|
Этапы работы в сенсорной комнатеАвтор статьи: Елена Артюх
Для работы в сенсорной комнате проводится целенаправленный отбор клиентов, так как существует ряд противопоказаний. Противопоказаниями применения в реабилитации оборудования сенсорной комнаты являются: - отсутствие речи; - эпилепсия; - повышенная судорожная готовность; - нарушения сознания; - психические расстройства; - лица, находящиеся под действием психоактивных лекарств; Работа с применением оборудования сенсорной комнаты перекликается с идеей А.Р. Лурии о целенаправленном восстановлении психики как целостной системы. У людей с интеллектуальными нарушениями психические возможности развиваются в процессе эмоционально-положительного игрового взаимодействия с новым человеком, при подражании ему. Занятия в сенсорной комнате проводятся индивидуально или в мини группах (2-3 человека). В сенсорной комнате уже с первых минут пребывания идет мощное свето-цвето-звуковое воздействие на восприятие человека, применяются различные источники света, звуков, запахов. Перед началом занятий психолог знакомит клиента с каждым прибором, учит концентрировать на нем внимание, выполнять определённые действия. Яркие, сочные цвета в оборудовании привлекают внимание, заставляют сфокусироваться на выполнении заданий. Приборы используются не все сразу, а в зависимости от цели и задач каждого занятия. В целом время пребывания в комнате условно можно разделить на три периода: 1. Отвлекающий - 1/7 часть всего времени; 2. Тонизирующий (основная часть) - 5/7 всего времени; 3. Успокаивающий - 1/7 часть времени. В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется содержание, громкость и темп музыки; светоцветовое воздействие; уровень освещенности; поза; ритм дыхания; словесные формулировки, задания. В первый период клиенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать себе место, субъективно воспринимаемое как комфортное. После занятия удобной позы, включается запись, отвлекающая от событий за пределами комнаты. Включается зеленая, желтая и голубая подсветка. Для лиц с органическими нарушениями характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто есть сложности различить правую и левую сторону, цвета и оттенков цвета, трудности в ориентации даже в знакомом месте. С помощью игры и специального оборудования в условиях сенсорной комнаты легче ориентироваться в пространстве, соотносить право-лево, контролировать время. Освещение плавно уменьшается, выполняются дыхательные упражнения. Второй период отличается предметно-игровой насыщенностью и разнообразием занятий. Звучит музыкальная программа мобилизующего характера, даются задания активизирующего характера в зависимости от цели обучения, закладываются установки. Целью этого периода является активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти; развитие тактильных ощущений, слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве; активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по разным темам, развитие и умение в имитации звуков и движений, развитие мелких мышц кисти, быстроты и координации движений. Доказано, чем выше двигательная активность клиента, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за выполняемым действием и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационной способности принято называть зрительно-двигательной координацией. Динамика улучшений индивидуальна. Она зависит от зоны и очага поражения, индивидуально-личностных особенностей человека, восстановлению эмоционально-положительных связей с психологом и близкими родственниками. В третий период достигается состояние эмоционального и физического расслабления, снимается нервно-психологическое напряжение, снимается физическая усталость, восстанавливается работоспособность. В состоянии релаксации человек воспринимает окружающее через слух более непосредственно и сильно, чем в состоянии бодрствования. Поэтому после паузы, предназначенной для отдыха, целесообразно делать конкретные установки в интересах решения задач. При этом формулировки должны быть простыми и однозначными. После этого клиент постепенно переходит в положение стоя, делает несколько мобилизующих дыхательных движений /глубокий вдох, короткий выдох/. Одновременно с этим, психолог применяет словесные формулы на повышение общего тонуса, активизацию психических процессов. Часто применяется ритуал прощания с сенсорной комнатой. Эффективность работы отслеживается по результатам диагностики (увеличивается скорость и точность выполнения заданий), по результатам беседы с близкими и собственным наблюдением психолога на каждом занятии. Нарушения интеллектуального развития связанные с органическим поражением головного мозга после ЧМТ проявляются выраженной недостаточностью познавательной деятельности, снижением познавательного интереса. Предоставление новых впечатлений, эмоциональное подкрепление, является побудительной силой психического развития. Сенсорная комната, безусловно, дает стимуляцию и поддержку разнообразной познавательной активности и положительное эмоциональное подкрепление. Коррекция познавательной деятельности у людей с когнитивными нарушениями с применением оборудования сенсорной комнаты возможна и эффективна. Она может являться формой восстановления когнитивных способностей наряду с медикаментозным лечением.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|