Дети в стрессе. Типы реакций на стрессовую ситуацию.

Дети в стрессе Типы реакций на стрессовую ситуацию

Широко известны  три вида реакции на стресс, которые можно  условно назвать «бей», «беги» и «замри».Важно понимать, что выбор вида реакции зависит не от нас и не от ситуации, к сожалению. Это некая природная данность, обусловленная особенностями работы нервной системы. В течение жизни вы можете тренировать у себя сознательно какую-то реакцию и можете даже преуспеть в этом. Но вам придется идти против природно обусловленного типа реагирования. Давайте рассмотрим две ситуации.

  • Детский конфликт,  возможно драку, в которой может быть виноват наш герой. 
  • Любую из ситуаций, требующих мобилизации – экзамен, соревнования, чтение стихотворения в саду в присутствии Дедушки Мороза.

Бей.

Ребенок  все время что-то говорит, кричит, обвиняет других детей, доказывает, что он не виноват. Дети постарше предлагают вам поставить следственный эксперимент и создать доказательную базу к тому, что они не виноваты.

В ситуации, требующей мобилизации, ребенок действует четко, по инструкции. Мечта педагога! :) Это даже мечта воспитателя младшей группы! Такие дети даже при видимом волнении  рассказывают стихи четко и громко, не забывают, а, наоборот, лучше вспоминают.

Беги.

Здесь важно «избежать и выпутаться». Насколько это возможно, такой ребенок будет избегать конфликта, не провоцировать, стараться найти компромисс еще до начала осложнений. При свершившемся факте конфликта, его основная задача – как можно быстрее «уладить» ситуацию или просто уйти в сторону.

В ситуации, требующей мобилизации все будет зависеть от того, насколько хорошо ребенок знает материал. Если хорошо знает, вот прямо до уровня автоматизма, то это и будет для него самый легкий «путь бегства». Просто хорошо рассказать стихотворение  (написать, станцевать и так далее). Если не очень хорошо знает,  то досочинить на ходу или «вспомнить то, что не знал», как его товарищи из первой группы, не сможет.

Если пытаться сравнить детей с первым и вторым стилем реагирования, хотя сравнивать – дело неблагодарное, то представителям второй группы, чтобы хорошо выполнить задание надо хорошо и очень хорошо выучить материал, а вот представителям первой группы надо чуть-чуть учить и хорошо выспаться.

Замри.

Это самая сложная группа. Тип реакции  «замри» часто можно видеть в животном мире. Это ситуация, когда животное, чтобы спастись притворяется мертвым (и поэтому невкусным) или несуществующим. Притворился веточкой и замер. Глядишь, тебя приняли за веточку и не съели.

На ситуацию конфликта такие дети реагируют либо «замиранием» и отсутствием действий и реакций, либо истерикой.  И то, и другое может быть расценено как провоцирующее поведение. И действительно, может спровоцировать дальнейшее развитие конфликта не в пользу нашего героя.

Или вот одна из типичных ситуаций, которые частенько происходят в детских садах и школах:  провинившийся ребенок молчит и улыбается. От него ждут объяснений, оправданий, хоть какого-то диалога, а он молчит. И улыбается.

Юным неопытным педагогам в этот момент кажется, что над ними издеваются. Более опытные взрослые понимают, что ребенок  просто не имеет сил на другую реакцию. Он замер.

В ситуации, требующей мобилизации, такие дети мобилизоваться не могут, увы. Это те самые люди, у которых на выпускном экзамене или при необходимости рассказать стих Деду Морозу обнаруживается в голове звенящая пустота. И туман.  Преодолевается этот туман и пустота длительными тренировками, снижающими уровень стресса. Очень хороша десенсибилизация. Это если ребенок занимается с психологом.  Или просто большой и позитивный опыт выступлений, экзаменов, конкурсов. Этот багаж помогут создать любящие родители.  При этом важно подчеркнуть всячески, что позитивный опыт – это не победа и не куча грамот. Это просто опыт, приносящий радость и удовольствие.

Что можно сказать в заключение? Надо ведь что-то сказать))

Все мы очень и очень разные. То, что доступно одному, невозможно для другого. У каждого свои преимущества.

Вот такие общие фразы.

И давайте быть внимательными к нашим детям и хотеть от них только то, что они могут нам дать!

Если вам понравилась статья, поставьте «Спасибо!» или оставьте свой комментарий.

 Автору всегда приятно видеть знаки внимания.

 



Просмотров: 233
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Это даже хорошо, что сейчас нам плохо?
  • Ребенок спит с родителями хорошо это или плохо?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Сказка-это что -то новое... или хорошо забытое старое...
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Когда ребенок ябеда, и это хорошо
  • Послушный ребенок. Хорошо ли это?
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Если все хорошо, но «что-то не так»
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Глаза на затылке - это хорошо, но не очень красиво)
  • В отношениях должно быть хорошо... А если нет, то зачем Вам такие отношения?
  • Чем заняться одному… или почему одиночество это не только плохо, но еще и хорошо.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Быть чайлдфри - это хорошо или плохо?
  • Как хорошо быть молодыми….. или не очень
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как достичь любую цель. Что это за загадочный коучинг? И при чем тут нейропластичность и жизненный опыт.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь