым прибором, учит концентрировать на нем внимание, выполнять определённые действия.  

Яркие, сочные цвета в оборудовании привлекают внимание, заставляют сфокусироваться на выполнении заданий.

Приборы используются не все сразу, а в зависимости от цели и задач каждого занятия.  В целом время   пребывания   в  комнате условно можно разделить на три периода:

 1. Отвлекающий - 1/7 часть всего времени;

 2. Тонизирующий (основная часть) - 5/7 всего времени;

 3. Успокаивающий - 1/7 часть времени.

 В соответствии  с  задачами этих периодов трижды меняется содержание, громкость  и  темп  музыки;   светоцветовое   воздействие;  уровень освещенности; поза; ритм дыхания; словесные формулировки, задания.

В первый период клиенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать себе место, субъективно воспринимаемое как комфортное.  После занятия удобной позы, включается запись, отвлекающая от событий за пределами комнаты. Включается зеленая, желтая и голубая подсветка.

Для лиц с органическими нарушениями характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто есть сложности различить правую и левую сторону, цвета и оттенков цвета, трудности в ориентации даже в знакомом месте. С помощью игры и специального оборудования в условиях сенсорной комнаты легче ориентироваться в пространстве, соотносить право-лево, контролировать время. Освещение плавно уменьшается, выполняются дыхательные упражнения.

Второй период отличается предметно-игровой насыщенностью и разнообразием занятий. Звучит музыкальная программа мобилизующего характера,  даются задания активизирующего характера в зависимости от цели обучения, закладываются установки.

Целью этого периода является активизация  психических  процессов:  восприятия,  внимания,  памяти;  развитие  тактильных  ощущений,  слухового внимания,  умения  ориентироваться  в  пространстве;  активизация    речевой  деятельности,  расширение  словаря  и  понятий  по разным темам,  развитие  и  умение  в  имитации  звуков  и  движений, развитие мелких мышц кисти, быстроты и координации движений. 

Доказано,  чем  выше  двигательная  активность клиента,  тем  интенсивнее  развивается  его  речь. С  другой  стороны,  формирование  движений  происходит  при  участии  речи.  Речь  является  одним  из  основных  элементов  в  двигательно-пространственных  упражнениях. Ритм  речи,  особенно  ритм  стихов,  поговорок,  пословиц,  скороговорок,  потешек, способствует  развитию  координации,  общей  и  тонкой  моторики.  Движения  становятся  плавными,  выразительными,  ритмичными.

         Выполнение  любого  физического  упражнения  предполагает  зрительный  контроль за выполняемым  действием  и  последующую  коррекцию  движения  в  случае  ошибки.  Этот  вид  координационной  способности  принято  называть  зрительно-двигательной  координацией.

Динамика улучшений индивидуальна. Она зависит от зоны и очага  поражения, индивидуально-личностных особенностей человека, восстановлению эмоционально-положительных связей с психологом и близкими родственниками.

В третий период достигается состояние эмоционального и физического расслабления, снимается нервно-психологическое напряжение, снимается физическая усталость,  восстанавливается работоспособность.

 В состоянии релаксации человек  воспринимает  окружающее через слух более непосредственно и сильно, чем в состоянии бодрствования.  Поэтому после паузы,  предназначенной для отдыха,  целесообразно делать конкретные установки в интересах решения задач.  При этом  формулировки  должны быть простыми  и однозначными.

После этого клиент постепенно  переходит  в  положение  стоя, делает несколько  мобилизующих  дыхательных движений /глубокий вдох, короткий выдох/. Одновременно с этим, психолог применяет словесные формулы  на  повышение  общего  тонуса,  активизацию психических процессов.

Часто применяется ритуал прощания с сенсорной комнатой.

Эффективность работы отслеживается по результатам диагностики (увеличивается скорость и точность выполнения заданий), по результатам беседы с близкими и собственным наблюдением психолога на каждом занятии.

Нарушения интеллектуального развития связанные с органическим поражением головного мозга после ЧМТ проявляются выраженной недостаточностью познавательной деятельности, снижением познавательного интереса.  Предоставление новых впечатлений, эмоциональное подкрепление,  является побудительной силой психического развития.

Сенсорная комната, безусловно, дает стимуляцию и поддержку разнообразной познавательной активности  и положительное эмоциональное подкрепление. Коррекция познавательной деятельности у людей с когнитивными нарушениями с применением оборудования сенсорной комнаты  возможна и эффективна. Она может являться формой восстановления когнитивных способностей наряду с медикаментозным лечением.

 



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интерактивная среда сенсорной комнаты
  • Занятие с детьми 5-6 лет с ЗПР с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты
  • Нарушения сенсорной интеграции
  • Тренировка сенсорной релаксации
  • Серия упражнений по развитию сенсорной культуры «Текстуры»
  • Применение метода сенсорной интеграции для коррекции расстройства аутистического спектра
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Дети с сенсорной депривацией
  • Утяжелённое одеяло в терапии сенсорной интеграции
  • Нарушения речи после инсульта - что стоит знать. Часть 1.
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 3
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 4
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 2
  • Пространство игровой комнаты как психологически безопасная среда для ребенка. Часть 1
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Что делает психолог. История про слона в комнате.
  • О влиянии звуков/музыки на психологическое состояние человека
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Техника работы с фобиями «Ремонт в Комнате Страха»
  • Коррекция движений развития контакта как ресурс
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • 100 000 рублей на счету клиентки, уже после первого занятия и глубинной работы с сопротивлением!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь