Развитие самостоятельности у детей

 

Развитие самостоятельности у детей

Довольно часто мы слышим, что в детях нужно воспитывать самостоятельность для того, чтобы во взрослой жизни они были более жизнеспособны.

Но когда начинаешь спрашивать, что такое самостоятельность, то мало кто может вразумительно ответить на этот вопрос.

Одна мамочка сказала, что ее пятилетний ребенок самостоятельно собирает игрушки вечером. Я ее спросила: «Он эти игрушки собирает без Вашего напоминания?». Она: «Нет, конечно, я говорю, что пора собирать игрушки, и он начинает их собирать сам, я ему не помогаю». Самостоятельность ли это?

Самостоятельность – это когда человек сам ставит цель и сам ее достигает.

  • То есть в выше приведенном случае малыш проявил бы самостоятельность, если поиграл бы и после убрал за собой игрушки без маминого напоминания.
  • Школьник самостоятельно выполняет домашние задания, если ему никто из семьи об этом не напоминает и не помогает в решении задач.

Если же мы, как родители, наблюдаем за процессом, не вмешиваясь, то это контролируемая самостоятельность. То есть вы даете ребенку возможность самому ставить задачи и решать их, но в случае, если возникнет какая-то угроза, то вы ее предотвратите.

Из выше написанного следует вывод:
прежде, чем ребенок начнет проявлять самостоятельность, его все же нужно обучить этому.

Так как же правильно научить ребенка быть самостоятельным?

Первое - это давайте ему возможность выбора. Хорошо, когда ребенок чувствует, что может влиять на действительность. Спросите малыша, что сегодня приготовить на гарнир макароны или рис, в выходные вы пойдете в цирк или на карусели.

Почему это важно?
Возможно, вы слышали о таком феномене, как выученная беспомощность. Это когда человек перестает даже пытаться что-то сделать, потому что считает, что это бесполезно - все равно не получится.

Родители, экономя свое время, пресекают любые попытки неуклюжего проявления детской самостоятельности и сами, ворча, выполняют за ребенка любую работу. Постепенно ребенок усваивает, что не стоит напрягаться, чтобы лишний раз не услышать, что ты все делаешь не так, как надо.

А потом на прием к психологу приходят взрослые, которые боятся действовать в жизни и принимать решения. А вдруг не получится? И даже не так, они просто говорят: «У меня не получится».

Люди с выученной беспомощностью не только не действуют, но они даже не стремятся обучаться, плюс у них почти всегда пониженный фон настроения вплоть до депрессии.

В моей практике было три клиента с беспомощностью, и у всех трех были гиперопекающие матери. У всех трех матерей воспитание этих детей было смыслом жизни. Несмотря на то, что клиентам было от 30 до 45 лет, матери очень активно участвовали в их жизни, старались сами принимать решения за «детей» и очень агрессивно реагировали, если дети поступали по-своему.

На эту тему было проведено много экспериментов, выводы таковы: людям важно осознавать, что они могут влиять на свою жизнь и что у них есть свобода выбора.

Поощряйте инициативу. Даже если после помытой ребенком посуды у вас появится в два раза больше работы, знайте - это время инвестировано в развитие самостоятельности вашего ребенка. Пока ребенок хочет учиться, давайте ему это, а то потом в подростковом возрасте уже сложно будет что-то исправить.

Помните про особенный сензитивный период у ребенка до 8 (11) лет. Это то золотое время, которое потом делает всю жизнь взрослого человека. А как бывает в обычной жизни? До 11 лет ребенку ничего не разрешают, все делают за него, а когда он уже ничего делать не хочет, то его принимаются заставлять - и начинаются конфликты.

Привлекайте ребенка к семейным делам. Всегда следите, чтобы задание было по силам ребенку, но со временем усложняйте. Дело должно вызывать небольшое напряжение, приложение сил, и когда малыш справится, его нужно похвалить. Грамотные тренеры в спорте для воспитания чемпионов используют эту тактику. Они никогда не дают будущему чемпиону сразу сложных соперников. Спортсмен должен выигрывать, но с каждым разом планка все поднимается.

Итак, самостоятельность в ребенке, конечно, развивать нужно,
и в этом вам помогут основные правила:

  • привлекайте ребенка к семейным делам,
  • поощряйте его инициативу и давайте возможность выбора,

и тогда ваш малыш вырастит в счастливого взрослого.



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Как развивать самостоятельность у ребенка?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Самостоятельность ребенка
  • Самостоятельность ребенка
  • Самостоятельность и ответственность ребенка
  • Самостоятельность ребенка и давление родителей
  • Как не злиться на ребенка даже когда проверяешь домашние задания
  • Что лучше: самостоятельность или опекание в воспитании ребенка?
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Как страхи родителей влияют на самостоятельность ребенка
  • Самостоятельность ребенка как залог зрелой и инициативной личности
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Что мне нужно сделать, чтоб в моей жизни было больше позитива?
  • Прививаем самостоятельность ребенку: 9 полезных советов родителям
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Выученная самостоятельность
  • От 1,5 до 4 лет: развиваем самостоятельность малыша.
  • Как воспитать в ребенке самостоятельность
  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Если б было нужно – я бы горы свернул!... О мотивации к изменениям
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь