|
Развитие самостоятельности у детейАвтор статьи: Обердерфер Наталья Николаевна
Довольно часто мы слышим, что в детях нужно воспитывать самостоятельность для того, чтобы во взрослой жизни они были более жизнеспособны. Но когда начинаешь спрашивать, что такое самостоятельность, то мало кто может вразумительно ответить на этот вопрос. Одна мамочка сказала, что ее пятилетний ребенок самостоятельно собирает игрушки вечером. Я ее спросила: «Он эти игрушки собирает без Вашего напоминания?». Она: «Нет, конечно, я говорю, что пора собирать игрушки, и он начинает их собирать сам, я ему не помогаю». Самостоятельность ли это? Самостоятельность – это когда человек сам ставит цель и сам ее достигает.
Если же мы, как родители, наблюдаем за процессом, не вмешиваясь, то это контролируемая самостоятельность. То есть вы даете ребенку возможность самому ставить задачи и решать их, но в случае, если возникнет какая-то угроза, то вы ее предотвратите. Из выше написанного следует вывод: Так как же правильно научить ребенка быть самостоятельным? Первое - это давайте ему возможность выбора. Хорошо, когда ребенок чувствует, что может влиять на действительность. Спросите малыша, что сегодня приготовить на гарнир макароны или рис, в выходные вы пойдете в цирк или на карусели. Почему это важно? Родители, экономя свое время, пресекают любые попытки неуклюжего проявления детской самостоятельности и сами, ворча, выполняют за ребенка любую работу. Постепенно ребенок усваивает, что не стоит напрягаться, чтобы лишний раз не услышать, что ты все делаешь не так, как надо. А потом на прием к психологу приходят взрослые, которые боятся действовать в жизни и принимать решения. А вдруг не получится? И даже не так, они просто говорят: «У меня не получится». Люди с выученной беспомощностью не только не действуют, но они даже не стремятся обучаться, плюс у них почти всегда пониженный фон настроения вплоть до депрессии. В моей практике было три клиента с беспомощностью, и у всех трех были гиперопекающие матери. У всех трех матерей воспитание этих детей было смыслом жизни. Несмотря на то, что клиентам было от 30 до 45 лет, матери очень активно участвовали в их жизни, старались сами принимать решения за «детей» и очень агрессивно реагировали, если дети поступали по-своему. На эту тему было проведено много экспериментов, выводы таковы: людям важно осознавать, что они могут влиять на свою жизнь и что у них есть свобода выбора. Поощряйте инициативу. Даже если после помытой ребенком посуды у вас появится в два раза больше работы, знайте - это время инвестировано в развитие самостоятельности вашего ребенка. Пока ребенок хочет учиться, давайте ему это, а то потом в подростковом возрасте уже сложно будет что-то исправить. Помните про особенный сензитивный период у ребенка до 8 (11) лет. Это то золотое время, которое потом делает всю жизнь взрослого человека. А как бывает в обычной жизни? До 11 лет ребенку ничего не разрешают, все делают за него, а когда он уже ничего делать не хочет, то его принимаются заставлять - и начинаются конфликты. Привлекайте ребенка к семейным делам. Всегда следите, чтобы задание было по силам ребенку, но со временем усложняйте. Дело должно вызывать небольшое напряжение, приложение сил, и когда малыш справится, его нужно похвалить. Грамотные тренеры в спорте для воспитания чемпионов используют эту тактику. Они никогда не дают будущему чемпиону сразу сложных соперников. Спортсмен должен выигрывать, но с каждым разом планка все поднимается. Итак, самостоятельность в ребенке, конечно, развивать нужно,
и тогда ваш малыш вырастит в счастливого взрослого. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|