|
Гендерные особенности свойств внимания в период зрелостиАвтор статьи: Комолов Олег Евгеньевич
Проблема гендерных различий была и остается чрезвычайно актуальной для психологии. Гендерные различия являются существенным фактором, влияющим на человека и общество. В психологии, при изучении проблем развития и становления личности, свойства, обусловленные половыми различиями, следует относить к постоянным характеристикам онтогенетического развития человека. Несмотря на неоднозначность вопроса о соотношении биологических и социокультурных факторов в формировании половых различий, гендерный подход в психологии делает акцент на изучении именно социокультурных аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку. В то же время, гендерная психология стремится рассматривать мужчину и женщину как единый объект общества, гармонично взаимодействующий, дополняющий, обогащающий и развивающий друг друга. Принципиально важно дать определение понятию «гендер». Оно было введёно в обиход социологических исследований к середине 20 века и с самого начала актуализировало проблему соотношения биологического и социального. Традиционное выстраивание понятия «гендер» с опорой на понятие «биологический пол», в различных модификациях дожившее до наших дней, биологизирует социальные параметры человеческой жизни. По мнению Р. Унгер [Unger, R. K., 1988], гендер – совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.Определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны. Причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Таким образом, вопрос терминологии в отношении понятия «гендер» еще не решен учеными [Bem, S. L.,1981]. Период взрослости (зрелости) играет особую роль в развитии личности. Он характеризуется реализацией себя, полным раскрытием своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Период взрослости, как правило, подразделяют на несколько стадий или субпериодов. Д. Б. Бромлей разделил зрелый возраст на четыре стадии: раннюю взрослость (21–25 лет), среднюю взрослость (25–40 лет), позднюю взрослость (40–45 лет) и предпенсионный возраст (55–65 лет), являющийся переходным к старости[Ильин Е.П., 2012]. Б. Г. Ананьев раздвигает период взрослости. К нему он относит промежуток жизни человека от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: раннюю взрослость (18–25 лет), среднюю взрослость (26–46 лет) и позднюю взрослость (47–60 лет) [Ананьев Б. Г., 1980]. У Г. Крайг [Крайг Г., 2006] имеются те же периоды, но с иными возрастными границами (21–40, 41–60 и 60–65 лет до смерти). Расширение границ связано, очевидно, с увеличением продолжительности жизни людей в последние десятилетия. Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте. Поэтому, в данном исследовании гендерные особенности свойств внимания изучаются на всем протяжении периода взрослости, без выделения субпериодов. Взрослость определяется как физиологическими, так и психосоциальными параметрами, а, следовательно, неизбежно детерминирует ряд гендерных показателей.Однако, из-за противоречивости экспериментальных данных на сегодняшний день в возрастной психологии (как и в других направлениях) ещё остаётся множество факторов, недостаточно изученных с гендерной точки зрения. Одним из таких факторов является внимание. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Однако именно внимание в значительной мере зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного. Иначе говоря, значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержания сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Поэтому необходимо также всестороннее и детальное исследование его феноменов, в частности – с гендерных позиций. Развитие внимания в онтогенезе идет по направлению от более простого - непроизвольного, к более сложному - произвольному вниманию. Произвольное внимание возникает от того, что окружающие ребенка взрослые начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять его внимание, руководить вниманием, подчинять его своей власти. Так, взрослый учит ребенка тем средствам, с помощью которых он будет впоследствии сам управлять своим вниманием. Закономерность развития внимания в онтогенезе заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Л.С. Выготский писал, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит под влиянием двойного ряда стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Второй ряд - это речь взрослого человека, слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка [Выготский Л.С., 1983]. Таким образом, с первых дней жизни ребенка развитие его внимания сильно зависит от помощи слов-стимулов, которые ему предлагает взрослый. Внимание человека обладает различными свойствами. Когда человек долго поддерживает активность внимания, речь идет об устойчивости. Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов (он совпадает с объемом кратковременной памяти). Способность внимания быстро переключаться с одного объекта на другой выражает переключаемость внимания, а одновременное восприятие нескольких объектов или выполнение нескольких действий называют распределением внимания. Среди всех основных характеристик внимания особо выделим избирательность и концентрацию. Избирательность — свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. Избирательность осуществляется посредством механизмов внимания — как непроизвольного, так и произвольного. Выделяемый объект выступает как «фигура», остальные объекты — как ее «фон» [Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.,2008]. Концентрация — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Считается, что чем меньше круг объектов внимания, тем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире [Столяренко Л. Д., 2004]. Именно эти факторы внимания мы выделим как наиболее важные в контексте нашего исследования и попытаемся проанализировать их. По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных задач; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы. В нашем исследовании будет рассматриваться именно интеллектуальное внимание, затрагивающее мыслительные процессы в ходе решения задач. По степени волевого контроля различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Так как именно произвольное внимание задействовано при решении задач, данный тип внимания будет исследоваться нами. На наш взгляд, обращение к теме гендерных аспектов внимания у взрослых людей позволит решить ряд вопросов, касающихся социально-психологических и возрастных аспектов внимания. Гипотеза исследования основана на нашем предположении о том, что ряд особенностей внимания человека в зрелом возрасте имеют гендерные различия. Гендерные аспекты внимания в разных возрастных периодах к настоящему моменту исследованы слабо. Первые данные о половых различиях по вниманию привёл Г.Гейманс [Гейманс Г., 1911]. Он указал на худшее распределение внимания у женщин, выражающееся в том, что они не могут разговаривать и выполнять какую-либо работу. Так же он сообщает, что женщины демонстрируют тонкую наблюдательность, и что у женщин наблюдается более строгий отбор материала при одновременном предъявлении. Есть также данные о гендерных аспектах внимания, полученные из смежных наук. К примеру, российский юрист А.Ф.Кони в начале XX века исследовал свидетельские показания мужчин и женщин. Он установил, что мужчины обращают большее внимание на всё, что связано с техникой, женщины же в подробностях описывают одежду и украшения преступников и преступниц. Но в этих экспериментах внимание трудно отделить от памяти. В настоящее время гендерные аспекты внимания изучаются преимущественно в диссертационных работах. Большинство и этих работ рассматривает дошкольный и младший школьный возраст. Так, И.А. Криволапчук [Криволапчук И.А., 2012], рассматривая гендерные аспекты готовности детей 6 лет к школе, выделяет фактор, названный им «селективность произвольного внимания». Этот фактор связан с возможностью успешной настройки на восприятие и анализ значимой информации, а также подавление нерелевантных сигналов. Анализ структуры готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6 лет показал, что вклад этого фактора в обобщенную дисперсию выборки и его место структуре готовности к обучению, существенно трансформировались. Фактор «селективность произвольного внимания» у мальчиков занимал первую, а у девочек – третью позицию. Иными словами, в дошкольном возрасте избирательность произвольного внимания у мальчиков выше, чем у девочек. И.А.Сергеева [Сергеева И. А., 2001] обнаружила превосходство девочек по произвольному вниманию в старшем подростковом возрасте. Эксперименты М.С.Егоровой и Н.Ф.Шляхты продемонстрировали своеобразие внимания у старших подростков: девочки ориентировались на быстроту, а мальчики на точность работы. Этот вывод получил подтверждение и при изучении внимания у взрослых. М. К. Босый с соавторами нашли, что количество знаков, вычеркнутых за одну минуту в корректурной пробе Анфимова, больше у женщин, чем у мужчин. По данным Л. Н. Фоменко, женщины 18–19 лет выполняют тест корректурной пробы несколько быстрее, но менее точно, чем мужчины того же возраста. Большинство женщин могут увеличивать темп работы с корректурными таблицами без изменения точности. Увеличение же темпа у мужчин вызывает снижение точности [Ильин Е.П., 2001]. Таким образом, по-прежнему недостаточно данных для того, чтобы говорить о гендерных различиях во внимании. Кроме того, до сих пор остаются не изучены гендерные аспекты произвольного интеллектуального внимания в рамках специфики периода взрослости. Целью нашего исследования является выявление гендерных особенностей избирательности и концентрации внимания, задействованного при решении задач, у людей в период зрелости. В исследовании приняло участие 22 человека возрасте от 20 лет - 11 мужчин и 11 женщин. Респонденты имели отношение ко всем возрастным категориям зрелости (взрослости) – ранней, средней и поздней. Все респонденты определяли свой социальный пол (гендер) как соответствующий биологическому. Средний возраст респондентов – 33,63 года. Электронные анкеты рассылались посредством сети Интернет. В исследовании были использованы тест Мюнстерберга [Касьянов С., 2006], предназначенный для диагностики избирательности внимания, а также методика А.Р. Лурии «10 слов» [Лурия А.Р., 1995], предназначенная для исследования концентрации внимания. Обе методики исследуют показатели произвольного внимания. Расчет значимости различий между группами мужчин и женщин проводился при помощи U-критерия Манна-Уитни. Социологические параметры выборки содержали информацию о возрасте респондента, наличии супруга, детей и характере родительской семьи (полная/неполная). Эти данные учитывались при интерпретации особенностей проявления внимания и представлены в таблице 1. Таблица 1 Социологические параметры выборки исследования
Как видно из таблицы №1, респонденты-мужчины в данной выборке в среднем старше, чем респонденты-женщины и, возможно, вследствие этого чаще состоят в браке и имеют детей. Также, респонденты-мужчины чаще являются выходцами из полных семей (с обоими биологическими родителями, состоящими в браке). Эти данные будут в дальнейшем использоваться при интерпретации результатов исследования. Таблица 2 Сравнительный анализ показателей концентрации внимания по методике «10 слов» (Среднее количество воспроизведенных слов каждым респондентом)
Рассчитаем при помощи критерия Манна-Уитни, влияет ли гендерная принадлежность взрослого человека на уровень его концентрации внимания. H0: гендер не влияет на уровень концентрации внимания, нет различий между двумя группами. H1: различия есть.
Так как 32>30, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы. Нулевая гипотеза Н0 на уровне значимости 0,05 принимается. Гендер не влияет на уровень концентрации внимания, нет различий между двумя группами. Таблица 3 Сравнительный анализ показателей избирательности внимания по тесту Мюнстерберга
Рассчитаем при помощи критерия Манна-Уитни, влияет ли гендерная принадлежность взрослого человека на уровень его избирательности внимания. H0: гендер не влияет на уровень избирательности внимания, нет различий между двумя группами. H1: различия есть.
Так как 54,5>30, различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы. Нулевая гипотеза Н0 на уровне значимости 0,05 принимается. Гендер не влияет на уровень избирательности внимания, нет различий между двумя группами. Гипотеза нашего исследования не подтвердилась. Статистически значимые различия между группами мужчин и женщин старше 20 лет по показателям концентрации и избирательности произвольного интеллектуального внимания отсутствуют. Статистический анализ показал, что средний уровень концентрации внимания у женщин несколько выше, чем у мужчин, но обе группы демонстрируют объективно низкий уровень этого показателя. Разброс показателей по данному признаку в группе мужчин был ниже. Средние показатели избирательности внимания в группе женщин также выше, и также с большим разбросом. При этом у мужчин средний уровень избирательности внимания можно считать низким (менее 15), а у женщин – средним. Однако, статистически значимых различий в распределении этих признаков нет. Таким образом, мы можем сделать вывод, что концентрация и избирательность внимания у людей в период взрослости (старше 20 лет) не имеют различий, обусловленных гендерными факторами. В настоящий момент существует несколько теорий внимания, одни из которых связывают происхождение данного феномена с эмоциональной сферой, другие – с жизненным опытом личности, третьи – с установками личности. Большинство этих теорий рассматривают внимание преимущественно как социально обусловленный фактор. Социальная информация, основанная на поло-ролевых стереотипах, определяет развитие внимания на протяжении всего онтогенеза. Поэтому результат нашего исследования частично можно объяснить процессами эмансипации женщин и размытия поло-ролевых границ. Если гендерные различия и обнаруживаются, то они относительно малы. В большинстве типов поведения и навыков у мужчин и женщин больше сходств, чем различий [Bem, S. L.,1981]. Результат нашего исследования подтверждается радом ученых. Так, по словам Е. П. Ильина, «В возрасте от 22 до 33 лет существенных различий между мужчинами и женщинами в концентрации и устойчивости внимания не обнаружено» [Ильин Е.П., 2001]. Ряд исследований, однако, предоставляют нам данные, противоречащие результатам нашего исследования. По данным Д. Эндрю и Д. Паттерсона, в заданиях, где нужно быстро воспринимать детали и часто переключать внимание, женщины показывают большую эффективность, чем мужчины. Это подтвердило и исследование студентов, проведенное петербургскими психологами [«Вопросы практической психодиагностики…», 1984]. Кроме того, у студенток выше были и другие характеристики внимания: избирательность, устойчивость, объем. Поэтому, очевидно, что результаты исследования невозможно объяснить только факторами дифференциальной социализации и ее преодоления. Существенное влияние на результаты исследования могли оказать также особенности нашей выборки. Респонденты-мужчины в данной выборке в среднем старше, чем респонденты-женщины, и более социально успешны (чаще состоят в браке и имеют детей, чаще являются выходцами из полных семей) вследствие чего, по всей видимости, обладают большим уровнем разработанности рассматриваемых навыков, большей степенью научения. Сходства и различия в проявлении различных свойств внимания могут также отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях. Отсутствие гендерных различий в проявлении этих свойств позволит разрабатывать и применять диагностические методы, единые для мужчин и женщин. Проведенное нами исследование требует расширения выборки и дальнейшего углубления в направлении изучения гендерных различий на конкретных этапах взрослости. Список литературы: 1. Bem, S. L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychological Review, 88, 1981. 2. Unger, R. K. (1988). Imperfect reflections of reality: Psychology constructs gender. In R. T. Hare-Mustin & J. Maracek (Eds.), Making a difference: Psychology and the construction of gender. New Haven, CT: Yale University Press. 3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 М. Педагогика, 1980. 4. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. Л., 1984. 5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. 6. Гейманс Г. Психология женщины. СПб., 1911. 7. Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. М., 1995. 8. Ильин Е.П. Психология взрослости. - СПб.: Питер, 2012. 9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2001. 10. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2006. 11. Криволапчук И.А. Гендерные особенности структуры готовности детей 6 лет к обучению в школе. Новые исследования. Выпуск № 1(30) / 2012. 12. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. 13. Сергеева И. А. Гендерные различия произвольного внимания и памяти старших дошкольников: Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2001. 14. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, ОАО ВТК Владимир, 2008. 15. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. — «Феникс», 2004. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|